Исполнение духовной музыки

Исполнение духовной музыки - особая область хорового пения.
Факторами, формирующими церковное пение, являются: богослужебный текст, богослужебный чин и музыкальный материал.
Глубина исполнения, стилевая точность церковных произведений во многом зависит от глубины осмысления содержания словесного текста.
Выразительность произнесения и подачи слова. Литургическая манера чтения должна сохраняться в певческой практики как одна их основ речевой манеры пения. По церковно-славянски слово произносится так, как пишется. Например: припадем, а не припадём; убоятся, а не убояца; святаго, а не святого и т.п.
Формообразование. Закон симметричного ритма в большинстве случаев неприменим в духовной музыки. Это обусловлено свободным текстовым ритмом, где нет равномерного чередования ударных и безударных слогов и где песнопения не связаны с ритмичностью движения. Особенности литургического текста часто не дают возможность заключить его в симметричные рамки тактов, группировать музыкальные фразы в периоды, создавать классические, традиционные формы соотношения частей и т.п. Богослужебное действо является определяющим в формировании музыкального целого.
Темп исполнения. Изучение традиций исполнения песнопений, раскрытие их внутреннего содержания, проникновение в образный строй и настроение, помогут найти верный исполнительский темп. Интересно отметить, что в духовных сочинениях А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, С.В.Рахманинова наряду с общепринятыми обозначениями темпа можно встретить и его образные определения: «довольно скоро, но покойно и мягко», «медленно, тягуче», «легко и слегка оживлённо» и т.п. Концертное исполнение духовной музыки предполагает, что выбранный темп должен способствовать созданию формы произведения, при этом служебная сущность песнопения не должна вступать в противоречия с общемузыкальными законами художественного творчества.
Звук. Простота, одухотворённость, полётность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, трепетное отношение к тексту, естественная, идущая от сердца выразительность, помогут в нахождении истинных звуковых красок.

Жанры музыки (разделить на два столбца): соната, симфония, тропарь, литургия, ирмос, концерт, кондак, сюита, стихира, рапсодия, гимн.

 

Духовная музыка Светская музыка
       

Способы исполнения музыки (….): оркестровое, сольное, хоровое, инструментальное, а –капелла, эстрадное, джазовое.

 

   

Качества выразительности (…): Простота, эмоциональность,  одухотворённость, акценты,  полётность, чёткий ритм, нежность, соревнование голосов, трепетность, чёткое членение на фразы, естественность, быстрый темп.

   


Заполнить таблицу.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: