ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика возрастных особенностей
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки в его многообразии.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятным любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Задачи музыкального воспитания и развития
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
· способствовать обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами музыки, накапливанию представлений о жизни и творчестве композиторов;
· создавать условия для обучения детей анализу средств музыкальной выразительности;
· способствовать развитию умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
· способствовать развитию певческих умений детей, освоению умений игрового музицирования;
· стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок;
· способствовать развитию умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Ориентация детей в образовательной области
В процессе освоения образовательной области «Музыка» дети учатся узнавать музыку западноевропейских (И.-С. Бах, Э. Григ, В.-А. Моцарт, Р. Шуман и др.) и русских композиторов (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка) и знакомятся с их биографией и творчеством; различать музыку разных жанров, понимать, что характер музыки передается средствами музыкальной выразительности, и различать средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); а также получают элементарные представления об истории создания оркестра, истории развития музыки, музыкальных инструментах; узнают характерные признаки балета и оперы.
Организация опыта освоения образовательной области
Педагог создает возможности для индивидуального творческого потенциала детей: передавать художественно-музыкальный образ в музыкально-ритмических движениях; подбирать музыкальный инструмент, который характеризует данный художественный образ, и музицировать на нем; отображать музыкальные впечатления в изобразительной деятельности; сочинять стихотворения, отражающие его отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения; исполнять музыку в составе детского оркестра или музыкально-художественной театрализации. С этой целью педагог создает ситуации-импровизации в пении, танцах, на музыкальных инструментах с придумыванием детьми оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые тексты, отбором и соединением движений в танец, участием детей в создании небольших оркестровок. Педагог организует музыкальные игры и хороводы, в которых дети выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Педагог показывает ребенку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа.
Специально организованная работа с родителями направлена на воспитание у ребенка культуры слушания, позволяющей ему стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка:
• развиты элементы культуры слушательского восприятия;
• выражает желание посещать концерты, музыкальный театр;
• музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;
• проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• активен в театрализации;
• участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
• не активен в музыкальной деятельности;
• не распознает характер музыки;
• поет на одном звуке;
• плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой;
• не принимает участия в театрализации;
• музыкальные способности развиты слабо*.
В пособии представлено планирование, отражающее содержание работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» для старшей группы и составленное на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» в соответствии с концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).
Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий (прослушивание музыкальных произведений, элементарное музицирование, пение, выполнение простейших танцевальных и ритмических движений), использованный при составлении планирования, позволит педагогам развивать музыкальную культуру детей 5–6 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будет способствовать накоплению опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности | Педагогические цели и задачи | Музыкальный репертуар | Интеграция образовательных областей | Формируемые интегративные качества |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь, 3-я неделя* | ||||
Волшебная страна | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песню веселого, радостного характера, умений слышать и называть: вступление, запев, припев. | «Светлый дом», муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой [36, с. 126]**. |
• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: му- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: фантазировать, сочинять песенку, проявлять интеллектуальную активность на основе познавательного интереса. Эмоционально отзывчивый: понимать некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке (интонация, темп), художественной литературе; находить общие черты в настроении музыки. |
б) развитие слуха и голоса. | Способствовать формированию звуковысотного слуха; помочь детям услышать и различить звуки примы, секунды, терции, кварты. | «Лодочка», муз. и сл. Е. Макшанцевой [10, с. 17]. | ||
Создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать звуки по высоте и длительности. | «Кораблик», муз. и сл. Е. Макшанцевой [10, с. 18]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Способствовать формированию чувства ритма; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать ритмические рисунки песен. Создавать условия для закрепления умений передавать ритмический рисунок, своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание между фразами. | «Стыдно ссориться друзьям», авт. Е. Макшанцева [10, с. 59]. «Светлый дом», муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой [36, с. 126]. | зыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа) | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, иметь богатый словарный запас, речь чистую, грамматически правильную, выразительную. Способный управлять своим поведением Способный решать интеллектуальные Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире |
б) песенное творчество. | Побуждать детей импровизировать, петь с называнием звуков (на конкретном звуке или звуках) или на слог «ля-ля-ля» в определенной тональности. | «Песенка о песенке», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [36, с. 132]. |
| |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях. | «Марш», муз. Т. Суворовой [33, с. 6]. | ||
б) музыкально-игровое танцевальное творчество; | Способствовать развитию умения двигаться легко, соблюдая дистанцию между парами. | «Буги-вуги», муз. Т. Суворовой [33, с. 10]. | ||
в) игры, хороводы; | Способствовать развитию умений внимательно следить за развитием музыкального предло- | «Оркестр», украинская народная мелодия, обр. В. Поле- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
жения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок. | вого [8, с. 83]. | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания; аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: иметь специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | ||
г) пляски. | Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец с воздушными шарами, выразительно передавать игровое содержание танца. | «Танец с цветными шарами», муз. А. Хачатуряна [32, с. 18]. | ||
II. Игра на инструментах. | Совершенствовать ритмический слух детей. | «Музыкальное окошко», авт. З. Роот [28, с. 11]. | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух детей | Сочини песенку (импровизация) | ||
Сентябрь, 4-я неделя | ||||
«Кто не ленится, тот урожаем гордится!» | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Создать условия для ознакомления с формой рондо; способствовать развитию умений различать 3-частную форму рефрена и эпизода, подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка). | «Осень», муз. П. Чайковского [26, с. 30]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, экспериментирование). | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к выполнению физических упражнений, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность; принимать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса. | Создать условия для организации и проведения упражнения детей в умении различать звуки по высоте и длительности. | «Огуречик», «Эхо», русские народные потешки, обр. Е. Макшанцевой [3, с. 32, 3]. | • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок, сюжетные игры). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, решение проблемных ситуаций). | познавательную задачу и решать ее доступными способами, сочинять песенку. Эмоционально отзывчивый: понимать эмоциональное состояние людей; проявлять готовность помочь; высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, проявлять внимательность Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: соблюдать установленный порядок поведения, испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого. |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Способствовать закреплению умения передавать ритмический рисунок. Помочь детям услышать (узнать) начало песни и своевременно приступить к пению (по сигналу музыкального руководителя или самостоятельно). | «Я полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные [12, с. 65]; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [36, с. 74]. | ||
б) песенное творчество. | Способствовать развитию у детей ладотонального слуха, самостоятельности, инициативы, творческой активности. | «Пчела жужжит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова [36, с. 62]. | ||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях, добиваться выразительного исполнения; создавать условия для обучения детей выполнению поскоков с ноги на ногу. | «Ковырялочка», «Ах вы, сени…», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [13, с. 49]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) музыкально-игровое танцевальное творчество; | Способствовать развитию умения совмещать слова песни-хоровода и движения. | «Калинка», русская народная песня, обр. Р. Рустамова [12, с. 9]; «Я полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные [12, с. 65]. | • Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение апплика- ции). | Способный решать интеллектуальные Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым. |
в) игры, хороводы. | Совершенствовать выразительность движений в разученных детьми танцах. | «Калинка», русская народная мелодия, обр. Т. Суворовой [30, с. 9]; «Где был Иванушка?», русская народная песня, обр. Н. Метлова [36, с. 139]. | • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) | |
II. Игра на инструментах. | Создавать условия для обучения детей игре на треугольнике. | «Сорока-сорока», русская народная попевка, обр. Т. Попатенко [12, с. 79]. | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух детей | Сочини песенку (импровизация) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: использовать специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | ||||
Октябрь, 1-я неделя | ||||
Домашние животные и их детеныши | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней. | «У Барбоса будет дом», муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского [25, с. 115]. |
• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические упражнения). • Коммуникация (коммуникативный вид детской | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами (наблюдение, сравнение, высказывание предположения, доказательство); интересоваться животным миром; сочинять песенку. Эмоционально отзывчивый: понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе. |
б) развитие слуха и голоса. | Способствовать формированию представления детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз. | «Жучка и кот», чешская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой [36, с. 53]; | ||
Создавать условия для обучения чистому интонированию мелодии. | «У кота-воркота», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой [36, с. 53]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пение: а) усвоение певческих навыков;
б) песенное творчество.
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для закрепления умения передавать ритмический рисунок, способствовать развитию умений своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание между фразами. | «Тяв-тяв», муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского [36, с. 105]. | деятельности: беседа, отгадывание загадок). • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций) | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, проявлять внимательность Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого. Способный решать интеллектуальные Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире |
Создавать условия для обучения подбору музыкального репертуара, включая различные виды мелодического движения. Способствовать развитию умений различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. | «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера [36, с. 71]. «Веселый тренаж», муз. И. Шварца [33, с. 9]. | |||
Способствовать формированию навыка выполнения русского шага с притопом. | «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. Н. Раухвергера [8, с. 152]. | |||
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию умения различать и воспроизводить динамические оттенки в музыке; содействовать воспитанию выдержки. | «Кот Васька», муз. Г. Горбачева [8, с. 93]. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в) пляска; | Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях. | «Поросята», муз. Дж. Уотта [1, с. 53]. |
| низмов; владеть представлениями об уходе за животными; стремиться применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого; аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять деятельность при помощи сформированных специальных умений и навыков |
г) игры, хороводы. | Создавать условия для обучения детей выразительной передаче игровых образов. | «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой [16, с. 110]. | ||
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). | Способствовать развитию навыка игры на деревянных ложках; создавать условия для ознакомления с историей возникновения инструмента. | «Сорока-сорока», русская народная песня, обр. Т. Попатенко [12, с. 113]. | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | Сочини песенку (импровизация) | ||
Октябрь, 2-я неделя | ||||
«У каждой пташки свои замашки» | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней. Способствовать развитию у детей представления об изобразительных возможностях музыки. | «Птичка летает», муз. А. Аренского, сл. В. Жуковского [17, с. 9]; «Птичка», муз. Э. Грига [17, с. 13]. | • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, музыкально-дидактические игры). | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познава- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) развитие слуха и голоса. | Способствовать развитию умений своевременно начинать и заканчивать песню, слышать и точно передавать в мелодии постепенное движение вниз и вверх. | «Кукушка», русская народная прибаутка, обр. Н. Арсеньева [12, с. 9]. | • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок). | тельный интерес, интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром. Эмоционально отзывчивый: проявлять готовность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением |
Способствовать развитию у детей чувства ритма. | «Воробей», русская народная песня, обр. С. Железнова [3, с. 6]. | |||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Побуждать петь не спеша, негромко, чисто интонируя мелодию. | «Чижик», муз. и сл. Э. И. Разумовой [17, с. 27]. | ||
б) песенное творчество. | Создавать условия для обучения самостоятельному нахождению песенной интонации для окончания мелодии, спетой педагогом. | «Гуси», муз. и сл. Т. Бырченко [36, с. 66]. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения передаче в движении простейшего ритмического рисунка; подводить к разучиванию переменного шага. | «Петушок», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [16, с. 59]. |
• Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение коллективной творческой работы). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций) | Способный решать интеллектуальные Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире |
Помочь детям слышать музыкальные фразы, отмечая их в движении; способствовать развитию умения свободно ориентироваться в пространстве. | «Насмешливая кукушка», австрийская народная песня, обр. Ю. Слонова [16, с. 58]. | |||
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию у детей образности и выразительности движений, накоплению музыкальных впечатлений. | «Задорные чижи», муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского [16, с. 199]. | ||
в) пляска; | Способствовать развитию умения двигаться легко, соблюдая дистанцию между парами. | «Парный танец», муз. Т. Суворовой [32, с. 13]. | ||
г) игры, хороводы. | Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. | «Ворон», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой [12, с. 19]. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). | Создавать условия для обучения детей игре на музыкальных инструментах несложных мелодий. | «Снегири», муз. Е. Тиличеевой [12, с. 26] |
| Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки |
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать чувство ритма | |||
Октябрь, 3-я неделя | ||||
Чудо-дерево | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать расширению представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке. | «Во поле береза стояла», русская народная мелодия, обр. Н. А. Римского-Корсакова [24, с. 3] и обр. А. Гурилева [8, с. 6]. |
• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Коммуникация (коммуникативный вид детской | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, интеллектуальные эмоции, |
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для организации и проведения упражнения | «Василек», русская народная песня, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
детей в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз; способствовать выработке правильного дыхания. | обр. Г. Левкодимова [36, с. 21]. | деятельности: беседа, ситуативный разговор). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритми- ческие движения). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение апплика- ции). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций) | познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром. Эмоционально отзывчивый: проявлять готовность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением Способный решать интеллектуальные | |
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для закрепления у детей умений воспринимать и передавать грустный лирический характер песни, петь ее напевно в умеренном темпе. | «Кто березку причесал?», муз. Л. Семеновой, сл. А. Горской [18, с. 27]. | ||
б) песенное творчество. | Создавать условия для обучения импровизированию мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»). | «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99]. | ||
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для обучения восприятию различных темповых, ритмических и динамических особенностей музыки и передаче их в ходьбе, беге. | Упражнение «Переменный шаг», украинская народная мелодия, обр. Я. Степового [8, с. 108]. | ||
б) музыкально-иг- ровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию умений чувствовать пространство музыкального зала, изменять | «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
движения со сменой характера музыки. |
| ность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; откликаться на предложения взрослого помочь живому; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства; принимать цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат; в художественной деятельности принимать тему, предложенную педагогом, использовать освоенные техники, создавая яркие образы, верно подбирая для их создания средства выразительности. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, | ||
в) пляска; | Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений с листочками; способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве. | Танец «Тополь- тополек» (песня из репертуара ансамбля «Золотое кольцо») [15, с. 40]. | ||
г) игры, хороводы. | Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. | «Дворники и листочки», муз. Т. Сатулиной [33, с. 24]. | ||
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). | Совершенствовать игру детей на двух пластинах металлофона; создавать условия для обучения исполнению пьесы на разных инструментах (духовая гармоника, тарелки, ложки) в ансамбле и в оркестре, игре ритмичной, слаженной; способствовать развитию умений передавать ритм мелодии четкими и энергичными хлопками, отмечать динамические оттенки. | «Под яблонькой», русская народная мелодия, обр. Р. Рустамова [12, с. 16]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух | «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89] | аргументировать свои суждения; стремиться результативному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки | |
Октябрь, 4-я неделя | ||||
Осенний калейдоскоп | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию умения различать жанр и характер музыкального произведения (плавный, нежный, задумчивый, печальный), отдельные средства выразительности в связи со сменой характера музыки (динамику, регистр, характер аккомпанемента, кульминацию). | «Осень», муз. П. Чайковского [26, с. 30]; «Дождик», муз. Г. Свиридова [26, с. 4]. |
• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание). • Физическая культура (двигатель- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром. Эмоционально отзывчивый: проявлять го- |
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в чистом интонировании мелодии, построенной на посту- | «Василек», русская народная песня, обр. Г. Левкодимова [36, с. 21]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пение: а) усвоение певческих навыков; б) песенное творчество. Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | пенном движении сверху вниз; способствовать выработке правильного дыхания. Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в умении различать звуки по высоте и длительности. Создавать условия для закрепления умений передавать ритмический рисунок, брать дыхание между фразами. Создавать условия для обучения импровизированию мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»). Создавать условия для обучения восприятию различных темповых, ритмических и динамических особенностей музыки и передаче их в ходьбе, беге. Способствовать развитию умений чувствовать пространство музыкального зала, изменять движения со сменой характера музыки. | «Осень», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [22, с. 94]. «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65]. «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99]. Упражнение «Переменный шаг», русская народная мелодия, обр. В. Кукловской [8, с. 108]. «Осень спросим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65]; «Капельки», муз. Л. Толстого [30, с. 7]. | ный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение творческих работ). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия) | товность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в) пляска; | Создавать условия для обучения детей выполнению несложных танцевальных движений с листочками, способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве. | «Танец с листиками», «Дождик», муз. А. Петрова [31, с. 33]. |
| используя доступные средства; принимать цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели; в художественной деятельности принимать тему, предложенную педагогом, использовать освоенные техники, создавая яркие образы, верно подбирая для их создания средства выразительности. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки |
г) игры, хороводы. | Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. | «Дворники и листочки», муз. Т. Сатулиной [8, с. 24]. | ||
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). | Создавать условия для обучения детей игре на деревянных ложках, ознакомления с дополнительными шумовыми инструментами. | «Андрей-воробей», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой [12, с. 27]. | ||
III. Игра и самостоятельная деятельность | Совершенствовать звуковысотный слух детей | «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89] |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь, 1-я неделя | ||||
Мой город по-особому мне дорог | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней. | «Песня о Волгограде», муз. и сл. В. Михайлова (CD «Песни о Волгограде» В. Михайлова). |
• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация). • Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: бе- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес, догадку, сообразительность. Эмоционально отзывчивый: понимать эмоциональное состояние взрослых и детей, выраженное в музыке, интонации речи; находить общие черты в настроении людей, музыке; высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать стар- |
б) развитие слуха и голоса. | Создавать условия для обучения детей чистому интонированию на «ля», удерживанию интонации при длительной ритмической пульсации на этом звуке. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка. | «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [36, с. 24]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения детей эмоциональному пению с точным соблюдением динамических оттенков, смягчением концов фраз. | «Наш город», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука [11, с. 219]. | ||
б) песенное творчество. | Способствовать развитию у детей ладового чувства, умения на тонике заканчивать мелодию, | «Лифт», муз. Т. Бырченко, сл. Г. Фельдшера |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; в) пляска; г) игры, хороводы. | спетую взрослым, первоначальных навыков песенной импровизации на предлагаемый текст. Способствовать развитию у детей навыков различения веселого и грустного звучания (мажорного и минорного лада), изменения движения в соответствии с характером музыки. Создавать условия для обучения детей современным танцевальным движениям. Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец с воздушными шарами, выразительно передавать игровое содержание танца. Совершенствовать умения детей двигаться в соответствии с характером мелодии и текстом песни, слышать вступление и самостоятельно начинать движение; создавать условия для организации и проведения упражнения детей в хороводном шаге. | [36, с. 66]. «Упражнение для рук», муз. П. Чайковского [33, с. 7]. «Раз, два, три», муз. С. Паради [31, с. 11]. «Танец с цветными шарами», муз. А. Хачатуряна [32, с. 18]. «По-за городу гуляет», русская народная песня, обр. Е. Яковишиной [29, с. 20]. | седа, ситуативный разговор, отгадывание загадок). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсия, наблюдение, решение проблемных ситуаций). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) | шим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: иметь развернутое представление о родном городе, его достопримечательностях, ярких событиях его недавнего прошлого, знаменитых жителях своего города. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и пони- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Создавать условия для обучения детей умению внимательно следить за развитием музыкального предложения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок; совершенствовать легкий поскок. | «Оркестр», украинская народная мелодия, обр. В. Степового [8, с. 83]. | мать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки | ||
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). | Совершенствовать ритмический слух детей. | «Музыкальное окошко», муз. З. Роот [28, с. 11]. | ||
III. Самостоятельная деятельность | Использовать в театральной деятельности теневой, пальчиковый, варежковый и другие виды театра | «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89] | ||
Ноябрь, 2-я неделя | ||||
Что нам осень принесла? | ||||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений; | Способствовать развитию умений распознавать черты марша (маршевость) в произведениях | «Марш», муз. С. Прокофьева [24, с. 35]; | • Музыка (музыкально-художественный вид детс- | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
других жанров, различать жанр и характер музыкального произведения (плавный, нежный, задумчивый, печальный), отдельные средства выразительности в связи со сменой характера музыки (динамику, регистр, характер аккомпанемента, кульминацию); создать условия для ознакомления детей с творчеством Д. Б. Кабалевского, с жанром вальса. | «Марш», муз. Дж. Верди (из оперы «Аида») [24, с. 38]; «Вальс», муз. Д. Кабалевского [24, с. 44]. | кой деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактическая игра). • Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). | несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами (наблюдение, сравнение, высказывание предположения, построение доказательства). Эмоционально отзывчивый: понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, в художественной литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого. | |
б) развитие слуха и голоса. | Способствовать развитию у детей ладового чувства, умения на тонике заканчивать мелодию, спетую взрослым. | «Лифт», муз. Т. Бырченко, сл. Г. Фельдшера [36, с. 66]. | ||
Пение: а) усвоение певческих навыков; | Создавать условия для обучения детей эмоциональному пению с точной передачей мелодии, четким произношением слов, умению исполнять песни разного характера, петь легким звуком, мягко заканчивая музыкальные фразы. | «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [36, с. 74]; «Осень», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [33, с. 94]; «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65]. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
б) песенное творчество. | Создавать условия для обучения детей искусству импровизации мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»). | «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99]. | • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия) | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя доступные средства. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, аргументировать свои суждения; стремиться к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки |
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения; | Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в выполнении русского переменного шага с пятки на носок, закрепления восприятия регистров музыки. | «Переменный шаг», русская народная мелодия, обр. В. Кукловской [8, с. 109]. | ||
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; | Способствовать развитию умения различать и воспроизводить динамические оттенки в музыке; содействовать воспитанию выдержки. | «Танцуем сидя», авт. Т. Суворова [31, с. 7]. | ||
в) пляска; | Создавать условия для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному. | «Ра |