Топливно-энергетический комплекс

 

Ключевые слова: энергетические ресурсы, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), экономический потенциал энергетических ресурсов.

 

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) объединяет отрасли, связанные с добычей и производством первичных энергетических ресурсов, их переработкой в другие виды топлива (нефтепродукты и др.), преобразованием в другие виды энергии) тепловая, электрическая и др.), а также транспортировкой и распределением по потребителям (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Состав топливно-энергетического комплекса.

 

В состав комплекса входит три крупных взаимосвязанных части:

1. топливная промышленность (добыча и переработка нефти, газа, угля и т.п.);

2. электроэнергетика;

3. транспортировка топлива и продуктов его переработки, тепла и электроэнергии (нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы, линии электропередачи).

Задачи топливно-энергетического комплекса (ТЭК):

1. Обеспечить бюджет страны за счет экспорта энергоресурсов, в первую очередь нефти и газа.

2. Обеспечить экономику страны всеми видами энергии.

Базой ТЭК России являются крупнейшие в мире запасы энергетических ресурсов. На территории России сосредоточено 45% мирового запаса природного газа, 13% нефти, 23% угля, 14 % урана р [1; С. 46]. Потребность в первичных энергетических ресурсах на внутреннем рынке Росси в 2019 году составила 1145-1270 млн. т у.т. Основой внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы остается природный газ. В расходной части баланса первичных ресурсов его доля составила 45-46% (снизилась с 50%), соответственно на жидкое топливо (нефть, нефтепродукты) пришлось 20-22%, на твердое – 18-20%.

28 августа 2003 года была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. 15 июня 2009 в нее были внесены поправки. Утратила силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р [Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года].

Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Положения настоящей Стратегии используются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, комплексных программ по энергетическому освоению регионов.

За период 2000-2020 г.г. фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов России вырос в 1,6; фактический прирост добычи и производства топливно-энергетических ресурсов составил 26 процентов к уровню 2000 года (при отклонении от прогнозов Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 2,6 процента). При этом внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов выросло на 10 процентов к уровню 2000 года при отклонении от прогнозов Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 5 процентов главным образом за счет сокращения спроса в 2008 году вследствие глобального экономического кризиса.

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 процентов мировой торговли нефтью (Рисунок 2).

Рисунок 2. Мировые запасы нефти на 2019 год по данным British Petroleum

 

Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок.

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 процентов. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центральноазиатского газа в Европу и страны Содружества Независимых Государств.

Россия удерживает второе место в мире по запасам угля (19 процентов мировых запасов), пятое место по объемам ежегодной добычи (5 процентов мировой добычи) и обеспечивает около 12 процентов мировой торговли энергетическим углем.

Российская атомная энергетика составляет 5 процентов мирового рынка атомной электрогенерации, 15 процентов мирового рынка реакторостроения, 45 процентов мирового рынка обогащения урана, 15 процентов мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 процентов мировой добычи природного урана (Рисунок 3).

Рисунок 3. Структура потребления энергоресурсов

 

Цена барреля нефти - традиционно важный показатель для российской экономики. Министерство энергетики США в середине ноября 2019 года выпустило прогноз по цене нефти в 2020 году. По итогам 2019 года ожидается средняя цена барреля Brent на уровне 63,59 долларов США (было 63,37 долларов). В 2020 году ожидается баррель в среднем за 60,1 долларов (прежний прогноз - 59,93 долларов). Средняя цена барреля нефти в 2020 году должна оказаться более низкой, чем в 2019 году, что связано с ожидаемым ростом запасов сырья в первой половине года.

Что касается российских официальных прогнозов по цене барреля, то Минэкономразвития РФ, как обычно, представляет три версии развития событий.

Согласно базовому сценарию, баррель нефти в 2020 году будет стоить в среднем 57 долларов. Имеется в виду баррель сорта Urals - его цена зависит от котировок Brent, но из-за более низкого качества российская нефть торгуется с дисконтом. Поэтому при сравнении с прогнозом Минэнерго США, где средняя цена нефти выше, об этом нюансе нужно помнить.

Консервативный прогноз предполагает, что в среднем по итогам 2020 года нефть подешевеет до 42,5 долларов. Примерно под такую цену и свёрстан бюджет страны на будущий год. В рамках бюджетного правила от продажи каждого барреля в 2020 году в казну будет поступать 42,4 доллара. Всё остальное будет направляться в резервы.

Неблагоприятный сценарий Минэкономразвития - падение цены барреля до 10 долларов. Этот вариант маловероятен и прописан в чисто технических целях. В правительстве таким образом дали прогноз по поводу того, что будет с российской экономикой при шоковом развитии событий на рынке сырья.

С начала 2017 года действовала сделка ОПЕК+ и последний раз она продлевалась в декабре. В начале 2020 года Министры стран ОПЕК+ не пришли к единой позиции по поводу нового соглашения. Накануне страны, входящие в ОПЕК, согласились сократить производство еще на 1,5 млн баррелей в сутки во втором квартале, если участвующие в сделке страны вне ОПЕК возьмут на себя треть этого объема. Однако решения о дополнительном соглашении добычи странами ОПЕК так и не было принято.

Сделка ОПЕК + о сокращении добычи нефти прекратит действовать с 1 апреля 2020 года. В результате с 1 апреля 2020 года у нефтедобывающих стран нет обязательств по сокращению добычи. На фоне произошедших событий цены на нефть марки Brent сразу же упали более чем на 7%, опустившись до минимального уровня, соответствующего июню 2017 года (ниже $46 за баррель).

9 марта цены на нефть рухнули на 30%. Подобного не было с 1991 года — когда во время войны в Заливе иракские войска подожгли нефтяные поля Кувейта.

Россия продолжит сотрудничать с картелем в рамках хартии, но все обязательства по сокращению добычи со странами ОПЕК и «не ОПЕК» снимаются. Наращивание добычи нефти Россией теперь будет зависеть только от планов нефтяных компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: