Российской Федерации. 1.1. Топливно-энергетический комплекс

Лекция 1

1.1. Топливно-энергетический комплекс

Российской Федерации

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - один из важнейших секторов экономики России, от работы которого зависит как благосостояние населения, так и устойчивость экономики страны.

ТЭК имеет несколько уровней управления:

I уровень - Государственные структуры управления, к которым относятся:

· Госкомимущество РФ

· Государственный комитет по антимонопольной политике

· Минтопэнерго РФ

· Министерство внешнеэкономических связей

· Министерство финансов

· Роскомнедра

· Федеральная энергетическая комиссия

II уровень - Супермонопольные квазирыночные[1] структуры,

к которым можно отнести:

· РАО «Газпром» - осуществляющему поставки газа в РФ и зарубежным потребителям, управление и развитие Единой системы газоснабжения России;

· АК «Транснефть» - осуществляющую транспорт нефти в пределах РФ и в ближнее зарубежье по магистральным нефтепроводам;

· АК «Транснефтепродукт» - осуществляющую транспорт нефтепродуктов по разветвленным и магистральным нефтепродуктопроводам в пределах РФ и на экспорт;

· Госкомпанию «Роснефть» - осуществляющую в период 1993-1995 гг по договору с Госкомимуществом функции по коммерческому управлению закрепленными в федеральной собственности пакетами акций 24-х нефтегазодобывающих предприятий нефтяного комплекса, а также представлению интересов РФ в соглашениях о разделе продукции и реализации государственной доли углеводородов. ГП «Роснефть» не получило в собственность контрольный пакет предприятий комплекса;

· АО «Росуголь»

· РАО ЕС России

III уровень - Вертикально-интегрированные нефтяные и газовые компании:

· частично государственные (доля собственности государства в которых составляет 38-50%), например АО «Росгазификация»,ВНК «Сургутнефтегаз», АО Восточно-Сибирская НК, Русиа-Петролеум (Иркутск) и др.

· независимые (ЛУКойл, ЮНКО, а также совместные предприятия: Варьеганефть, Полярное Сияние, Нобель Ойл, Коми Арктик Ойл, Белые Ночи, Байран, Югранефть, Геолбент и др.

· частные (интегрированные)

IY уровень - институты рыночной инфраструктуры.

В соответствии с указом Президента РФ от 17 ноября 1992 года № 1403 [[2]] приватизация предприятий ТЭК осуществлялась на базе:

n производственных нефтегазовых объединений, получивших статус Акционерных обществ открытого типа

n предприятий, обеспечивающих разведку, добычу нефти, хранение и распределение нефтепродуктов, образовавших вертикально-интегрированные нефтяные компании.

Управление деятельностью этих предприятий осуществляется путем использования всего комплекса мер государственного регулирования:

- квотирования

- лицензирования

- регулирования цен.

НК осуществляют функции спецэкспортеров нефти и газа и продуктов переработки, произведенных как самими НК, так и контролируемыми ими АО. Только НК получают право пользования недрами.

В настоящее время в РФ действует 16 вертикально-интегрированных нефтяных компаний холдингового типа:

1. НК «ЛУКойл» (1993 г.)

2. НК «ЮКОС» (1993 г.)

3. НК «Сургутнефтегаз» (1993 г.)

4. СИДАНКО (Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания) (1995 г.)

5. НГК «Славнефть» (1995 г.)

6. ВНК (Восточная нефтяная компания) - (1994 г.)

7. ТНК (Тюменская нефтяная компания) (1995 г.)

8. ОНАКО (Оренбургская нефтяная акционерная компания) (1995 г.)

9. НК «ВостСибнефтегаз» (Восточно-Сибирская нефтегазовая компания) (1994 г.)

10. НК «Коми-Тэк» (1994 г.)

11. «СИБУР» (Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания,1995 г.)

12. ВНК «Башнефть»

13. «НОРСИойл» (1995 г.)

14. НК «Сибнефть» (Сибирская нефтяная компания, 1995 г.)

15. НК «Роснефть» (1995 г.)

16. «ЮНКО»

17. ЦТК (Центральная топливная компания)

18. «Татнефть»

Сравнительные данные о добыче нефти с газовым конденсатом крупнейшими компаниями мира приведены в табл.1

Таблица 1 Данные о добыче нефти с газовым конденсатом, млн.т.[ [3] ]

Компания        
1.Royal Dutch/Shell 91,0      
2.Exxon 80,0      
3.Нижневартовскнефтегаз 79,4      
4.British Petroleum 66,1      
5.Юганскнефтегаз 59,0      
6.Сургутнефтегаз 51,0      
7.Chevron 42,0      
8.Ноябрьскнефтегаз 40,2      
9.Amoco 38,5      
10.Texaco 35,7      

Развал плановой экономики СССР, безусловно, сказался на работе предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Российской Федерации и привел к спаду производства и финансовой нестабильности их работы. Объем добычи нефти, начиная с 1989 г., постоянно снижался, не достигнув относительной стабилизации ни в 1997 г. (305,6 млн.тн), ни в 1999 г. (........). Это сказалось как на уровне переработки нефти, так и на поставках нефтепродуктов на внутренний рынок, см. Табл. 2. и рис.1.[[4]],[[5]].

В основе этого кризиса лежит отставание регулируемых цен на энергоресурсы от свободных цен на потребляемые предприятиями ТЭК товары и услуги, а также мировой кризис перепроизводства добычи нефти. Отсутствие развитой инфраструктуры рыночной экономики предопределяет сложность развития ТЭК страны, поскольку именно для этой отрасли требуются отработанные связи, огромные капитальные вложения и долгосрочные планы развития[[6]]. Объем внутренних инвестиций снизился в 1992 году по сравнению с 1991 г. на 50%, при этом реинвестировано было только 16% прибыли предприятий при среднем уровне в предыдущие годы 25-30% [[7]].

Акционерные общества и компании ТЭКа являются одними из основных налогоплательщиков в бюджет и,одновременно, одними из основных должников перед федеральным бюджетом. Общая дебиторская задолженность предприятий ТЭК в июне 1997 года составляла 430 млрд.руб., а задолженности по зарплате и в Пенсионный фонд 8,4 и 9,7 млрд.руб. соответственно [[8]],[[9]]. В то же время в целом по России количество убыточных предприятий составляет 56,1% (74599 ед.) от их общего количества, а суммарный убыток достиг более 67717 млрд.руб. [[10]].

В современных условиях системная концепция исследования и оптимизация развития ТЭК получила общее признание [[11]],[[12]]. Поэтому СОБНП должна рассматриваться как комплекс сложных систем, состоящих из разветвленных нефтепродуктопроводов (НПП), нефтебаз (НБ) и автозаправочных станций (АЗС), связанных между собой внутрирегиональными транспортными системами.

Таблица 2 Структура и объемы производства нефтепродуктов (млн. т.) к объему первичной переработки нефти [ [13] ],[ [14] ]

Нефть и нефтепродукты                    
Добыча нефти с газовым конденсатом 353,0 546,7 506,2 462,3 395,6 351,1 317,2 306,9 301,2 305,6
Переработка нефти 208,1 325,2 297,7 286,0 256,0 223,0 186,2 181,8 172,2 177,6
Бензин автомобильный 36,9 17,6 53,8 16,5 40,9 13,7 38,8 13,6 35,1 13,7 31,0 13,9 27,0 14,5 28,2 15,5 26,6 15,5 27,2 15,3
Дизельное топливо 49,0 23,6 69,5 21,6 76,2 25,6 72,2 25,2 65,1 25,4 57,0 25,6 46,5 25,0 47,3 26,0 45,7 26,5 47,7 26,8
Мазут топочный 77,8 37,4 137,3 42,2 100,3 33,7 97,1 34,0 88,7 34,6 79,6 35,7 68,0 36,5 65,1 35,8 61,6 35,7 62,5 35,2
Смазочные масла 4,2 2,0 5,4 1,7 4,8 1,6 4,3 1,5 3,6 1,4 2,7 1,2 2,1 1,1 1,9 1,0 2,3 1,3 2,1 1,2
Прочие нефтепродукты 40,2 19,3 59,2 18,2 75,5 25,4 73,6 25,7 63,5 24,8 52,7 23,6 42,6 22,9 39,3 21,6 36,0 20,9 38,1 21,5

Рисунок 1 Структура и объемы добычи нефти

и производства нефтепродуктов (млн.т.)


После приобретения независимости экономическая ситуация в РФ остается сложной при усилении многих негативных процессов. Продолжaется падение абсолютных размеров общественного производства и его эффективности. Причины этого в снижении уровня управляемости народного хозяйства, снижении исполнительской дисциплины, несбалансированности потребительского рынка и сферы производства к научно-техническому прогрессу, несоответствии действующих цен и тарифов действительным затратам на производство и существующим соотношениям спроса и предложения. Переход предприятий на самофинансирование, повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы сопровождается ухудшением материально-технического снабжения, ростом цен, не только на научно-техническую продукцию, но и на транспортные услуги, нарушением производственных связей и срывом договорных поставок.

Несомненно, нужно отметить такой важный фактор благополучного существования и развития производства, как налоговая политика государства. К сожалению, приходится констатировать, что действующий в России налоговый режим регрессивен по своей сути - он не только не создает условий для жизненно необходимого технического перевооружения (что является практически единственным радикальным средством снижения производственных затрат), но и не оставляет предприятиям средств для поддержания производства. К примеру, в развитых странах (Канада, Норвегия) налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор составляет 23-27%, в то время как в России нормативный налог достигает 65-70%.

Процесс формирования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), способных осуществлять весь комплекс операций от разведки и добычи нефти до реализации нефтепродуктов потребителям, сопровождался переделом рынков сбыта нефтепродуктов, в рамках которого структурными элементами 13 действующих ВИНК являются, как правило, предприятия бывшего концерна «Роснефтепродукт» - например, «Волгограднефтепродукт» (ЛУКойл), «Тверьнефтепродукт» (Сургутнефтегаз), «Сахалиннефтепродукт» (СИДАНКО), «Брянскнефтепродукт» (ЮКОС) и т.д. Поэтому системы обеспечения нефтепродуктами многих ВИНК расположены в различных регионах страны, что приводит к региональному монополизму.

Доставка нефтепродуктов от НПЗ до нефтебаз, в основном, осуществляется железнодорожным и нефтепродуктопроводным транспортом. Как отмечается в [[15]], «... жесткие связи с НПЗ и пунктами сдачи, строго ориентированные грузопотоки и небольшие возможности по их взаимозаменяемости, незначительная разветвленность сети при наличии на всех действующих направлениях альтернативных путей сообщения, ограничений ассортимента перекачиваемых нефтепродуктов, а также сравнительно невысокая скорость доставки не позволяют им доминировать на рынке транспортных услуг». Однако, рассматривая технологическую цепочку «НПЗ - НПП - ПНП - железная дорога - морской терминал», а также более короткую «НПЗ - НБ», следует отметить, что при низких тарифах нефтепродуктопроводы будут успешно конкурировать с железной дорогой. Залог этого лежит в правильной инвестиционной политике в области реконструкции действующих и строящихся НПП, а также в методах управления, направленных на снижение издержек обращения.

Основной причиной, тормозящей динамическое развитие ТЭК, является проводимая в РФ ценовая и налоговая политика, и, как следствие этого, проблема неплатежей и дефицита инвестиций, поэтому важную роль в деятельности каждой компании играет правильная инвестиционная программа, являющаяся конечным этапом совершенствования управления научно-техническим развитием. Как отмечается в [[16]], сокращение объема инвестиций имело место во всех отраслях ТЭК: от 5,5% в газовой до 25,7% в нефтяной промышленности. При этом в нефтяных компаниях «ЮКОС» и «Сиданко» объем инвестиций за 1996 год сокращен почти в 2 раза. По данным [[17]], снижение инвестиций из-за удорожания стоимости строительства, материалов, инфляции имеет место и в системах хранения и распределения нефтепродуктов. Несмотря на абсолютное увеличение капитальных вложений, вводимые мощности уменьшались по всем акционерным обществам Главнефтепродукта ГП «Роснефть», см.табл.3.

Увеличение накладных расходов, особенно транспортных издержек, рост цен на материально-технические ресурсы, повышение затрат на обслуживание банковских кредитов и займов привело к тому, что внутренние

оптовые цены на отдельные нефтепродукты близки или превышают уровень мировых цен. Например, в 1995 году и мае 1997 года соотношение цен предприятий-производителей и мировых цен составили: на нефть

Таблица 3. Объем инвестиций Главнефтепродукта ГП «Роснефть» [17]

Показатели          
Капитальные вложения в % к предыдущему году          
Ввод в действие АЗС, шт. % к предыдущему году          
Резервуарные парки, тыс.м3 в % к предыдущему году          

- 56,9% и 50,2%, на автомобильный бензин - 85% и 89,2%, дизельное топливо - 133,7% и 110,7% и мазут топочный - 74,5% и 97,7% соответственно. [[18]],[[19]]. Из-за высоких цен и снижения покупательной способности населения произошло изменение спроса на нефтепродукты по районам РФ, что, в свою очередь, привело к перераспределению грузопотоков. Например, по отдельным районам произошло изменение обеспеченности нефтепродуктами. Так, 2 района (Центральный и Волго-Вятский), из вывозящих нефтепродукты стали потребляющими, а 6 районов (Северный, Центральный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный, Дальневосточный и Калининградская область) вынуждены завозить нефтепродукты из других регионов и по импорту. Практически по всем районам в 1997 году наблюдалось снижение спроса на светлые нефтепродукты по отношению к 1991 году: по автомобильному бензину максимальное на 116,5% (Дальневосточный), минимальное - 2,2% (Северо - Западный), при среднем по России - 30,8%; по дизельному топливу максимальное - на 73,6% (Дальневосточный), минимальное - 29,8% (Северо - Западный) при среднем по России - 55,9%.

В рамках отдельных нефтяных компаний изменения по обеспечению собственных рынков сбыта могут достигать значительных величин. Например, для Тюменской нефтяной компании, имеющей Рязанский НПЗ и сеть нефтесбытовых предприятий в Рязанской, Курской, Калужской и Тульской областях, в 1995 году производство превышало потребление по автомобильным бензинам на 217 тыс. т. В 1996 г. из-за снижения спроса (на 23,6%) и продолжением кризиса в нефтепереработке производство собственных автомобильных бензинов уже не покрывало спрос на 164,9 тыс. т. Соответственно предприятия нефтепродуктообеспечения ТНК в этих областях вынуждены были закупать нефтепродукты у других компаний по ценам, превышающим оптовые цены Рязанского НПЗ. Отсюда следует важность разработки методов анализа эффективности функционирования объектов СОБНП в условиях изменения рынка и источников получения ресурсов.

Таким образом, для нефтяных компаний, осуществляющих снабжение нефтепродуктами предприятий различных отраслей промышленности и населения, важным фактором собственного развития является укрепление и расширение рынка сбыта нефтепродуктов с обеспечением минимальных издержек на их доставку, хранение и сбыт. Это возможно только на основе проведения эффективной экономической и научно-технической политики с формированием системы выбора и отбора приоритетов, так как источниками финансирования инвестиционных проектов являются собственные средства предприятий, что в условиях снижения покупательной способности населения и возрастающей конкуренции частного сектора снижает их возможности.

Основными направлениями деятельности крупных нефтяных компаний в области нефтепродуктообеспечения являются:

-расширение сбытовых возможностей предприятий нефтепродуктообеспечения, например ОАО «ЛУКОЙЛ» предусматривало расширение сети АЗС и ввод в 1997 году около 40 АЗС [[20]], а в последующие годы …"многократное, не менее чем в 4-5 раз расширение сети продаж нефтепродуктов", [[21]];

- снижение издержек обращения и улучшение оперативного управления, например по данным [[22]], конкуренция на рынке поставок и сбыта нефтепродуктов приводит к изменению грузопотоков и снижению выручки от реализации, что ведет к изменению профилизации ряда нефтебаз Красноярского края, и, как следствие этого, к нерентабельности водных нефтебаз. В связи с этим ОАО «Красноярскнефтепродукт» выведено из состава ВНК и передано в собственность субъекта Федерации с последующим созданием холдинга на базе организационных структур ОАО;

- снижение непроизводственных затрат за счет передачи в аренду части малорентабельных нефтебаз и АЗС. Например, Нефтяная компания «ЮКОС» в рамках реструктуризации холдинга приступает с 1997 года к передаче в аренду значительной части АЗС и нефтебаз в Самарской, Ульяновской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Орловской, Белгородской и Брянской областях, за исключением тех нефтебаз, которые будут производить поставку нефтепродуктов на арендуемые объекты. Предполагается, что за компанией останутся головные нефтебазы, к которым подходят железнодорожные пути и трубопроводы [[23]].

Реализация вышеперечисленных направлений деятельности компаний требует комплексного подхода, рассмотрения в едином процессе доставки, хранения и сбыта нефтепродуктов, технико-экономическую оценку каждого варианта с оптимизацией управленческих и технических решений для получения максимально возможного эффекта.

1.2. Формирование системы обеспечения нефтепродуктами

Российской Федерации

До 1992 года снабжение отраслей промышленности и населения нефтепродуктами осуществлялось в условиях централизованного планирования в рамках государственной монополии. Декрет Совета Народных Комиссаров от 20 июня 1918 года узаконил национализацию нефтяной промышленности. В соответствии с этим указом все предприятия по добыче и переработке нефти, все предприятия сбыта, транспортные средства и сама нефть и продукты ее переработки переходили в собственность государства.

С 1919 года управление снабжения страны нефтепродуктами осуществлялось Главным нефтяным комитетом при отделе топлива ВСНХ, с 1922 г. «Нефтеторгом», преобразованному в том же году в «Нефтесиндикат» при ВСНХ, с 1929 г. В/О «Союзнефть», «Главнефтесбытом» (с 1938 г.), «Главнефтеснабом РСФСР» (1970 г.), «Госкомнефтепродуктом РСФСР» (до 1990 г.), концерном «Роснефтепродукт» (1990-1992 гг). Это было связано с той огромной ролью, которую играли в экономике страны задачи обеспечения всех видов транспорта и предприятий нефтепродуктами необходимой номенклатуры и качества в условиях определенного дефицита и ограничений на ресурсы.

В период 1919-1921 гг. был распределение нефтепродуктов было передано Наркомпроду. В условиях фиксированных цен на керосин и нефтетопливо и отсутствия денег у крестьян торговля была полностью заменена государственным распределением.

С 1998 г. была принята территориально-отраслевая система управления, в рамках которой создавались конторы в крупных городах. Конторам подчинялись все нефтебазы, находящиеся на их территории.

Структура управления в этот период имела вид, рис. 1.

Нефтесиндикат

I

Территориальные конторы

I

Нефтебазы

I

Нефтесклады

Распределением важнейших нефтепродуктов (....топливо, масла) по отраслям занималось правительство (Совет Труда и Обороны, СНК СССР) в разрезе года, квартала, месяца, менее важными ВСНХ или Нефтесиндикат по представлению Госплана СССР и ВСНХ. То есть была создана система распределения нефтепродуктов потребителям по фондам и лимитам.

Фонда на НП распределялись по потребителям Госпланом СССР и СНК с указанием вида и сорта, количества и сроков поставки.

Лимиты на НП распределялись по потребителям ВСНХ на год, без разбивки по временным интервалам.

В 1960 г. на нефтесбытовые организации возлагается задача поставко НП колхозам и совхозам, на предприятия и организации в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Заполярья и заправка на АЗС автомобилей в пути следования независимо от их ведомственной принадлежности. То есть нефтесбытовым организациям были переданы нефтебазы и нефтесклады В/О «Сельхозтехника», спец. Организаций материально-технического снабжения в районах Крайнего Севера, и АЗС ряда министерств и ведомств.

В1970 г. система нефтеснабжения разделилась на 2 ветви:

1 - транспортирование, снабжение и сбыт нефти и нефтесырья, управляемое Министерством нефтяной промышленности через главное управление транспортом нефти - «Главтранснефть»;

2 - транспортирование, снабжение и сбыт готовых продуктов - управляемое СССР через «Главнефтеснабом СССР» через территориальные министерства «Главнефтеснаб РСФСР» и собзных республик (например, «Укрглавнефтеснабсбыт»).

В настоящее время в состав системы обеспечения нефтепродуктами входят магистральные и распределительные нефтепродуктопроводы, нефтебазы, пункты налива, морские и речные терминалы, автозаправочные станции и объекты соответствующей инфраструктуры.

Являясь частью ТЭК, СОБНП может рассматриваться как система, объединяющая совокупность отдельных технологических процессов, управляемых и контролируемых человеком, и предназначенных для транспорта, хранения, перевалки и распределения среди потребителей продуктов переработки нефти. Ей присущи основные особенности, характерные для больших систем энергетики [[24]]: взаимосвязь с другими системами (отраслями) народного хозяйства; территориальная распределенность; сложность; непрерывность развития; многоцелевой характер по уровню обеспечения потребителей; неравномерность процессов потребления нефтепродуктов, а также специализированная инфраструктура; режимы единого технологическовго регулирования, маневрирование при использовании мощностей и ресурсов; взаимосвязь технологических процессов, протекающих в границах РФ и, в частности, крупных регионах. Она играет важную связывающую роль между производителями и потребителями нефтепродуктов.

Основной функцией СОБНП является распределение потоков выпускаемых нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) нефтепродуктов (НП) между многочисленными потребителями экономических регионов России. На отдельных этапах транспортного процесса может происходить перевалка НП с одного транспорта на другой или закачка их в резервуарные емкости (накопители) промежуточных складов (нефтебаз) для последующего хранения в течение определенного периода времени.

До начала перестройки СОБНП представляла собой отдельную отрасль, включающую в себя региональные управления «Госкомнефтепродукта РСФСР«во всех экономических регионах страны, см. табл. 4, с 1589 нефтебазами, 496 филиалами нефтебаз, 7841 стационарной автозаправочной станцией, нефтепродуктопроводами протяженностью 20,5 тыс. км. и суммарной резервуарной емкостью более 28 млн. куб. метров.

В свою очередь, отдельные министерства и ведомства бывшего СССР имели свои ведомственные объекты по обеспечению нефтепродуктами. К ним относились службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) Вооруженных сил, предприятий гражданской авиации, Министерств путей сообщения, сельского хозяйства и др.

Таблица 4 Характеристика экономических районов РФ по насыщенности объектами СОБНП

Район РФ Площадь, тыс. кв. км Численность населения,. Количество
    тыс. чел НПЗ нефте-баз АЗС
Северный 1466,3        
Северо - Западный 196,5 8241,3      
Центральный   30206,8      
Волго-Вятский   8464,5      
Центрально-Черноземный   7732,9 -    
Поволжский   16396,9      
Северо-Кавказский   16629,1      
Уральский   20239,1      
Западно-Сибирский   15013,2      
Восточно-Сибирский   9152,5      
Дальневосточный          
Калининградская область 15,1 871,1 -    
Итого: 17074,9 147021,4      

Крупнейшими в стране нефтебазами по операциям с нефтепродуктами являлись Астраханская-3, Архангельская, Волгоградская, Махачкалинская, Находкинская, Туапсинская, Усть-Кутская, Ярославская [[25]], грузооборот которых превышал.........тыс. т. в год. Магистральные нефтепродуктопроводы связали большинство Российских НПЗ с 238-ми перевалочными и распределительными нефтебазами, а также дали возможность осуществлять перекачки на экспорт. К ним относятся нефтепродуктопроводы «Куйбышев - Брянск», «Уфа - Западное направление» и др.

С конца 1992 года после очередной реорганизации СОБНП Российской Федерации разделилась, часть территориальных объединений концерна «Роснефтепродукт» вошли в состав государственной компании «Роснефть», образовав собственный главк - «Главнефтепродукт», часть вошла в состав других компаний: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и др. Постановлением Правительства РФ № 871 от 30.08.93 г. на базе нефтепродуктопроводной системы «Госкомнефтепродукта РСФСР» была образована Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов АК «Транснефтепродукт», осуществляющая сегодня транспортировку более 20 млн. т. светлых нефтепродуктов.

Распределение объектов СОБНП по экономическим районам чрезвычайно неравномерно, что обусловлено не только уровнем их промышленного развития, численностью населения, освоенностью территории и наличием транспортных коммуникаций, но и существовавшими командно - административными методами управления народным хозяйством в то время.

В 1995 г. после завершения структурной перестройки ТЭК произошло перераспределение территориальных объединений бывшего концерна «Роснефтепродукт» между другими компаниями, при этом произошло территориальное разделение районов производства и сбыта нефтепродуктов, входящих в состав компаний, см.табл.5. Районы деятельности нефтяных компаний РФ приведены на рис.2. Привязка торговли нефтепродуктами к конкретным территориям в будущем будет тормозить насыщение внутреннего рынка и поддерживать высокий уровень затрат в отрасли [[26]]. Такая разобщенность приводит к нерациональным перевозкам, росту издержек обращения, усилению конкурентной борьбы.

Таблица 5 Распределение нефтесбытовых предприятий по нефтяным компаниям

Нефтяная компания Предприятия компании
  Нефтедобывающие нефтеперерабатывающие сбыта нефтепродуктов
ЛУКойл Лангепаснефтегаз Урайнефтегаз Когалымнефтегаз Пермнефть Калининградморнефтегаз Астраханьнефть Нижневолжскнефть Коробовский ГПЗ Западная Сибирь Пермнефтеоргсинтез Волгограднефтепереработка Вологданефтепродукт Кировнефтепродукт Челябинскнефтепродукт Волгограднефтепродукт Пермнефтепродукт Адыгеянефтепродукт Абадзехскнефтепродукт Астраханьнефтепродукт Калининградторгморнефтегаз Когалымторгнефтегаз Краснодарнефтепродукт Ставропольнефтепродукт Дон
ЮКОС Юганскнефтегаз Самаранефтегаз Куйбышевнефтеоргсинтез (Куйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ) Новокуйбышевский НПЗ Белгороднефтепродукт Орелнефтепродукт Липецкнефтепродукт Воронежнефтепродукт Пензанефтепродукт Тамбовнефтепродукт Брянскнефтепродукт Ульяновскнефтепродукт Самаранефтепродукт
Сургутнефтегаз Сургутнефтегаз Киришинефтехимэкспорт Киришинефтеоргсинтез НМЗ Санкт-Петербург Завод им. Шаумяна Киришнефтепродукт Карелнефтепродукт Новгороднефтепродукт Псковнефтепродукт Калининграднефтепродукт Тверьнефтепродукт Леннефтепродукт Онеганефть Нефто-комби Нефтебаза «Ручьи» Нефтебаза «Красный нефтяник» Росика
СИДАНКО Черногорнефть Кондпетролеум Варьеганнефтегаз Удмуртнефть Саратовнефтегаз Варьеганнефть Ангарская нефтехимическая компания «Крекинг» (Саратовский НПЗ) Хабаровский НПЗ Варьеганефть Сахалиннефтепродукт БАМнефтепродукт Амурнефтепродукт Бурятнефтепродукт Иркутскнефтепродукт Хабаровскнефтепродукт Приморнефтепродукт Ростовнефтепродукт Камчатнефтепродукт Саратовнефтепродукт Магаданнефтепродукт Чукотканефтепродукт Нефтемаркет Советское предприятие
ТНК Нижневартовскнефтегаз Тюменнефтегаз Обьнефтегазгеология Рязанский НПЗ Тюменнефтепродукт Рязаньнефтепродукт Курскнефтепродукт Калуганефтепродукт Туланефтепродукт
Сибирская нефтяная компания Ноябрьскнефтегаз Омский НПЗ Омскнефтепрводукт
Славнефть Мегионнефтегаз Мегионнефтегазгеология Ярославский НПЗ Ярославнефтеоргсинтез Мозырский НПЗ(Белоруссия) Ярославнефтепродукт Костроманефтепродукт Ивановонефтепродукт
ВНК Томскнефть Томскнефтегазгеология Томскнефтегазфизика Томский нефтехимический комбинат Ачинский НПЗ Красноярскнефтепродукт Хакаснефтепродукт Томскнефтепродукт Туванефтепродукт Новосибирскнефтепродукт
РАО «Газпром»   Сургутгазпром Астраханьгазпром Уренгойгазпром Кубаньгазпром  
Роснефть Пурнефтегаз Ставропольнефтегаз Краснодарнефтегаз Калмнефть Дагнефть Термнефть Сахалинморнефтегаз Архангельскгеолдобыча Проикаспийбурнефть Роскапнефть Нефтекумский ГПЗ Удмуртгеология Ханты-Мансийскгеология Краснодарнефтеоргсинтез Краснодарнефтегаз Туапсинский НПЗ Комсомольский НПЗ Пермский завод смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей Сланцепереребатывающий завод «Сланцы» Рязаньнефтехимпродукт Рикос Московский нефтемаслозавод АРТАГ Алтайнефтепродукт Архангельскнефтепродукт Каббалкнефтепродукт Карачаево-Черкесскнефтепродукт Кемеровонефтепродукт Кубаньнефтепродукт Краснодарская нефтебаза Курганнефтепродукт Мурманскнефтепродукт Находканефтепродукт Севернефтепродукт Смоленскнефтепродукт Туапсенефтепродукт Мордовнефтепродукт Калмнефтепродукт Барнаулнефтепродукт Дагнефтепродукт Екатеринбургнефтепродукт
Центральная топливная компания   Московский опытно-промышленный завод «Нефтепродукт» Моснефтепродукт
ОНАКО Оренбургнефть Оренбурггазгеология Орскнефтеоргсинтез Оренбургский нефтемаслозавод Оренбургнефтепродукт
Коми-ТЭК Коминефть Ухтинский НПЗ Коминефтепродукт
ВостСибнефтегаз Енисейнефтегаз Енисейгеофизика    
НОРСИойл   АО «НОРСИ» Фирма «Варя» Владимирнефтепродукт Марийнефтепродукт Удмуртнефтепродукт Нижнегорскнефтепродукт
Сибур   Пермский ГПЗ Сибнефтегазпереработка Сорбент  
Башнефть ДАО «Башнефть» Башнефтегеофизика Каучук (Стерлитамак) Салаватнефтеоргсинтез Башнефтепродуктсервис
ЮНКО ЮНКО-Грознефть ЮНКО-Грознефтегеофизика ЮНКО-Грознефтеоргсинтез ЮНКО-нефтепродукт
БНХК   Уфанефтехим Новоойл Уфимский НПЗ  

Рисунок 2. Регионы деятельности нефтяных компаний России

1.3. Система сбыта нефтепродуктов

Система сбыта нефтепродуктов, состоящая из автозаправочных станций является конечным звеном системы обеспечения нефтепродуктами, от работы которых во многом зависит функционирование автотранспорта предприятий и организаций всех форм собственности и полностью работа личных автотранспортных средств.

Хорошо развитая сеть АЗС позволяет более равномерно распределять запасы нефтепродуктов и максимально приближать их к потребителям, что снижает «холостые пробеги» автотранспорта и уменьшает простои при заправке.

Эффективность заправки автотранспорта на АЗС зависит от конфигурации сети станций и их индивидуальной пропускной способности (мощности). Конфигурация, а точнее, расположение станций на территории города или заданного района (области) влияет на площадь зоны обслуживания и определяет величину холостого пробега как расположенных в этой зоне автомашин, так и транзитных автотранспортных средств. Этот фактор приобретает огромное значение в условиях возможного дефицита нефтепродуктов (бензиновый кризис) или ненадежной поставки нефтепродуктов. Холостой пробег автомобилей на заправку по данным АТП составляет 10-15% от общего пробега.

Планируемая реализация АЗС, с одной стороны, определяет затраты на сооружение и издержки по эксплуатации станции, с другой, от нее зависят транспортные издержки объединений по доставке нефтепродуктов от наливных пунктов (нефтебаз). Последние в значительной степени определяются расположением АЗС.

В современных условиях, когда имеются возможности создания как отдельных АЗС частных владельцев, так и сетей АЗС нефтяных компаний и коммерческих структур, возникают вопросы по обеспечению конкурентоспособности АЗС, выбору оптимальной стратегии их развития на ближайшие 2-5 лет.

Повышение цен на транспортные услуги, электроэнергию, тепло- и водоснабжение, а также введение налога на землю и добавленную стоимость приводит к тому, что рентабельность многих нефтебаз и АЗС становится очень низкой, а в некоторых случаях и отрицательной.

До 1959 года все АЗС Российской Федерации принадлежали министерствам и ведомствам, поэтому после их передачи нефтесбытовым организациям с 1960 года стала формироваться сеть АЗС общего пользования. В 1983 году было проведено разделение АЗС на обслуживающие государственный и личный автотранспорт, целью которого было усиление борьбы с хищениями нефтепродуктов на АЗС и приписками на автотранспортных предприятиях. Неэффективность этого была осознана только с началом перестройки экономики. Постановление Правительства РФ от 15 января 1993 года N 29 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 01.06.1992 г. N 364 «О переходе на отпуск горюче-смазочных материалов за наличный расчет» отменило такое деление.

В 1990 г. на территории Российской Федерации действовало 9641 АЗС, в том числе: 6385 стационарных, 1369 контейнерных (КАЗС) и 1787 передвижных (ПАЗС). ПАЗС используются для покрытия неравномерного спроса. В настоящее время число АЗС превышает 10000, но, как и прежде, их количество не удовлетворяет существующим потребностям.

Так как каждая нефтяная компания стремится получить больше прибыли, то их целью является расширение масштабов деятельности, получение доминирующего положения на региональных рынках нефти и нефтепродуктов, что возможно при расширении собственной распределительно-сбытовой сети, основой которой являются АЗС. На сегодня 18 крупнейших нефтяных компаний эксплуатируют 5675 АЗС, которые распределяются следующим образом, см.табл.6.

Таблица 6. Распределение АЗС между нефтяными компаниями [[27]],[[28]]

Компания Число АЗС Компания Число АЗС
НК «Роснефть»   НК «Онако»  
НК «Лукойл»   "Сибнефть"  
НК «Сургутнефтегаз»   Татнефтехиминвестхолдинг  
НК «ЮКОС»   ЦТК  
ВНК   Якутнефтепродукт  
НК «Сиданко»   БНК  
ТНК   КомиТЭКХолдинг  
НК «Славнефть»   НК «Юнко»  
НК «Норсиойл»      

Загрузка отечественных АЗС значительно выше зарубежных, несмотря на невысокое обеспечение граждан личным автотранспортом, а распределение по территории страны крайне неравномерное и недостаточное, так как имеется много населенных пунктов, в которых отсутствуют автозаправочные станции, см. табл.7. Основное число станций приходится на областные центры - крупные города. Например, в Московском регионе на город Москву приходится 68% автозаправочных станций и более 62% реализации нефтепродуктов. В Ленинградской области 55% АЗС расположено в г. Санкт-Петербурге; через них реализуется 44% нефтепродуктов, а в Волгоградской области и в г. Волгограде сосредоточено 22,5% АЗС, на которые приходится 11% реализации.

Поэтому, одной из крупных задач является повышение эффективности работы сетей АЗС крупных городов.

Отпуск бензина и дизельного топлива на АЗС производится за наличный расчет, по талонам, чиповым и магнитным пластиковым картам.

Внедрение системы безналичных расчетов на АЗС создало не только новый рынок услуг, но и позволило открыть «новую эру» в автоматизации отпуска нефтепродуктов.

В современных условиях крупные автотранспортные компании будут сдавать собственные системы заправки топливом, либо заключать договора на обслуживание с владельцами АЗС на маршрутах движения автотранспорта. Нефтяные компании и частные лица, в свою очередь, будут формировать рынок услуг по заправке топливом, что потребует значительных капитальных вложений.

Поэтому так важна разработка научно-обоснованных методов определения оптимального количества АЗС и топливораздаточных колонок (ТРК) и их рационального размещения на территории крупных городов и экономических регионов, позволяющая значительно улучшить условия работы и существенно сократить непроизводительные холостые пробеги автотранспорта до мест заправки и снизить его простои в очередях на АЗС.

Совершенствование сети АЗС предполагает последовательное решение следующих задач:

-перезакрепление АЗС за поставщиками нефтепродуктов с целью минимизации затрат на их доставку;

- оптимизацию времени завоза нефтепродуктов с целью снижения простоя АЗС;

- формирование оптимальной конфигурации сети АЗС с учетом мощностей АЗС;

- определение оптимальной мощности АЗС;

- планирование очередности ввода новых и реконструкции действующих станций;

- определение уровня и форм внедрения заправки нефтепродуктов по безналичным средствам платежа.

В процессе транспорта нефтепродуктов от НПЗ к потребителям важнейшее значение имеют нефтебазы, являющиеся промежуточными складами нефтепродуктов, компенсирующими неравномерность спроса и неритмичность поставок. Способность нефтебаз накапливать определенное количество нефтепродуктов позволяет рассматривать их как потенциальные источники по отношению к многочисленным потребителям, которыми являются как пункты сосредоточенного потребления нефтепродуктов - районные центры, сельскохозяйственные предприятия, крупные заводы, так и мелкие предприятия, и автозаправочные станции.

Таблица 7 Показатели автозаправочных комплексов РФ и зарубежных стран [ [29] ],[ [30] ],[ [31] ]

Страна Число автомобилей на 1000 жителей Число АЗС, тыс.шт Реализация через 1 АЗС, тн/год Численность населения на 1 АЗС, чел
Российская Федерация   10,9    
США        
Великобритания        
Франция        
Япония        
Италия        
ФРГ        
Венгрия        
Болгария        
Польша        

1.4. Система хранения нефтепродуктов РФ

Совокупность нефтебаз региона представляет систему хранения нефтепродуктов.

Сооружение НБ в России началось во второй половине XYIII века и было связано с развитием добычи нефти и применением бурения скважин и последующим сооружением нефтепроводов. Первые НБ имели деревянные, каменные и земляные емкости для хранения нефти (с 1878 г. клепаные стальные резервуары, с 1912 - железобетонные, с 1937 г. - сварные резервуары), чугунные или стальные трубопроводы и насосы с ручным, реже паровым приводом. До Октябрьской революции НБ сооружались стихийно, в зависимости от конъюнктуры рынка. Первая программа реорганизации транспорта и хранения нефти была предложена в 1874 г. Д. И. Менделеевым. Широкое развитие и реконструкция НБ стали возможными только при Советской власти (см.табл. 8). В период гражданской войны и иностранной интервенции большинство нефтебаз было разрушено.

Таблица 8 Численность нефтебаз, шт.

Год Число НБ Год Число НБ Год Число НБ
  более 1000        
           
           
          1600*
           

* по РФ

Восстановление и развитие НБ до 1928 г. осуществлялось за счет объединения мелких нефтескладов, реконструкции оборудования и сооружения новых НБ. В 1928-1940 гг. проводилась реконструкция НБ для увеличения их грузооборота, расширения номенклатуры хранимых нефтепродуктов на основе электрификации и механизации трудоемких операций, широкого применения стальных клепаных резервуаров. Капитальные вложения в реконструкцию старых и сооружение новых НБ в этот период составили 617,9 млн.руб, в т.ч.:

1928-1932 гг. - 132,6

1933-1937 гг. - 222,0

1938-1940 гг. - 263,3

В период войны было повреждено или уничтожено около 750 нефтебаз или 44% от их довоенного количества. Производственные мощности потеряли более 2200 тыс.м3 резервуарной емкости. Сумма ущерба только основных фондов (311,7 млн.руб.) почти достигает размера капитальных вложений в нефтебазовое хозяйство за 1-ю и 2-ю пятилетки вместе взятые (354,6 млн.руб.).

В 1946-1950 гг. полностью восстановлено разрушенное и уничтоженное войной нефтебазовое хозяйство. В последующие годы и в настоящее время ведется дальнейшее развитие и реконструкция НБ на основе применения достижений науки и техники, использования отечественного оборудования, средств автоматики и вычислительной техники.

В настоящее время в топливно-энергетическом комплексе страны находится в эксплуатации 1600 нефтебаз [[32]], которые входят в состав различных нефтяных, транспортных и сбытовых компаний, см.табл.9. В их составе 53 перевалочных (3,3%) и 1547 (96,7%) распределительных нефтебаз, из которых 808 (50,5%) железнодорожных; 199 (12,4%) водных; 238 (14,8%) трубопроводных; 40 (2,5%) смешанных и 262 (16,4%) автомобильных.

На долю перевалочных нефтебаз приходится 75% общего грузооборота, на распределительные - 25%. Перевалочные нефтебазы, осуществляя поставки нефтепродуктов в другие регионы РФ и на экспорт, имеют большие объемы грузооборота. Годовой грузооборот менее 0,5 млн. т. имеют 36 нефтебаз, от 0,5 до 1,5 включительно - 22, от 1,5 до 2,5 - 7, и свыше 2,5 млн. т. - 6 нефтебаз. Их коэффициент оборачиваемости колеблется от 2,2 до 59,9, а отношение объема перевалки к общему грузообороту - от 4,1 (Корсаковская НБ) до 99 (Камбарская НБ). По данным [[33]] фактический износ основных фондов на нефтебазах составляет более 45%, около половины основных активных фондов нефтебаз эксплуатируется свыше 30-40 лет.

Таблица 9 Распределение нефтебаз и филиалов по основным нефтяным компаниям

Компания Количество нефтебаз Компания Количество нефтебаз
ЛУКойл   Роснефть  
Сиданко   КомиТЭК  
ОНАКО   ВНК  
БНК   Славнефть  
ЮКОС   ЦТК  
НОРСИойл   Транснефтепродукт  
ТНК   Сургутнефтегаз  
Сибнефть      

Снабжение потребителей РФ нефтепродуктами осуществляется как по прямым связям, преимущественно независимыми «трейдерами» (59% продаж автомобильного бензина в 1996 г.), так и по долговременным контрактам на срок от одного года и более (40,8% поставок), осуществляемые, как правило, интегрированными компаниями ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и др., через нефтебазы, транзитом, непосредственно с НПЗ. Поставка нефтепродуктов через нефтебазы составляет около 42%. В соответствии с классификацией СНиП 2.11.03-93, 85% распределительных нефтебаз относится к III категории, 56% нефтебаз имеют емкость резервуарного парка до 10 тыс.м3, 29,4% - от 10 до 20 тыс.м3, и 3,5% - свыше 40 тыс.м3. Средняя емкость резервуарного парка распределительных нефтебаз равна 13 тыс.м3. [[34]]

В таблице 10 приведены средние значения основных технико-экономических показателей распределительных нефтебаз, сгруппированных по емкости резервуарного парка. Как следует из приведенных данных средний коэффициент оборачиваемости относительно постоянен по всем группам нефтебаз и колеблется в пределах от 4,6 до 5,8, а остальные показатели (грузооборот, стоимость основных фондов, численность работающих) значительно изменяются в

Таблица 10 Средние технико-экономические показатели распределительных нефтебаз

Наименование Емкость резервуарного парка, тыс.м3
показателя до 10 от 10 до 20 от 20 до 30 от 30 до 40 Свыше 40
Средняя резервуарная емкость, м3 6,1 13,9 24,4 33,7 13,1
Грузооборот, тыс. т. 35,5 66,5 103,7 162,7 60,8
Коэффициент оборачиваемости 5,8 4,8 4,3 4,8 4,6

зависимости от емкости резервуарного парка. В то же время работа нефтебаз значительно зависит от местных условий, существующих в каждом экономическом регионе и их показатели значительно отличаются даже при одной емкости резервуарных парков, особенно в настоящее время, когда имеет место длительный спад производства в стране.

Ввиду того, что отдельные нефтебазы из-за снижения грузооборота светлых нефтепродуктов становятся нерентабельными, возникает задача по их специализации или открытии на их территории других производств. Специализация сокращает издержки производства непосредственно на отдельных нефтебазах, но вместе с тем увеличивает транспортные затраты на доставку нефтепродуктов от нефтебаз до потребителей. Следовательно, необходимо, чтобы издержки производства на нефтебазах сокращались быстрее, чем росли транспортные расходы. Это возможно при значительном сокращении количества нефтебаз и внедрении современных методов развозки нефтепродуктов потребителям. Используя зарубежный опыт доставки нефтепродуктов на АЗС, склады ГСМ при крупных и мелких предприятиях, необходимо провести всесторонние исследования экономической целесообразности создания при нефтебазах (или централизованно) автотранспортных предприятий по развозке нефтепродуктов по заявкам потребителей. Целесообразно также более детально исследовать вопросы, связанные с ведомственными нефтебазами и сельскохозяйственными складами ГСМ. Всесторонних исследований требуют вопросы защиты окружающей среды в нефтебазовом хозяйстве. Здесь необходимы не только научные разработки по вопросам совершенствования функционирования и конструкции средств по защите окружающей среды на нефтебазах, но и разработка конкретных организационных мероприятий на основе современных методов технико-экономического анализа системы нефтепродуктообеспечения региона. Кроме того, должны быть разработаны методология и программное обеспечение по экономическому обоснованию первоочередных капитальных вложений в нефтебазы со сложной экологической обстановкой. При планировании развития нефтебазового хозяйства особое внимание должно быть уделено вопросам рационального размещения нефтебаз с учетом существующих транспортных связей и сложившейся структуры источников (НПЗ) и потребителей (АЗС). Недооценка такого фактора будет порождать ситуации, когда вновь построенные нефтебазы оказываются малорентабельными, в результате чего омертвляются значительные материальные ресурсы.

Многие нефтебазы имеют высокий коэффициент износа основных фондов, низкий технический и технологический уровень процессов приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, средств экологической защиты окружающей среды. Например, для нефтебаз ОАО «Моснефтепродукт» удельный вес физически изношенного и морально устаревшего оборудования составляет в среднем 43%.

Для ОАО «ЛУКОЙЛВолгограднефтепродукт» износ основных фондов составлял в 1990 г. от 22 до 85% по отдельным предприятиям. При этом необходимо учитывать, что с вводом новых АЗС вне территории нефтебазы износ основных фондов последних уменьшается, из-за их включения на баланс предприятия, что искажает реальную картину технического состояния.

К сожалению, в практике развития нефтебазового хозяйства имела место субъективность в принятии решения по строительству и размещению нефтебаз на территории экономических регионов отрасли. В результате сеть действующих нефтебаз в ряде случаев оказалась избыточной, а чрезмерно высокий уровень нормативных и сверхнормативных запасов еще более осложнил ситуацию. Например, анализ экономических показателей ОАО «Моснефтепродукт» ЦТК показывает, что уровень рентабельности большей части нефтебаз региона составляет менее 15%, удельные транспортные издержки колеблются от 0,5 до 16 руб./т, себестоимость хранения, распределения и реализации изменяется от 2,7 до 19 руб./т. в ценах 1998 г.

В настоящее время возникает необходимость в реконструкции и техническом перевооружении нефтебаз, что, в свою очередь, требует значительных капитальных вложений. По данным Госнефтеинспекции РФ [[35]], подлежит лицензированию 200 тысяч нефтебаз и АЗС предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и около 50 тысяч АЗС частных владельцев. Многие нефтебазы и АЗС не соответствуют по своему техническому состоянию существующим нормативным документам и требованиям к охране окружающей cреды.

Существуют различные мнения о целесообразности дальнейшей эксплуатации убыточных нефтебаз. Одни специалисты предлагают их ликвидировать, другие - оставить, но провести реконструкцию и эксплуатировать их на арендных началах.

Как известно, большинство нефтебаз отрасли введено в эксплуатацию в 40-50-е годы, а некоторые раньше. При этом размещение нефтебаз осуществлялось, как правило, без соответствующих технико-экономических исследований целесообразности сооружения базы хранения нефтепродуктов именно в заданном районе; имела место субъективность в принятии решения по этому вопросу. Исследования, проведенные Гипрониинефтетрансом, ГАНГ им. И.М.Губкина, Южгипротрубопроводом, выявили избыточное количество нефтебаз в большинстве регионов европейской части страны. Это обстоятельство требует реорганизации системы нефтепродуктообеспечения регионов с учетом рациональной ликвидации некоторого количества нефтебаз, однако эти предложения не всегда находят поддержку у местных органов власти в связи с существующим мнением о снижении надежности поставок нефтепродуктов потребителям при ликвидации той или иной нефтебазы. Однако, надежность поставок нефтепродуктов зависит, в первую очередь, от существующей организационной структуры и связей между НПЗ, транспортными предприятиями и потребителями и от наличия запасов нефтепродуктов на нефтебазах.

Принятию решения о развитии объектов нефтебазового хозяйства должен предшествовать этап тщательной технико-экономической проработки с привлечением экономико-математических методов, поскольку от правильного размещения нефтебаз в совокупности с возможным развитием примыкающих к ним нефтепродуктопроводов зависит качество функционирования всей системы нефтепродуктообеспечения.

Вопросы оптимизации нефтебазового хозяйства затрагивают следующие основные задачи:

- распределение потоков нефтепродуктов по видам транспорта в системе НПЗ-нефтебаза-потребитель;

- формирование оптимальных вариантов размещения и развития НПП и нефтебаз;

- определение оптимального числа нефтебаз в регионе с технико-экономической оценкой приоритетности ликвидации нефтебаз;

- технико-экономический анализ оптимальности прикрепления потребителей к нефтебазам региона с корректировкой их зон обслуживания;

- корректировку зон обслуживания нефтебаз региона, при выведении из эксплуатации одной или нескольких нефтебаз;

- принятие решения о целесообразности расширения или реконструкции нефтебаз региона;

- технико-экономические обоснования переноса нефтебазы на новую площадку, в случае невозможности ее дальнейшей эксплуатации по противопожарным и другим требованиям;

- принятие решения о рациональности специализации нефтебаз по номенклатуре нефтепродуктов;

- оптимизация емкости резервуарных парков нефтебаз.

Разработка методов оптимального размещения нефтебаз в совокупности с развитием примыкающих к ним трубопроводов является актуальной и имеет большое практическое значение.

1.5. Система доставки нефтепродуктов РФ

Самостоятельной системой доставки нефтепродуктов на нефтебазы и АЗС является трубопроводный транспорт нефтепродуктов имеющий ряд преимуществ перед другими видами транспорта, так как обладает большей надежностью, обеспечивает экологичность и сохранность нефтепродуктов из-за полной герметизации, имеет меньшие удельные затраты на транспортирование, а также позволяет перекачивать топливо по кратчайшим расстояниям, в отличие от железнодорожных и речных путей.

За последние 20 лет сеть нефтепродуктопроводов увеличилась на 9,4 тыс.км и её протяженность в 1997 году достигла 20 тыс. км. В основном, это крупные магистрали, выполняющие функции транспортировки светлых нефтепродуктов от НПЗ до крупных нефтебаз и наливных пунктов, такие, как "Нижний Новгород - Новки - Рязань -Тула -Орел", "Орел-Курск", "Никольское - Воронеж - Белгород" и др., обеспечивающие перевалку на другие виды транспорта. Распределительные нефтепродуктопроводы составляют 2,5% от общей протяженности.

Однако, протяженность и объемы перекачки значительно отстают от показателей нефтепродуктопроводов США, см. табл. 11, что было обусловлено принципиально разными условиями внедрения этого вида транспорта нефтепродуктов.

Развитие нефтепродуктопроводов в 80-е годы происходило за счет сооружения «отводов и ответвлений от действующих трубопроводов, а также проектирования новых систем с отводами к промежуточным объектам, т.е. возобладала концепция так называемых транспортно-распределительных разветвленных НПП» [[36]].

Основная доля перевозок нефтепродуктов приходится на железнодорожный транспорт, который работает неритмично, с перебоями, и резервы которого по многим направлениям исчерпаны. На его долю приходится более 66% объема перевозок нефтепродуктов.

Темпы развития сети нефтепродуктопроводов страны относительно невелики. Следует отметить, что при безусловно меньших издержках транспортировки нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам, доля железнодорожного транспорта в перевозках возрастает. Это объясняется медленным развитием сети нефтепродуктопроводов, небольшим числом подключенных нефтебаз (26%), снижением объемов переработки нефти, недостаточно совершенной системой управления технологическими процессами, возросшими затратами на сооружение трубопроводов и его эксплуатацию. Так, соотношение затрат по транспортировке нефтепродуктов железнодорожным транспортом к трубопроводному в 1980 году было уже равно 4,26, в 1990 г. - 2,53, в 1991 г. - 2,26.

В [36] делается вывод, что увеличение себестоимости перекачки заставляет «...усомниться в правильности технологической части концепции сооружения транспортно-распределительных трубопроводов», по которой в условиях последовательной перекачки по однотрубным разветвленным нефтепродуктопроводам с многочисленными отводами произошло изменение грузопотоков нефтепродуктов с транзитных на распределительные и изменились технологические условия, обеспечивающие эффективность перекачки прямым

Таблица 11 Динамика показателей развития сети нефтепродуктопроводов СССР, РФ и США. [ [37] ], [ [38] ], [ [39] ], [ [40] ], [ [41] ], [ [42] ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Показатели  

double arrow