Сергей Сергеевич Прокофьев Кантата «Александр Невский»

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино.

В качестве автора музыки он решил привлечь композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов.    

«Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор.

Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.
Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. (Слово кантата происходит от итальянского к антаре, что значит «петь». Состоит из нескольких частей. Это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

 

Кантата состоитиз семи частей:

1. «Русь под игом монгольским»,

2. «Песня об Александре Невском»,

3. «Крестоносцы во Пскове»,

4. «Вставайте, люди русские»,

5. «Ледовое побоище»,

6. «Мертвое поле»,

7. «Въезд Александра во Псков».

«Русь под игом монгольским» - 1 часть, короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам прийдёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские».

Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли, в которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.

Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат. Что такое набат?Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. Звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.

В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

Шестая часть - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих - добрых молодцев.

Одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос (меццо-сопрано). В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина - мать, жена, невеста. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

 

ТЕСТ

1. Композитор, написавший музыкальное произведение «Александр Невский»

А) Д. Шостакович

Б) Г. Свиридов

В) С. Прокофьев

Г) С.Рахманинов

2. Выберите жанр, к которому относится произведение

А) опера

Б) оратория

В) сюита

Г) кантата

3. В каком году оно было написано?

А) 1939

Б) 1940

В) 1941

Г) 1945

 

4. Сколько частей в произведении?

А) 5

Б) 6

В) 7

Г) 8

 

5. Выберите сольный номер

А) «Вставайте, люди русские»

Б) «Ледовое побоище»

В) «Мертвое поле»

Г) «Въезд Александра во Псков»

 

6. Выберите тип голоса солиста

А) Сопрано

Б) Меццо - сопрано

В) Альт

Г) Контр – альт

 

7. Хор, чаще всего исполняемый во время Великой Отечественной Войны

А) «Песня об Александре»

Б) «Вставайте, люди русские»

В) «Крестоносцы во Пскове»

Г) «Въезд Александра во Псков»

 

8. Назовите режиссера, снявшего фильмы «Александр Невский»

А) Эйзенштейн

Б) Мейерхольд

В) Ромм

Г) Станиславский

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: