Тема. Сущность, особенности и структура
1. Сущность и особенности политического конфликта.
2. Причины возникновения политических конфликтов.
3. Субъекты и участники политического конфликта.
4. Позитивные и негативные функции политических конфликтов
5. Типологии политических конфликтов
1. Сущность и особенности политического конфликта.
Среди многообразия социальных конфликтов важное место занимает политический конфликт. В определении понятия «политический конфликт» нет такого многообразия взглядов и представлений, как в определениис оциального конфликта. Это объясняется тем, что «социальный конфликт» (в широком смысле) присутствует во всех сферах жизнедеятельности людей, тогда как политический конфликт, как правило, возникает и развивается в политической сфере. Однако и в определении политического конфликта существуютразличные дефиниции. Рассмотрим некоторые из них. В. Калашников и С. Лугвин считают, что «политический конфликт - это столкновение и противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов». По поводу данного определения заметим, что «противоположность» интересовне всегда и не обязательно вызывает конфликт. А если интересы несовместимые, тогда возникают основания для конфликта. По мнению А. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Зеркин определяет понятие политического конфликта как «борьбу одних субъектов с другими завлияние в системе политических отношений... за все то, что составляет власть и политическое господство». А. В. Дмитриев и В. В. Латынов считают, что «политический конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний». Сразу отметим, что данное определение носит общий характер, так как в нем нет политической специфики. В определении Е. М. Бабосова «политический конфликт представляет собой проявление и результат конкурентного взаидарственной власти или использования ее для достижения своих целей. По мнению Пугачева, конфликт предполагает направленные друг против друга действия сторон, обусловленные несовместимыми противоречиями, взаимоисключающимися целями. При этом «политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти». По мнению А. В. Клюева, «политические конфликты – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов, отношений к власти» и: «Борьба за реальные властные полномочия, за определенные позиции в политических структурах, за возможность принимать решения представляет собой основу политического конфликта».
|
|
|
|
Проанализировав приведенные определения политического конфликта, можно выделить ключевые понятия, характеризующие его сущность. Итак, политический конфликт предполагает:
- столкновение (противобортво) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений);
- причиной столкновения являются власть и властные отношения, т. е. отношения по поводу захвата, удержания и реализации власти;
- субъективным основанием для начала противоборства является осознание субъектами (субъектом) несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования другими способами;
- противоборство предполагает действия, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом.
Таким образом, можем констатировать, что политический конфликт - это столкновение и противоборство политических субъектов, основными причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.
Политические конфликт имеет свои, четко выраженные особенности:
· публичность и открытый характер противодействия;
· всеобщая значимость;
· обусловленность властью (властными отношениями);
· идеологический характер мотивации конфликта;
· институциональная организованность субъектов конфликта;
· «символическая» идентификация;
· конфликт взаимных намерений сторон;
· наличие легитимных лидеров;
· правовые коллизии;
· односторонняя «законность» насилия;
· национальные и социокультурные особенности политического конфликта;
· возможность трагических последствий.
Рассмотрим более детально каждую из них.
1. Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика - это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придает субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.
2. Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества)
3. Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство в отношении к власти. Политическую власть также называют «специфическим ресурсом», которому нет «справедливого эквивалента, как бы велика ни была предлагаемая взамен сумма».
4. Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта. Политическая идеология, как правило, воплощается в программу непосредственной политической борьбы со своими специфическими целями, задачами и способами захвата власти.
|
|
5. Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным, т. е. представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.
6. «Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Так, символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 – начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с В. Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с В. Ющенко - оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противопоставления сторон в политическом конфликте.
7. Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. Так, если на обычном рынке конкурируют и конфликтуют реальные товары и услуги, то на политическом предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» И «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования политические РR технологии, политический маркетинг.
|
|
8. Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. В условиях политического рынка, когда приходится оперировать символической продукцией, от личностных качеств и популярности политического лидера во многом зависит исход политического конфликта. Поэтому противники стремятся любыми (законными и незаконными) способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько носителя и гаранта этих идей - «поражать не только идеи, но и саму личность противника».
9. Правовые коллизии политического конфликта. Институционализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного количества «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая - к социальной (политической) справедливости.
10. Односторонняя «законность» насилия. Особенностью политического конфликта является также то, что применение насилия считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется законом. Однако в режимных политических конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность и незаконность носят взаимопереходящий характер. Незаконные действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а законные действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.
11. Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и в практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Так, например, попытка ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели Россию к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий цветных революций был осуществлен, но ее результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых. Итак, политические события, в том числе и конфликты, всегда имеют свою национальную, социокультурную, «цивилизационную» специфику. Разные страны отличаются друг от друга в выборе политических режимов, по-разному совершают революции, разными путями идут к решению своих политических конфликтов).
12. Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнутьстрану в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массовогоуничтожения в случае их применения может привести к глобальной мировой катастрофе.
2. Причины возникновения политических конфликтов
В основе политического конфликта могут быть различные причины. В качестве одной из важнейших причин политических конфликтов американский политолог Р. Даль выделяет неравенство, подразумевая под этим неравное участие различных групп в процессе принятия решения. Политические неравенство вызвано к жизни действием трех факторов:
а) значительной разницей в политических возможностях различных групп;
б) невозможностью достичь равного представительства всех групп и слоев общества в органах власти;
в) трудоемкостью примирения различных интересов и предпочтений в условиях демократии.
К другим причинам политического конфликта обычно относят противоположность интересов (различие интересов двух политических партий); несовпадение ценностей («сторонники порядка» и «сторонники свободы»); ограниченную возможность удовлетворения потребностей (дележ «бюджетного пирога», который подразумевает нехватку средств для ряда отраслей народного хозяйства); расовая, этническая, религиозная ненависть (здесь могут доминировать иррациональные факторы: «мы их ненавидим их, так как они не такие как мы») и др. В самом общем виде: универсальный источник политического конфликта заключается в несовместимости претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Политический конфликт практически вечен, потому что невозможно создание такой политической системы, при которой бы потребности всех граждан были полностью удовлетворены.
Российская исследовательница Н. Тимофеева основными причинами конфликтов видит в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта:
1) общественные отношения - отношения неравенства;
2) расхождение людей в базовых ценностях и политически идеалах;
3) идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и другие);
4) недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
5) социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.
Ряд авторов называет причинами конфликтов ряд кризисов, а именно:
1) кризис идентичности;
2) кризис распределения материальных и культурных благ;
3) кризис участия, связанный с уровнем вовлеченности граждан в управление;
4) кризис «проникновения»;
5) кризис легитимности.
Все многообразие причин возникновения политических конфликтов можно свести к: 1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны; 2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур); 3) борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и другие) за власть и ресурсы в обществе; 4) ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.
3. Субъекты и участники политического конфликта
Субъект политики - это актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения). Субъектом может быть индивид, общественная группа и организация, политическая партия и движение, политические институты; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты; государство, группы государств, мировое сообщество. Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъекты политики по различным основаниям: субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид; институциональныесубъекты политики:государство, партия, профсоюз, парламент, президент; функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средства массовой информации.
Субъекты (стороны) политического конфликта имеют свои качественные и количественные характеристики, которые могут выражаться в следующих понятиях: «политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность». Политический статус- это общее положение, занимаемое субъектом политики в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает: место в иерархии политической власти; совокупность и объем политических прав и свобод; совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности; реальную возможность групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее. Можно выделить три основных уровня политического статуса: внутренний (внутригосударственный)формальный и неформальный политический статус, которым наделяется сторона (субъект) конфликта политической системой страны и/или гражданским обществом; внутренний политический статус, признаваемый международными организациями и институтами; внешний (международный)политический статус, признаваемый международными организациями и институтами.
Политический вес- это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет субъекта политики в политической сфере. Политический капитал - это вся совокупность приобретенных субъектом политики «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.). По мнению Д. П. Зеркина, под политическим капиталом подразумевается ряд признаков, в частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. Политический капитал можно трансформировать и другие виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и пр.). Политическая харизма- наделение субъекта политики какими-то необычными качествами, которые его выгодно отличают от других субъектов. Нравственность - наделение субъекта политики высокими моральными (нравственными) качествами, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга.
4. Функции политического конфликта
Конфликт оценивается как позитивный: функциональный, способствующий развитию политической системы; конструктивный, в результате, которого были решены возникшие противоречия; субъективно-позитивный, когда конфликт оценивается как положительный только той стороной, которая в результате его получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений; ценностно-позитивный, когда конфликт оценивается не с точки зрения выгоды-невыгоды или победы-поражения, а с точки зрения значимости самого конфликтного действия; эмоционально-позитивный, когда конфликт помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) его субъектам и участникам. Конфликт имеет негативные функции, когда: ведет к беспорядку и нестабильности; общество не в состоянии обеспечить мир и порядок; борьба ведется насильственными методами; следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери; возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные последствия может иметь и затя нувшийся позитивный конфликт.
Функции политического конфликта могут быть условно разделены на функциональные (позитивные) и дисфункциональные (негативные).
К позитивным относятся:
· а) разрядка напряженности между противостоящими сторонами, конфликт
· играет роль «отводного канала» для накопившихся страстей
· б) содействие формированию политически необходимого равновесия,
· переоценки и изменения прежних ценностей и норм политической системы;
· в) усиление внутригрупповой сплоченности, более четкое осознание своих и
· противостоящих интересов.
К негативным функциям относятся:
· а) может угрожать интеграции политической системы или общества в целом;
· б) может неблагоприятно влиять на необходимое изменение отношений
· власти (сосредоточение власти в руках одного человека);
· в) может вызвать раскол в малоустойчивых политических группах,
· организациях, институтах (распад государства).
Задача управления политическим конфликтом как раз и состоит в том, чтобы снизить его негативные последствия или не допустить разрастания (в случае дисфункциональности).
5. Типологии политических конфликтов
Все политические конфликты делятся на международные(внешние) и внутренние.Внешние конфликты в свою очередь, подразделяются на:
· кризисы типа «балансирования на грани войны», когда одно государство выдвигает требования к другому в расчете на уступки с его стороны. Так, например, периодически поступают представители властей Азербайджана, заявляя, что оставляют за собой право решить «проблему Карабаха» военным путем;
· кризисы «оправдания враждебности», выражающиеся в провокациях по отношению к противнику для выдвижения неприемлемых условий или развязывания против него военных действий. Так, например, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания войны против Польши;
· собственно войны разных масштабов и интенсивности
Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные также делятся на два вида: статусно-ролевые и режимные (оппозиционные).
Горизонтальные политические конфликты. Борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.Цели и причины возникновения горизонтальных конфликов - совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты.В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты в основном институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из них носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочныхвыборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный Суд и другие. Но существуют и скрытые от общественности политические конфликты, о которых знает только узкий круг политической элиты.
Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.
Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политическойструктуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, засоответствие статуса и роли и другие). Примерами таких конфликтов являются конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитамии другие. Иногда они не имеют реального объекта и являются самоцелью. Такой конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить осебе, либо для того, чтобы отвлечь внимание общественности отнасущных политических проблем, которые они не могут или нехотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В. Ленина, тем самым отвлекают народ от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.
Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.
По области спора (сфере жизнедеятельности) можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, конфессионально-политические, политико-правовые, институционально-политические, идеологические (в том числе имеющие религиозные основания) и другие.
Политические конфликты бывают локальными и глобальными, субъективными, объективными, насильственными, мирными, конструктивными, деструктивными. Они могут происходить на уровне центра, региона, отдельного города и района.
Глухова выделяет государственно-правовые конфликты, статусно – ролевые конфликты и конфликт политических культур (самостоятельное изучение).
К. Боулдинг предложил свою типологию социально-политических конфликтов, выделив их категории и типы:
- действительные конфликты, то есть реально происходящие в конкретной социальной среде;
- случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных) факторов и противоречий;
- заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое проявление скрытых конфликтов, то есть не проявление на поверхности общественной жизни;
- конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»;
- скрытые конфликты. Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;
- фальшивые конфликты, то есть не имеющие по сути объективных оснований.
А. Раппопорт различал три типа конфликтов в зависимости от форму взаимодействия субъектов:
- конфликт типа «схватки» - когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
- конфликт типа «дебатов» - где возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс;
-конфликт типа «игра» - где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаться и не могут завершится разрушением всей структуры отношений.
Л. Козер делит конфликты на институционализированные, абсолютные и смешанные. А также на реалистичные и нереалистичные в зависимости от того является ли конфликт средством достижения определенного результата или становится самоцелью.
Д. Дэн классифицирует политические конфликты исхродя из степени интенсивности:
· «мелкие неприятности» - стычки, которые не представляют серьезной угрозы;
· «столкновения» - серия стычек, связанных с расширением круга причин, вызывающих конфликт;
· «кризис» - постоянные и неизбежные столкновения, которые приводят к возникновению тупиковой ситуации, в которой оппоненты прекращают отношения. При этом кризисы подразделяются на правительственные, парламентские и конституционные.
Исходя из публичности конкуренции сторон конфликты бывают открытые, то есть выраженные в явных, внешне фиксируемых формах (манифестации и забастовки, например), и закрытые, латентные (соперничество внутри закрытой правящей элиты).
По временным параметрам конкурентного взаимодействия сторон- кратковременные, к числу которых могут быть отнесены, скажем, факты, связанные с отставкой тех или иных министров, и долговременные – между Израилем и рядом арабских государств на Ближнем Востоке.
Конфликты делятся на конфликты ценностей (Октябрьская революция 1917 года в России и «завоевания социализма») и конфликты интересов (например, соперничество лоббистских групп в принятии органами власти выгодных для них решений).
Профессор Гарвардского университета У. Юри предлагает следующую типологию политических конфликтов в зависимости от уровня насилия:
· насильственные, то есть уже демонстрирующие акты насилия;
· насильственные, но управляемые, то есть поддающиеся контролю властей, движений и урегулированию;
· чреватые насилием, то есть готовые взорваться насилием в любое время и по любому поводу;
· потенциально насильственные, то есть конфликты, которые внешне выглядят как протекающие спокойно, но содержащие в своей основе возможности, предпосылки к насилию;
· ненасильственные, то есть не имеющие даже в потенции предпосылки к насилию.