Итоги освоения содержания образовательной области

Пояснительная записка

В возрасте 3–4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и соотношения различных действий ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.

Задачи воспитания и развития в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации.

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи воспитания и развития в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества.

1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, игра на шумовых музыкальных инструментах), координированность движений, мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах.

2. Формировать вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

3. Стимулировать умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Ориентация детей в образовательной области

Что узнают дети:

Учатся различать свойства музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо), понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы, вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети:

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей 3–4 лет необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для младших дошкольников виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.

Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука, что позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – музыка медленная; медведь идет – музыка низкая). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко – низко), простой характер музыки (веселая – грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая – марш).

В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого а капелла.

Воспитатель организовывает игры и участвует в них как в основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос – ответ». Также необходимо учитывать амп­литуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества – сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3–4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка («Что нас радует»):

• С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.

• Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.

• Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении.

• Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

• Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности Педагогические задачи Музыкальный репертуар Интегрируемые образовательные области Формируемые интегративные качества
1 2 3 4 5

Сентябрь, 3-я неделя*

Здравствуй, детский сад! Игрушки-погремушки

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.     Показать, что музыка передает различное настроение людей. Создавать условия для обучения соотнесению настроения и различных тембров музыкальных инструментов.     «Болезнь куклы», «Новая кукла», муз. П. Чайковского [19, с. 1]**. «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского [20, с. 58].

 

 

· Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование).

· Коммуникация (коммуникативный

вид детской дея-

тельности: беседа).

· Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экспериментирование).

Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; стремиться к наблюдению, сравнению, исследованию свойств и качеств предметов, экспериментированию с предметами; переживать чувства удивления, радости познания мира.

Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку; эмоционально откликаться на содержание прочитанного.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности.

Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество.   Способствовать развитию устойчивого слухового внимания, способности петь вместе с другими. Создавать условия для развития умения подстраиваться к интонации взрослого. «Самолет», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [18, с. 28]. «Барабан», муз. и сл. Г. Вихарева [5, с. 14]. «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской [14, с. 57].
1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое творчество;   в) пляски и хороводы.   Создавать условия для обучения различению характера и настроения, переданных в музыке. Создавать условия для обучения легкому бегу. Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответственно с началом и окончанием музыки. Способствовать развитию чувства ритма, координации движений. Способствовать развитию умения двигаться в соответствии с характером песни.   «Погуляем», автор Е. Макшанцева [12, с. 21].     «Разминка», автор Е. Макшанцева [12, с. 5]. «Матрешки», муз. Ю. Слонова [25, с. 34].     «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Михайловой [15, с. 36]. «Пляска с платочками», обр. Т. Ломовой [15, с. 13].   · Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: танцевальные движения). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам,
ко взаимодействию в совместной деятельности.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения:
освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами, испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи, адекватные возрасту:
участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире

и природе: знать свои умения и освоен-

II. Игра на инструментах. III. Игра и самостоятельная дея- Способствовать развитию навыка игры на погремушке. Создать условия для обучения пению на одной «Игра с погремушками», рус. нар. песня, обр. А. Быканова [14, с. 13]. «Аты-баты», русская потешка, обр. С. Железнова  
1 2 3 4 5
тельность ноте, ознакомления с музыкальным домиком [8, с. 2]   ные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

4-я неделя

Месяц полных кладовых

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений. Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество.     Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта. Создавать условия для обучения подстраиванию к интонации взрослого; содействовать развитию умения различать характер и настроение, переданные в музыке. Способствовать развитию умения находить ласковые интонации,     «Сарафан надела осень», муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой [13, с. 128]. «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [11, с. 39]; «Тучка», «Дождик», сл. и муз. Г. Вихаревой [6, с. 17, 10].     Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя».     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-игровое упражнение). · Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; стремиться к наблюдению, сравнению, исследованию свойств и качеств предметов, экспериментированию с предметами; переживать чувства удивления, радости познания мира. Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, эмоционально откликаться на содержание прочитанного. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положитель-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     б) музыкально-игровое творчество;     в) пляски и хороводы. II. Игра на инструментах. построенные на одном-двух звуках. Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответственно с началом и окончанием музыки. Способствовать развитию чувства ритма, координации движений. Создавать условия для обучения различению частей фразы музыкальных произведений, побуждать к поиску выразительных движений. Создавать условия для обучения выполнению движений согласно словам песни. Создавать условия для обучения проигрыванию несложных мелодий музыкальной игрушкой, погремушкой.   «Кто хочет побегать», литов. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева [14, с. 12].     «Пальчики-ручки», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера [10, с. 56]. «Грибочки», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 5].     «Хоровод грибов», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [11, с. 39].   «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой [14, с. 69].   · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, моделирование). · Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: изготовление продуктов детского творчества). ное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: участвовать в разнообразных видах деятельности:

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию умения двигаться с игрушкой «Мишутка пляшет», автор Е. Макшанцева [12, с. 15]   · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движения) двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками; в художественной деятельности по показу и побуждению взрослых доводить начатую работу до определенного результата. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними; в общении называть хорошо знакомые растения. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

Октябрь, 1-я неделя

Мой домашний любимец

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.     Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на песни грустного характера,     «Серенькая кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой [18, с. 77].     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; стремиться к наблюдению, сравнению, исследованию свойств и качеств предметов, экспериментированию с предметами; переживать чувства удивления,

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество. Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое творчество; обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательского опыта. Способствовать развитию навыка выразительного пения, умения петь естественным голосом, напевно, протяжно. Создавать условия для обучения узнаванию песни по мелодии, называнию ее и пению хором и по одному. Создать условия для обучения нахождению ласковых интонаций, построенных на одном-двух звуках. Создавать условия для обучения подражанию движениям взрослых (по показу взрослого). Способствовать развитию фантазии, «образности» движений, соответствующих характеру музы-     «Кошка», муз. А. Н. Александровой, сл. Н. Френкель [18, с. 29].     «Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [18, с. 25].     Музыкально-игровое упражнение «Как просит кошечка молочка?».     «Кошечка», муз. Т. Ломовой [14, с. 61].     «Мяу, мышки», автор Т. Суворова [25, с. 44]; «Кот и мыши», анг. нар. мелодия, обр. Т. Суворовой слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-игровое упражнение). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: решение проблемных ситуаций). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор). · Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). · Физическая культура (двигательный вид детской радости познания мира; проявлять интерес к окружающему миру (к животным). Эмоционально отзывчивый: различать эмоциональные состояния людей, животных, веселую и грустную музыку, эмоционально откликаться на содержание прочитанного; проявлять эмоциональную от- зывчивость, подражая примеру взрослых. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
в) пляски и хороводы. II. Игра на инструментах. III. Игра и самостоятельная деятельность кального произведения. Создавать условия для проявления инициативы в инсценировании песен. Создавать условия для выполнения несложных танцевальных движений, обучения ориентированию в пространстве. Способствовать развитию чувства ритма, совершенствованию умения играть на погремушках, бубне, барабане; создавать условия для ознакомления с треугольником. Содействовать формированию тембрового слуха [24, с. 39]. «Кошка и котята», муз. М. Раухвергера [14, с. 20].     «Пони», муз. Т. Морозовой [25, с. 3].   «Ах вы, сени», рус. нар. мелодия в обработке М. Раухвергера [15, с. 41].   Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю» деятельности: ритмические и танцевальные движе- ния). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами, испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности; проявлять стремление к положительным поступкам. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними; называть известных животных, их действия, признаки внешнего вида. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

2-я неделя

«С нами старый скворушка до весны прощается...»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.     Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на песню грустного характера, умения дослушивать музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь.     «Кончилось лето», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 3].       · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, импровизация, экспериментирование).

Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; переживать чувства удивления, радости познания мира; проявлять интерес к окружающему миру (к животным).

Эмоционально отзывчивый: различать эмоциональные состояния людей, животных, веселую и грустную музыку; эмоционально откликаться на содержание прочитанного; проявлять эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности.

Пение: а) усвоение певческих навыков;     б) песенное творчество.   Способствовать выработке напевного звучания голоса, развитию умения петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Создавать условия для обучения звукоподражанию (подстраиваясь к голосу взрослого).   «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Н. Римского-Корсакова [17, с. 28]; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто [18, с. 26]. «Воробьишко», муз. и сл. Г. Вихаревой [5, с. 18]. · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсии, наблюде- ния). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор).

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     б) музыкально-игровое творчество;   в) пляски и хороводы.     Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответственно с началом и окончанием музыки; способствовать развитию чувства ритма, координации движений. Создавать условия для обучения движению в свободных направлениях, различению частей музыкального произведения. Создавать условия для обучения ритмичному хлопанию в ладоши, легкому пружинящему полуприседу.   «Воробушки», муз. И. Пономаревой [25, с. 10].   «Воробьи и автомобиль», сл. Г. Фрида, муз. М. Раухвергера [10, с. 22].   «Ширмочки», муз. Н. Кулау [24, с. 17].   · Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движе- ния). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную
со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения:
освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности; проявлять стремление к положительным поступкам.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи, адекватные возрасту:
участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками.

 

II. Игра на инструментах. Способствовать развитию чувства ритма, совершенствованию уме- «Пойду ль, выйду ль я», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова [15, с. 46].  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Игра и самостоятельная деятельность ния играть на погремушках, бубне, барабане; создавать условия для ознакомления с треугольником. Способствовать развитию звуковысотного слуха   «Птицы и птенчики», муз. Е. Тиличеевой [14, с. 14]   Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними; называть хорошо знакомых животных, их действия, признаки внешнего вида. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

3-я неделя

Чудо-дерево

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.       Воспитывать чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки и поэтического слова.     «Березка», муз. Е. Тиличеевой [22, с. 24].

 

 

· Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-игровое

Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; стремиться к наблюдению, сравнению, исследованию свойств и качеств предметов, экспериментированию с предметами; переживать чувства удивления, радости познания мира.

Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку; эмоционально

Пение: а) усвоение певческих навыков; Формировать умение петь, подстраиваясь к голосу взрослого, вместе «Березка», муз. Г. Вихаревой [6, с. 8].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
    б) песенное творчество. Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     б) музыкально-игровое творчество;   в) пляски и хороводы. начинать и заканчивать пение. Способствовать развитию умения находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках. Создавать условия для развития умений реагировать на начало и окончание звучания музыки, менять движения в соответствии с характером музыки. Создавать условия для обучения различению частей фразы музыкальных произведений; побуждать в поисках выразительных движений. Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений с платочками в хороводе, движений по кругу.     Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя».     «Ходим, бегаем», муз. Е. Тиличеевой [15, с. 28].   «Грибочки», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 5].     «Березка», муз. Г. Вихаревой [6, с. 8].   упражнение). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсии, наблюдения). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движе- ния). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) откликаться на содержание прочитанного. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
II. Игра на инструментах. III. Игра и самостоятельная деятельность Создавать условия для обучения игре на колокольчике. Поощрять желание детей играть колокольчиками, упражнять в различении и воспроизведении тихого и громкого звука «Ах ты, береза», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера [14, с. 8]. «Дон-дон», рус. потешка, обр. С. Железнова [8, с. 10]   деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и действия, которые освоены; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

4-я неделя

Осенняя песенка

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.     Стимулировать проявления эмоциональной отзывчивости на песню, выработке устойчивого     «Осенняя песенка», муз. А. Александровой, сл. Н. Френкель [14, с. 12].       · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; стремиться к наблюдению, сравнению; переживать чувства удивления, радости познания мира. Эмоционально отзывчивый: проявлять

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество.   Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое творчество;     в) пляски и хороводы. слухового внимания. Способствовать выработке напевного звучания, умения петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Создавать условия для обучения выразительному исполнению движений, совместному и ин- дивидуальному пению под музыку. Создавать условия для обучения самостоятельной смене движения с изменением характера музыки (произведение двухчастной формы). Создавать условия для обучения различению двухчастной формы музыкального произведения сменой движения. Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответствен-   «Осень», муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды [4, с. 19]; «Золотые листики», сл. и муз. Г. Вихаревой [6, с. 16].   «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко, [4, с. 16].   Упражнение «Ходьба и бег с листочками» под латыш. нар. мелодию, обр. Е. Раевской [16, с. 44].     «Прогулка и дождик», муз. А. Филиппенко [10, с. 38].   «Танец с листочками» автор Т. Суворова [24, с. 11]; «Золотые листики» сл. и муз. Г. Вихаревой слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсии, наблюдения). · Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: изготовление продуктов детского творчества). · Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку; эмоционально откликаться на содержание прочитанного. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  II. Игра на инструментах.     III. Игра и самостоятельная деятельность   но с началом и окончанием музыки; обучать легкому бегу и кружению, ориентировке в пространстве зала. Создавать условия для продолжения ознакомления с музыкальной игрушкой, погремушкой. Способствовать развитию умения двигаться с игрушкой [6, с. 15].     «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой [14, с. 6].   «Мишутка пляшет», автор Е. Макшанцева [12, с. 15]   ритмические и танцевальные движения). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок) от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и действия, которые освоены; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

Ноябрь, 1-я неделя

Детский сад

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музы-     Создавать условия для обучения слушанию му-     «Детский сад», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 37].     · Музыка (музыкально-художест- Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; переживать чувства удивления, радости познания мира.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
кальных произведений.   Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество.   Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     б) музыкально-игровое творчество;     зыкального произведения от начала до конца, участию в беседе по содержанию песни. Формировать умение петь, подстраиваясь к голосу взрослого, совместно начинать и заканчивать пение. Создавать условия для обучения умению находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.   Создавать условия для обучения самостоятельной смене движений с изменением характера музыки. Создавать условия для обучения восприятию контрастных частей музыки; способствовать развитию слухового внима-     «Ладушки», рус. нар. прибаутка, обр. Н. Римского-Корсакова [18, с. 30]; «Бычок», муз. Г. Вихаревой [5, с. 4]. Музыкально-игровое упражнение «Спой свое имя».   «Гулять – отдыхать», муз. М. Красева [14, с. 17].   «Игра с куклой», муз. Т. Суворовой [24, с. 35].   венный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-игровое упражнение). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движе- ния). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). · Чтение художественной лите- Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку; эмоционально откликаться на содержание прочитанного. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить правила и нормы поведения, связанные

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
    в) пляски и хороводы.   ния, способности к импровизации плясовых движений.   Способствовать развитию ритмического слуха, выразительности движений, слухового внимания.     «Хоровод», муз. Я. Френкеля [24, с. 20]; «Игра с погремушками», рус. нар. песня, обр. А. Быканова [14, с. 13].

ратуры (чтение, обсуждение, разучивание)

с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи, адекватные возрасту:
участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
знать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними; узнавать детский сад, группу, своих воспитателей, няню.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

 

II. Игра на инструментах. Создавать условия для обучения проигрыванию несложных мелодий на колокольчике. «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой [14, с. 6].
III. Игра и самостоятельная деятельность Способствовать развитию умения двигаться с игрушкой «Мишутка пляшет», автор Е. Макшанцева [12, с. 15]

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

2-я неделя

Мебель

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.   Пение: а) усвоение певческих навыков;     б) песенное творчество.     Создавать условия для ознакомления с жанром колыбельной в вокальной и инструментальной музыке.   Создавать условия для обучения различению характера песен, близких по названиям, передаче особенностей образа в пении, чистому интонированию мелодии и выразительному ее исполнению, выработке напевного звучания. Способствовать развитию динамического и звуковысотного восприятия; создавать условия для обучения выделе-     «Колыбельная», муз. А. Лядова [20, с. 35]; «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова [20, с. 38].     «Ладушки», рус. нар. прибаутка, обр. Н. Римского-Корсакова [18, с. 30]; «Тучка» сл. и муз. Г. Вихаревой [6, с. 17].   «Петушок», русская потешка, обр. М. Красева [8, с. 34].     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение). · Физическая культура (двигательный вид Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; переживать чувства удивления, радости познания мира. Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности.  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое творчество;   в) пляски и хороводы.   II. Игра на инструментах.     III. Игра и самостоятельная деятельность нию более высокого звука.   Создавать условия для обучения различению характера и настроения, переданных в музыке. Создавать условия для обучения легкому бегу. Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответственно с началом и окончанием музыки. Способствовать развитию чувства ритма, координации движений. Способствовать развитию умения двигаться в соответствии с характером песни. Способствовать развитию динамического слуха.   «Погуляем», автор Е. Макшанцева [12, с. 21].     «Разминка», автор Е. Макшанцева [12, с. 5]. «Матрешки», муз. Ю. Слонова [25, с. 34].     «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Михайловой [15, с. 36]. «Пляска с платочками», обр. Т. Ломовой [15, с. 13].     «Тихие и громкие звоночки», муз. Р. Рустамовой, сл. Ю. Островского [14, с. 58].   детской деятельности: ритмические и танцевальные движения). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми; участвовать в несложной совместной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту: участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель; владеть игровыми действиями с игрушками. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  Способствовать развитию умения двигаться с игрушкой «Мишутка пляшет», автор Е. Макшанцева [12, с. 15]   Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

3-я неделя

«Все мы делим пополам...»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений. Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество. Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для ознакомления с тем, что музыка может передавать настроение и черты характера человека. Способствовать развитию навыков выразительного пения, умения петь естественным голосом, напевно, протяжно. Создавать условия для обучения умению находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках. Создавать условия для самостоятельного перехода от одного движения     «Упрямый братишка», муз. Д. Кабалевского [19, с. 20].     «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой [17, с. 73].     Музыкально-игровое упражнение «Как просит кошечка молочка?».     «Проходить в воротики», муз. Н. Голубовской [16, с. 45].     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры, музыкально-игровые упражнения). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор). Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес к окружающему; переживать чувства удивления, радости познания мира. Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость; различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взросло-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

 
 

б) музыкально-игровое творчество;

в) пляски и хороводы.

 

 

II. Игра на инструментах.

 

 

III. Игра и самостоятельная деятельность

к другому в соответствии с частями музыкального произведения.

Создавать условия для восприятия контрастных частей музыки; способствовать развитию слухового внимания, способности к импровизации плясовых движений.

Создавать условия для выполнения несложных танцевальных движений по показу взрослого.

Способствовать развитию чувства ритма, совершенствованию умения играть на погремушках, бубне, барабане; создавать условия для ознакомления с треугольником.

Способствовать формированию тембрового слуха

 

«Игра с куклой», муз. Т. Суворовой [24, с. 35].

 

 

«Веселый танец», муз.

Т. Шутенко [10, с. 50].

 

 

«Ах вы, сени», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера [15, с. 41].

 

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

· Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические
и танцевальные движения).

· Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, решение проблемных ситуаций).

· Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)

го; проявлять интерес к сверстникам, взаимодействию в совместной деятельности; увеличить запас слов; совершенствовать грамматический строй речи.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения:
освоить правила и нормы поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами; испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи, адекватные возрасту:
участвовать в разнообразных видах деятельности: двигательных упражнениях, играх, речевом общении, творчестве; принимать цель.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свое имя; осознавать свои умения и освоенные действия; понимать, что предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.

                     

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
        Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно слушать речь и указания взрослого, принимать образец

4-я неделя

Одежда. Обувь

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений.   Пение: а) усвоение певческих навыков;     б) песенное творчество.     Создавать условия для обучения внимательному слушанию музыкального произведения, участию в беседе по содержанию песни. Создавать условия для закрепления умения чисто интонировать мелодию, для обучения подстраиванию к интонации взрослого. Создавать условия для обучения умению находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.     «Кукла Катя», муз. М. Красева, сл. Л. Мироновой [14, с. 101].   «У березки нашей», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 12].     Музыкально-игровое упражнение «Как тебя зовут?».     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактические игры, музыкально-игровые упражнения). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок). Любознательный, активный: проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми; переживать чувства удивления, радости познания мира. Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость на веселую и грустную музыку. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и свер- стниками: включаться в совместную со взрослым деятельность, подражать его действиям, отвечать на вопросы взрослого.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое творчество; в) пляски и хороводы.     II. Игра на инструментах. III. Игра и самостоятельная деятельность   Создавать условия для формирования умения начинать и заканчивать движение соответственно с началом и окончанием музыки. Способствовать развитию чувства ритма, координации движений. Создавать условия для обучения различению частей фразы музыкальных произведений; побуждать к поискам выразительных движений. Способствовать развитию навыка игры на погремушке. Создавать условия для обучения пению на од- ной ноте, ознакомления с музыкальным домиком   «Сапожки», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой [14, с. 37].   «Игра с куклой», муз. Т. Суворовой [24, с. 35].   «Сапожок», муз. и сл. Г. Вихаревой [6, с. 9]; «Стуколка», муз. Т. Ломовой [14, с. 65].     «Игра с погремушками», рус. нар. песня, обр. А. Быканова [14, с. 13]. «Аты-баты», рус. потешка, обр. С. Железнова [8, с. 2] · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движе- ния). · Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). · Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, решение практических ситуаций) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы, правила поведения: испытывать удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: активно участвовать в играх, двигательных упражнениях, речевом общении; владеть игровыми действиями с игрушками, разворачивать игровой сюжет. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: знать свое имя, фамилию; осознавать свои умения и освоенные действия; понимать, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: внимательно вслушиваться в речь и указания взрослого, принимать образец

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Декабрь, 1-я неделя

«Рыбы много в речке есть, нам с тобой ее не счесть...»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: восприятие музыкальных произведений. Пение: а) усвоение певческих навыков;     б) песенное творчество.     Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Учить замечать смену характера музыки, средства музыкальной выразительности, передающие образ. Создавать условия для выработки напевного звучания голоса, умения петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Побуждать эмоционально откликаться на песни разного характера; создавать условия для обучения четкому произношению слов и их окончаний, одновременному, слаженному началу и окончанию пения. Создать условия для обучения самостоятельной смене движений, трени-     «Со вьюном я хожу»; «Ходила младешенька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова [20, с. 5, 8].   «Дон-дон», рус. потешка обр. С. Железнова [8, с. 10]; «Трамвай», автор Е. Макшанцева [12, с. 25].     «Осень», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [11, с. 14]. «Дождик», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [11, с. 22]; «Золотые листики», сл. и муз. Г. Вихаревой [6, с. 16].   «Пальчики-ручки», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера [14, с. 21].     · Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). · Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: ритмические и танцевальные движения). · Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок). Любознательный, активный: проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми. Эмоционально отзывчивый: проявлять эмоциональную отзывчивость на веселую и грустную музыку, содержание прочитанного. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять соответствующую возрасту координацию движений, положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям; стремиться к самостоятельности в двигательной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: подражать действиям взрослого, о















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: