Период творческой зрелости (1834-1844)

Тема урока: «Возвышенная тайна музыки М.И.Глинки».            

Цели и задачи урока:                                                                     

  1. Приобщать учащихся к шедеврам отечественной музыкальной культуры, ее истории и традициям.
  2. Расширять музыкальный кругозор, развивать наглядно-образное мышление.
  3. Развивать эмоционально-личностное восприятие музыки в процессе изучения жизни и творчества композитора.
  4. Прививать любовь и интерес к музыке.

5. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня на уроке музыки мы начинаем изучать новый материал: жизнь и творчество замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки.                                 

Вступление.

        

Давайте мысленно перенесемся в далекий ХIХ век. Начало ХIХ века –

время культурного и духовного подъема России.

Отечественная война 1812 года и общественное освободительное движение 1825 года ускорили рост национального самопознания русского народа, что оказало огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. В этот век творили Жуковский, Крылов, Пушкин, Гоголь, Белинский, Алябьев, Брюллов, Герцен, Гурилев, Одоевский и многие другие.

     На картине И. Е. Репина «Славянские композиторы» (1872г.) художник сгруппировал всех выдающихся русских, польских и чешских музыкантов ХIХ века. И, конечно, в центре картины, возглавляя это созвездие имен, художник поместил Глинку.

В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость классической музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки.

Глинка – родоначальник русской классической музыки, первый глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа.                                                                                                                                                                                                                                   

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской поэзии». Подобно тому, как Пушкин своим творчеством открыл классическую эпоху русской музыки, Глинка стал основоположником русской классической музыки.

                                                                                                            

                                              Молодые годы (1804-1817 )                 

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки.

Мальчик был очень способным, рано выучился читать, любил рисовать и «ловко» подражал трезвону колоколов, играя на медных тазах, и жадно вслушивался в эти резкие звуки.

По словам Глинки, он открыл для себя музыку в десять лет. Завороженный игрой крепостных музыкантов, мальчик испытал «непостижимое, новое и восхитительное впечатление». Погруженный в «томительно-сладкое состояние», на замечание учителя на то, что он постоянно думает о музыке, ответил: «Что же делать? Музыка – душа моя!».

  

У Глинки был особенный голос – тенор с драматическими нотками, очень прочувствованный.

                                                                                                                  

Период творческой зрелости (1834-1844).

Еще за границей у Глинки зреет план о создании крупного, подлинно национального произведения. Вернувшись в 1834 году в Россию, он начинает с жаром трудиться над осуществлением своей мечты. Его увлек сюжет исторического события: подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради победы над врагом, предложенный Жуковским.

Осенью 1836 года императору Николаю I была предложена опера молодого композитора Глинки «Смерть за царя». Император отредактировал название и предложил оптимистичное – «Жизнь за царя» и 27 ноября состоялась премьера оперы в Петербурге.                                             

                                                                                                                   

Оперу горячо встретили передовые люди русского общества. Гоголь, Одоевский писали о новаторском значении оперы, которая открыла новую стихию в искусстве, новый период русской музыки. На премьере «Ивана Сусанина» присутствовал А. С. Пушкин.                                                                                                                          

  Опера «Иван Сусанин» - первый в истории мировой музыки образец героико-патриотической музыкальной драмы. Глинка нашел метод целостного симфонического развития оперной формы, отказавшись от разговорного диалога. С замечательной чуткостью и психологической правдивостью передает Глинка характеры и переживания героев – мудрого величия Сусанин, отваги Собинин, сердечности Антонида в трио «Не томи родимый».           

 

Высшим достижением Глинки вокальной лирики считается романс «Я помню чудное мгновенье». Как известно, стихотворение А. С. Пушкина обращено к Анне Петровне Керн.                                                                            

Глинка же посвятил романс ее дочери, Екатерине Ермолаевне (а впоследствии посвятил ей и симфоническое произведение «Вальс – фантазия»).

Мелодия романса – один из самых замечательных образцов вокального стиля Глинки. Она чарует своей красотой, плавностью, гибкостью, льется свободно и непринужденно. В этом романсе идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная музыка.

 

(Слушание «романс Я помню чудное мгновенье»)

 

Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитора еще при жизни Пушкина.

Глинка вспоминает в «Записках»: «…я надеялся составить план по указанию Пушкина, но преждевременная кончина его предупредила исполнение моего намерения».

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно – день в день – через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина»..

 С поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора.

 «Руслан и Людмила», по определению Глинки, - «большая волшебная опера». Однако сказку Глинка использовал для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.               

Более детально с этой оперой мы познакомимся на следующих уроках. Сегодня вы увидите видеофрагмент из оперы, где уникально изображен отрицательный персонаж. Злой волшебник Черномор нигде не поет, его роль играет не певец, а артист-статист, который лишь внешне изображает Черномора - в движениях, жестах и мимике. Главным музыкальным номером, в котором обрисован волшебник, является марш Черномора в четвертом действии.  

                                                                         .

Позже Глинка создаст замечательные увертюры-фантазии на народные темы: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде»(1845).

 

Оставаясь на чужбине в Германии, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет симфоническую фантазию- «Камаринскую», основанную на двух русских народных темах: свадебной лирической и бойкой плясовой. В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Значение этого сочинения для русской симфонической школы так охарактеризовал П. И. Чайковский: «Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде».

 

В Петербурге 1851 –1852 г. вокруг Глинки возник кружок музыкантов разных поколений.

Скончался М. И. Глинка в Берлине 3 февраля 1857 года.

«Глинка – поистине живой родник всей русской музыки», - говорил Б.Асафьев. Музыка Глинки любима всеми, она прочно вошла в духовный мир культурного человека.

Великое наследие Глинки всегда будет освещать путь музыкальному искусству в его непрестанном движении вперед.

Домашнее задание:  Прослушать романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Разгадать кроссворд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: