ОГЭ-2020. Задание № 2
Синтаксический анализ
Лист 5. Типовые экзаменационные задания
| 2 |
| 1 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и верности. (2)Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей смертью. (3)При этом важно заметить, что лебедь не относится к певчим птицам. (4)Лебедь-шипун, например, может лишь неторопливо гоготать. (5)Гулкие и трубные звуки лебедя-кликуна хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвращаясь с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено приложением;
2) В предложении 2 есть придаточное определительное.
3) В предложении 3 одна грамматическая основа.
4) В предложении 4 есть вводное слово.
5) В предложении 5 есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 2 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Редко у кого из художников природа средней России была выражена с такой полнотой, как у Исаака Левитана. (2)Левитан показал глубокое очарование, томящееся в простоте русского пейзажа. (3)Сила художника заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. (4)Только тогда мы открываем в окружающем мире такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. (5)Картины Левитана могут быть названы патриотическими в самом высоком значении этого слова. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 сочетание слов «природа была выражена» является грамматической основой.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочиненное.
5) В предложении 5 есть вводное слово.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 3 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)В начале ХIХ века микроскопы уже представляли собой сложные оптические сооружения из нескольких хорошо отполированных линз, передвигаемых относительно друг друга. (2)С их помощью можно было получить значительное увеличение, и поле зрения при этом оставалось чистым. (3)Пред «светлы очи» такого микроскопа английский ботаник решил представить каплю воды с размешанной в ней пыльцой растения. (4)Взглянув в микроскоп, Броун был поражён: пыльца не растворилась в воде, а разбилась на мельчайшие шарики, и эти шарики двигались в каком-то фантастическом танце. (5)Многие учёные повторяли опыты Броуна и наблюдали ту же самую картину в микроскоп. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 — сложносочинённое.
3) В предложении 3 сочетание «ботаник решил представить» является грамматической основой.
4) В предложении 4 четыре грамматические основы.
5) В предложении 5 сочетание слов «повторяли опыты» является грамматической основой.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 4 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Болеть могут все: и люди, и животные, но только зверь лечится сам в лесной аптеке, отыскивая растение, которое может его исцелить. (2)Ещё в древние времена индейцы Южной Америки заметили, что больные пумы грызут кору какого-то дерева. (3) Они попробовали лечить отваром этой коры людей, мучившихся болотной лихорадкой, и пумье лекарство помогло. (4)Так было открыто хинное дерево. (5)Хинин, который добывают из его коры, стал всемирно известным средством от малярии. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 четыре грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое.
3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 — односоставное неопределённо-личное.
5) В предложении 5 слово «который» является дополнением.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 5 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Впервые Лермонтов решил вынести своё творение на суд публики, когда ему было 20 лет. (2)Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества. (3)Острота и меткость лермонтовских характеристик насторожили цензуру, поэтому пьеса была запрещена. (4)О ней напомнили Лермонтову в те дни, когда возникло дело о стихотворении на смерть Пушкина. (5)В этом стихотворении поэт прямо сказал, что руку убийцы направляли вельможи, окружавшие жадной толпой императорский трон. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 сочетание слов «ему было» является грамматической основой.
2) Предложение 2 осложнено однородными членами.
3) В предложении 3 две грамматические основы.
4) В предложении 4 есть придаточное определительное.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 6 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Пётр Капи́ца с самого начала своей научной работы увлёкся магнитными полями большой интенсивности и их воздействием на вещество. (2)Получить мощное магнитное поле на заре атомной физики было совсем непростым делом. (3)Но даже при самых драматичных неудачах молодой ученый не падал духом. (4)Опыты Капицы предвосхищали будущее — не за горами было время, когда физики начнут изучать процессы, деятельность которых составляет доли секунды. (5)Это потребует совершенно новых средств измерений, но зато позволит подводить в эти мгновения к сталкивающимся ядрам энергию, превосходящую мощностью несколько больших электростанций вместе взятых! |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 — двусоставное.
2) Предложение 2 — безличное.
3) В предложении 3 сочетание слов «учёный не падал» является грамматической основой.
4) В предложении 4 четыре грамматические основы.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 7 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одарённый человек. (2)Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам правления императоров. (3)Нестор старался понять, «откуда есть пошла Русская земля», выяснить имена первых князей. (4)С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри своего народа, набеги захватчиков, и эти чувства нашли отражение в его летописях. (5)С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи, которые писали сначала на пергаменте, а с XV века — на бумаге. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 есть обособленное определение, выраженное приложением.
2) Предложение 2 содержит две части, одна из которых — односоставное предложение.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными членами.
5) В предложении 5 одна из частей — неполное предложение.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 8 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось выдать себя за сына дворянина, потому что крестьянскому сыну туда дороги не было. (2)А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. (3)Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым. (4)Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в самых разных областях науки, в литературе и искусстве. (5)Один французский историк даже считал, что в России есть два Ломоносова — поэт и химик, но это был один и тот же человек. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 три грамматические основы.
2) В предложении 2 сочетание слов «Михаил Ломоносов был направлен» является грамматической основой.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 осложнено вводными словами.
5) В предложении 5 одна из частей — придаточное обстоятельственное.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 9 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Когда вещь никуда не годится, говорят: «Гроша медного не стоит». (2)Про глупца говорят, что у него «медный лоб». (3)Не случайно, что у многих людей складывается впечатление, будто медь — это что-то незначительное, пустячное, что она не пользуется большим уважением. (4)Но из всех металлов лишь серебро проводит электричество лучше, чем медь, но зато меди на Земле в тысячу раз больше, чем серебра. (5)Поэтому в электрических приборах и машинах большинство деталей, по которым должен идти ток, делается из меди. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 одна из частей — придаточное времени.
2) В предложении 2 одна из частей — безличное предложение.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено сравнительным оборотом.
5) В предложении 5 сочетание слов «большинство деталей делается» является грамматической основой.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 10 |
Прочитайте текст.
| (1)«Таблицей умножения» в химии называют периодическую систему химических элементов. (2)Её разработал в 1869 году гениальный русский учёный Д. И. Менделеев. (3)Менделеев рано остался сиротой, но тяжёлое детство не помешало ему закончить учёбу в гимназии, а потом педагогический институт в Петербурге. (4)После нескольких лет работы педагогом он с головой уходит в науку, увлечённо работает над учебником «Основы химии». (5)Этот учебник — настоящая химическая энциклопедия, которая стала настольный книгой для многих поколений начинающих учёных. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В предложении 2 грамматическая основа — её разработал.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 содержит несогласованное приложение.
5) В предложении 5 слово «учёных» является определением.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 11 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)Здоровым, сытным воздухом неторопливого захолустья веяло и от всего города, в самом центре которого располагался университет. (2)Иван Гончаров, который, почитай, уже девять лет как числился москвичом, только теперь получил возможность разглядеть старую Москву во всех её достопамятных и трогательных подробностях. (3)Трудно было поверить, что всего двадцать лет назад этот город на всём своём громадном пространстве чадил и потрескивал, как груда выброшенных из печи угольев и головёшек. (4)Почти все храмы, общественные здания и частные особняки щеголяют свежей покраской самых разных колеров: бело-розовых и бело-синих, жёлтых с белым и зелёных с белым. (5)Дома утопают в летней зелени или в осеннем золоте, в снежной голубизне или в душистом дыму белокипенных майских садов. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 обе части — двусоставные предложения.
2) Во второй части предложения 2 есть вводное слово.
3) Во второй части предложения 3 есть сравнительный оборот.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 простое, осложнено уточняющими членами предложения.
Ответ: ___________________.
| 2 |
| 12 |
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
| (1)В жизни мы хорошо знаем только чёрный уголь, тот, которым иногда топят у нас печи, который идет в кочегарки заводов, в печи и домны для выплавки металла, в топки нужных ещё паровозов железных дорог. (2)В нём — громадный источник энергии, и вся промышленность и всё хозяйство основаны главным образом на «чёрном алмазе», как справедливо называют иногда наш обыкновенный чёрный уголь. (3)Богатство страны нередко определяется богатством угля и железа. (4)В районах, богатых углём, создаются центры промышленности; туда со всех сторон мира притекают руды и сырье. (5)Но… имеется большое «но» на пути использования угля: быстро развивается техника, у человечества появляется много новых потребностей и, чтобы удовлетворить их, приходится решать всё новые и новые задачи. |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 сочетание слов «топят печи» является грамматической основой.
2) Предложение 2 осложнено сравнительным оборотом.
3) Предложение 3 — односоставное.
4) Предложение 4 — сложное бессоюзное.
5) В предложении 5 пять грамматических основ.
Ответ: ___________________.
КЛЮЧИ






