Итоги освоения содержания образовательной области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика возрастных особенностей

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки в его многообразии.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятным любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Задачи музыкального воспитания и развития

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:

· способствовать обогащению слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами музыки, накапливанию представлений о жизни и творчестве композиторов;

· создавать условия для обучения детей анализу средств музыкальной выразительности;

· способствовать развитию умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Задачи воспитания и развития детей в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

· способствовать развитию певческих умений детей, освоению умений игрового музицирования;

· стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок;

· способствовать развитию умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

Ориентация детей в образовательной области

В процессе освоения образовательной области «Музыка» дети учатся узнавать музыку западноевропейских (И.-С. Бах, Э. Григ, В.-А. Моцарт, Р. Шуман и др.) и русских композиторов (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка) и знакомятся с их биографией и творчеством; различать музыку разных жанров, понимать, что характер музыки передается средствами музыкальной выразительности, и различать средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); а также получают элементарные представления об истории создания оркестра, истории развития музыки, музыкальных инструментах; узнают характерные признаки балета и оперы.

Организация опыта освоения образовательной области

Педагог создает возможности для индивидуального творческого потенциала детей: передавать художественно-музыкальный образ в музыкально-ритмических движениях; подбирать музыкальный инструмент, который характеризует данный художественный образ, и музицировать на нем; отображать музыкальные впечатления в изобразительной деятельности; сочинять стихотворения, отражающие его отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения; исполнять музыку в составе детского оркестра или музыкально-художественной театрализации. С этой целью педагог создает ситуации-импровизации в пении, танцах, на музыкальных инструментах с придумыванием детьми оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые тексты, отбором и соединением движений в танец, участием детей в создании небольших оркестровок. Педагог организует музыкальные игры и хороводы, в которых дети выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.

Педагог показывает ребенку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа.

Специально организованная работа с родителями направлена на воспитание у ребенка культуры слушания, позволяющей ему стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка:

• развиты элементы культуры слушательского восприятия;

• выражает желание посещать концерты, музыкальный театр;

• музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки;

• проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

• активен в театрализации;

• участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

• не активен в музыкальной деятельности;

• не распознает характер музыки;

• поет на одном звуке;

• плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой;

• не принимает участия в театрализации;

• музыкальные способности развиты слабо*.

В пособии представлено планирование, отражающее содержание работы по освоению детьми образовательной области «Музыка» для старшей группы и составленное на основе интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация» в соответствии с концепцией Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.).

Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий (прослушивание музыкальных произведений, элементарное музицирование, пение, выполнение простейших танцевальных и ритмических движений), использованный при составлении планирования, позволит педагогам развивать музыкальную культуру детей 5–6 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будет способствовать накоплению опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями.

Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.

ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности Педагогические цели и задачи Музыкальный репертуар Интеграция образовательных областей Формируемые интегративные качества
1 2 3 4 5

Сентябрь, 3-я неделя*

Волшебная страна

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песню веселого, радостного характера, умений слышать и называть: вступление, запев, припев.   «Светлый дом», муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой [36, с. 126]**.

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: му-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: фантазировать, сочинять песенку, проявлять интеллектуальную активность на основе познавательного интереса.

Эмоционально отзывчивый: понимать некоторые образные средства, используемые

для передачи настроения в музыке (интонация, темп), художественной литературе; находить общие черты в настроении музыки.

б) развитие слуха и голоса. Способствовать формированию звуковысотного слуха; помочь детям услышать и различить звуки примы, секунды, терции, кварты. «Лодочка», муз. и сл. Е. Макшанцевой [10, с. 17].
  Создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать звуки по высоте и длительности. «Кораблик», муз. и сл. Е. Макшанцевой [10, с. 18].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать формированию чувства ритма; создавать условия для организации и проведения упражнения в умении различать ритмические рисунки песен. Создавать условия для закрепления умений передавать ритмический рисунок, своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание между фразами.   «Стыдно ссориться друзьям», авт. Е. Макшанцева [10, с. 59]. «Светлый дом», муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой [36, с. 126]. зыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа)

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, иметь богатый словарный запас, речь чистую, грамматически правильную, выразительную.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
соблюдать установленный порядок поведения в группе, испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
стремиться к проявлению творческой инициативы, принять от воспитателя цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности.

б) песенное творчество. Побуждать детей импровизировать, петь с называнием звуков (на конкретном звуке или звуках) или на слог «ля-ля-ля» в определенной тональности. «Песенка о песенке», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [36, с. 132].

 

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях.     «Марш», муз. Т. Суворовой [33, с. 6].
б) музыкально-игровое танцевальное творчество; Способствовать развитию умения двигаться легко, соблюдая дистанцию между парами. «Буги-вуги», муз. Т. Суворовой [33, с. 10].
в) игры, хороводы; Способствовать развитию умений внимательно следить за развитием музыкального предло- «Оркестр», украинская народная мелодия, обр. В. Поле-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  жения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок. вого [8, с. 83].  

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу, удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания; аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: иметь специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

г) пляски. Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец с воздушными шарами, выразительно передавать игровое содержание танца. «Танец с цветными шарами», муз. А. Хачатуряна [32, с. 18].  
II. Игра на инструментах. Совершенствовать ритмический слух детей. «Музыкальное окошко», авт. З. Роот [28, с. 11].  
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух детей Сочини песенку (импровизация)  

Сентябрь, 4-я неделя

«Кто не ленится, тот урожаем гордится!»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;     Создать условия для ознакомления с формой рондо; способствовать развитию умений различать 3-частную форму рефрена и эпизода, подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка).   «Осень», муз. П. Чайковского [26, с. 30].   • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, экспериментирование). Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к выполнению физических упражнений, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность; принимать

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса. Создать условия для организации и проведения упражнения детей в умении различать звуки по высоте и длительности. «Огуречик», «Эхо», русские народные потешки, обр. Е. Макшанцевой [3, с. 32, 3].

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, отгадывание загадок, сюжетные игры).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе-

ния).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, решение проблемных ситуаций).

познавательную задачу и решать ее доступными способами, сочинять песенку.

Эмоционально отзывчивый: понимать эмоциональное состояние людей; проявлять готовность помочь; высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, проявлять внимательность
к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении; самостоятельно или с помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, согласовывать действия, оценивать результат, регулировать активность.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: соблюдать установленный порядок поведения, испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого.

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Способствовать закреплению умения передавать ритмический рисунок. Помочь детям услышать (узнать) начало песни и своевременно приступить к пению (по сигналу музыкального руководителя или самостоятельно).   «Я полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные [12, с. 65]; «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [36, с. 74].
б) песенное творчество. Способствовать развитию у детей ладотонального слуха, самостоятельности, инициативы, творческой активности. «Пчела жужжит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова [36, с. 62].
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях, добиваться выразительного исполнения; создавать условия для обучения детей выполнению поскоков с ноги на ногу.     «Ковырялочка», «Ах вы, сени…», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [13, с. 49].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) музыкально-игровое танцевальное творчество; Способствовать развитию умения совмещать слова песни-хоровода и движения. «Калинка», русская народная песня, обр. Р. Рустамова [12, с. 9]; «Я полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные [12, с. 65]. • Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение апплика- ции).

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявлять самостоятельность в деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы, осуществлять уход за растениями, познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
владеть представлениями о многообразии растений, их потребностях;
об уходе за растениями; применять имеющиеся представления в собственной деятельности; стремиться к успешной деятельности.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, самостоятельно планировать и называть два-три последовательных действия, удерживать в памяти правило, аргументировать свои суждения, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

в) игры, хороводы. Совершенствовать выразительность движений в разученных детьми танцах. «Калинка», русская народная мелодия, обр. Т. Суворовой [30, с. 9]; «Где был Иванушка?», русская народная песня, обр. Н. Метлова [36, с. 139]. • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение)
II. Игра на инструментах. Создавать условия для обучения детей игре на треугольнике. «Сорока-сорока», русская народная попевка, обр. Т. Попатенко [12, с. 79].  
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух детей Сочини песенку (импровизация)  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
        Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: использовать специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Октябрь, 1-я неделя

Домашние животные и их детеныши

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней.   «У Барбоса будет дом», муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского [25, с. 115].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические упражнения).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами (наблюдение, сравнение, высказывание предположения, доказательство); интересоваться животным миром; сочинять песенку.

Эмоционально отзывчивый: понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе.

б) развитие слуха и голоса. Способствовать формированию представления детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз. «Жучка и кот», чешская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой [36, с. 53];
  Создавать условия для обучения чистому интонированию мелодии. «У кота-воркота», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой [36, с. 53].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Пение:

а) усвоение певческих навыков;

 

б) песенное творчество.

 

 

Музыкально-ритмические движения:

а) упражнения;

  Создавать условия для закрепления умения передавать ритмический рисунок, способствовать развитию умений своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание между фразами.   «Тяв-тяв», муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского [36, с. 105].

деятельности: беседа, отгадывание загадок).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций)

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, проявлять внимательность
к поручениям взрослых.

Способный управлять своим поведением

и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявлять речевое творчество в сочинении песенок; самостоятельно осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя поисковые действия, сравнения; откликаться на предложение взрослого помочь живому.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности; иметь представление о многообразии животных, их потребностях как живых орга-

Создавать условия для обучения подбору музыкального репертуара, включая различные виды мелодического движения.     Способствовать развитию умений различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера [36, с. 71].   «Веселый тренаж», муз. И. Шварца [33, с. 9].
  Способствовать формированию навыка выполнения русского шага с притопом. «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. Н. Раухвергера [8, с. 152].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умения различать и воспроизводить динамические оттенки в музыке; содействовать воспитанию выдержки. «Кот Васька», муз. Г. Горбачева [8, с. 93].
1 2 3 4 5
в) пляска; Совершенствовать навыки детей в танцевальных движениях. «Поросята», муз. Дж. Уотта [1, с. 53].

 

низмов; владеть представлениями об уходе за животными; стремиться применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого; аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять деятельность при помощи сформированных специальных умений и навыков

г) игры, хороводы. Создавать условия для обучения детей выразительной передаче игровых образов. «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой [16, с. 110].
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). Способствовать развитию навыка игры на деревянных ложках; создавать условия для ознакомления с историей возникновения инструмента. «Сорока-сорока», русская народная песня, обр. Т. Попатенко [12, с. 113].
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух Сочини песенку (импровизация)

Октябрь, 2-я неделя

«У каждой пташки свои замашки»

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;     Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней. Способствовать развитию у детей представления об изобразительных возможностях музыки.   «Птичка летает», муз. А. Аренского, сл. В. Жуковского [17, с. 9]; «Птичка», муз. Э. Грига [17, с. 13].   • Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, музыкально-дидактические игры). Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности. Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познава-

 

1 2 3 4 5
б) развитие слуха и голоса. Способствовать развитию умений своевременно начинать и заканчивать песню, слышать и точно передавать в мелодии постепенное движение вниз и вверх. «Кукушка», русская народная прибаутка, обр. Н. Арсеньева [12, с. 9].

• Чтение художественной литературы (чтение,

обсуждение, разучивание).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе-

ния).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок).

тельный интерес, интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром.

Эмоционально отзывчивый: проявлять готовность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения
в музыке, художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого.

  Способствовать развитию у детей чувства ритма. «Воробей», русская народная песня, обр. С. Железнова [3, с. 6].
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Побуждать петь не спеша, негромко, чисто интонируя мелодию.   «Чижик», муз. и сл. Э. И. Разумовой [17, с. 27].
б) песенное творчество. Создавать условия для обучения самостоятельному нахождению песенной интонации для окончания мелодии, спетой педагогом. «Гуси», муз. и сл. Т. Бырченко [36, с. 66].

 

1 2 3 4 5
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения передаче в движении простейшего ритмического рисунка; подводить к разучиванию переменного шага.     «Петушок», русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой [16, с. 59].

 

 

• Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение коллективной творческой работы).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций)

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; откликаться на предложения взрослого помочь живому; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства; принимать цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели; в художественной деятельности принимать тему, предложенную педагогом, использовать освоенные техники, создавая яркие образы, верно подбирая для их создания средства выразительности.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности, иметь представление о природе родной страны, многообразии животных, их потребностях как живых организмов; стремиться применять имеющиеся представления
в собственной деятельности.

  Помочь детям слышать музыкальные фразы, отмечая их в движении; способствовать развитию умения свободно ориентироваться в пространстве. «Насмешливая кукушка», австрийская народная песня, обр. Ю. Слонова [16, с. 58].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию у детей образности и выразительности движений, накоплению музыкальных впечатлений. «Задорные чижи», муз. Я. Дубравина, сл. М. Наринского [16, с. 199].
в) пляска; Способствовать развитию умения двигаться легко, соблюдая дистанцию между парами. «Парный танец», муз. Т. Суворовой [32, с. 13].
г) игры, хороводы. Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. «Ворон», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой [12, с. 19].

 

1 2 3 4 5
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). Создавать условия для обучения детей игре на музыкальных инструментах несложных мелодий. «Снегири», муз. Е. Тиличеевой [12, с. 26]

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки

III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать чувство ритма  

Октябрь, 3-я неделя

Чудо-дерево

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать расширению представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.   «Во поле береза стояла», русская народная мелодия, обр. Н. А. Римского-Корсакова [24, с. 3] и обр. А. Гурилева [8, с. 6].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, интеллектуальные эмоции,
догадку и сообразительность; принимать

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для организации и проведения упражнения «Василек», русская народная песня,

 

1 2 3 4 5
  детей в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз; способствовать выработке правильного дыхания. обр. Г. Левкодимова [36, с. 21].

деятельности: беседа, ситуативный разговор).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритми-

ческие движения).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

• Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение апплика-

ции).

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций)

познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром.

Эмоционально отзывчивый: проявлять готовность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности.

Способный управлять своим поведением
и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого.

Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:
проявлять самостоятель-

Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для закрепления у детей умений воспринимать и передавать грустный лирический характер песни, петь ее напевно в умеренном темпе.   «Кто березку причесал?», муз. Л. Семеновой, сл. А. Горской [18, с. 27].
б) песенное творчество. Создавать условия для обучения импровизированию мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»). «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99].
Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для обучения восприятию различных темповых, ритмических и динамических особенностей музыки и передаче их в ходьбе, беге.     Упражнение «Переменный шаг», украинская народная мелодия, обр. Я. Степового [8, с. 108].
б) музыкально-иг- ровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умений чувствовать пространство музыкального зала, изменять «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  движения со сменой характера музыки.  

 

ность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; откликаться на предложения взрослого помочь живому; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства; принимать цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат; в художественной деятельности принимать тему, предложенную педагогом, использовать освоенные техники, создавая яркие образы, верно подбирая для их создания средства выразительности.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности, иметь представление о природе родной страны, многообразии животных и растений, их потребностях как живых организмов; стремиться применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности,

в) пляска; Создавать условия для обучения выполнению несложных танцевальных движений с листочками; способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве. Танец «Тополь- тополек» (песня из репертуара ансамбля «Золотое кольцо») [15, с. 40].
г) игры, хороводы. Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. «Дворники и листочки», муз. Т. Сатулиной [33, с. 24].
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). Совершенствовать игру детей на двух пластинах металлофона; создавать условия для обучения исполнению пьесы на разных инструментах (духовая гармоника, тарелки, ложки) в ансамбле и в оркестре, игре ритмичной, слаженной; способствовать развитию умений передавать ритм мелодии четкими и энергичными хлопками, отмечать динамические оттенки. «Под яблонькой», русская народная мелодия, обр. Р. Рустамова [12, с. 16].  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
III. Самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89]   аргументировать свои суждения; стремиться результативному выполнению работы, к позитивной оценке результата взрослым. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки

Октябрь, 4-я неделя

Осенний калейдоскоп

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать развитию умения различать жанр и характер музыкального произведения (плавный, нежный, задумчивый, печальный), отдельные средства выразительности в связи со сменой характера музыки (динамику, регистр, характер аккомпанемента, кульминацию).   «Осень», муз. П. Чайковского [26, с. 30]; «Дождик», муз. Г. Свиридова [26, с. 4].

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).

• Физическая культура (двигатель-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: проявлять интеллектуальную активность, познавательный интерес, интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами; интересоваться животным миром.

Эмоционально отзывчивый: проявлять го-

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в чистом интонировании мелодии, построенной на посту- «Василек», русская народная песня, обр. Г. Левкодимова [36, с. 21].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
Пение: а) усвоение певческих навыков;   б) песенное творчество.     Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; пенном движении сверху вниз; способствовать выработке правильного дыхания. Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в умении различать звуки по высоте и длительности. Создавать условия для закрепления умений передавать ритмический рисунок, брать дыхание между фразами.   Создавать условия для обучения импровизированию мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»).   Создавать условия для обучения восприятию различных темповых, ритмических и динамических особенностей музыки и передаче их в ходьбе, беге. Способствовать развитию умений чувствовать пространство музыкального зала, изменять движения со сменой характера музыки.   «Осень», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [22, с. 94]. «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65].     «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99].   Упражнение «Переменный шаг», русская народная мелодия, обр. В. Кукловской [8, с. 108]. «Осень спросим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65]; «Капельки», муз. Л. Толстого [30, с. 7]. ный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе- ния). • Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение). • Художественное творчество (продуктивный вид детской деятельности: выполнение творческих работ). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия) товность помочь, сочувствие; находить общие черты в настроении музыки, природы; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать старшим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
в) пляска; Создавать условия для обучения детей выполнению несложных танцевальных движений с листочками, способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве. «Танец с листиками», «Дождик», муз. А. Петрова [31, с. 33].

 

используя доступные средства; принимать цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять замысел и оценивать полученный результат с позиции цели; в художественной деятельности принимать тему, предложенную педагогом, использовать освоенные техники, создавая яркие образы, верно подбирая для их создания средства выразительности.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности, иметь представление о природе родной страны.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы,

к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки

г) игры, хороводы. Способствовать развитию умений двигаться в соответствии с музыкальными фразами, эмоционально передавать игровые образы, исполнять движения выразительно. «Дворники и листочки», муз. Т. Сатулиной [8, с. 24].
II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). Создавать условия для обучения детей игре на деревянных ложках, ознакомления с дополнительными шумовыми инструментами. «Андрей-воробей», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой [12, с. 27].  
III. Игра и самостоятельная деятельность Совершенствовать звуковысотный слух детей «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89]  

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Ноябрь, 1-я неделя

Мой город по-особому мне дорог

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать развитию умений различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?), чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказываться о ней.   «Песня о Волгограде», муз. и сл. В. Михайлова (CD «Песни о Волгограде» В. Михайлова).

 

• Музыка (музыкально-художественный вид детской деятельности: слушание, исполнение, импровизация).

• Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе-

ния).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: бе-

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес, догадку, сообразительность.

Эмоционально отзывчивый: понимать эмоциональное состояние взрослых и детей, выраженное в музыке, интонации речи; находить общие черты в настроении людей, музыке; высказывать свое мнение о причинах эмоционального состояния людей; понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой, стремиться рассказать стар-

б) развитие слуха и голоса. Создавать условия для обучения детей чистому интонированию на «ля», удерживанию интонации при длительной ритмической пульсации на этом звуке. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка. «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долиновой [36, с. 24].
Пение: а) усвоение певческих навыков; Создавать условия для обучения детей эмоциональному пению с точным соблюдением динамических оттенков, смягчением концов фраз. «Наш город», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука [11, с. 219].
б) песенное творчество. Способствовать развитию у детей ладового чувства, умения на тонике заканчивать мелодию, «Лифт», муз. Т. Бырченко, сл. Г. Фельдшера

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;   б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; в) пляска;     г) игры, хороводы. спетую взрослым, первоначальных навыков песенной импровизации на предлагаемый текст.     Способствовать развитию у детей навыков различения веселого и грустного звучания (мажорного и минорного лада), изменения движения в соответствии с характером музыки. Создавать условия для обучения детей современным танцевальным движениям. Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец с воздушными шарами, выразительно передавать игровое содержание танца. Совершенствовать умения детей двигаться в соответствии с характером мелодии и текстом песни, слышать вступление и самостоятельно начинать движение; создавать условия для организации и проведения упражнения детей в хороводном шаге. [36, с. 66].     «Упражнение для рук», муз. П. Чайковского [33, с. 7].     «Раз, два, три», муз. С. Паради [31, с. 11]. «Танец с цветными шарами», муз. А. Хачатуряна [32, с. 18].   «По-за городу гуляет», русская народная песня, обр. Е. Яковишиной [29, с. 20]. седа, ситуативный разговор, отгадывание загадок). • Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: экскурсия, наблюдение, решение проблемных ситуаций). • Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение) шим о своих делах; проявлять внимательность к поручениям взрослых, самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступать в сотрудничество; объединяться для совместной деятельности. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности; осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, активно используя доступные средства. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: иметь развернутое представление о родном городе, его достопримечательностях, ярких событиях его недавнего прошлого, знаменитых жителях своего города. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и пони-

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  Создавать условия для обучения детей умению внимательно следить за развитием музыкального предложения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок; совершенствовать легкий поскок. «Оркестр», украинская народная мелодия, обр. В. Степового [8, с. 83].  

мать взрослого, действовать по правилу или образцу в разных видах деятельности, аргументировать свои суждения; стремиться к результативному выполнению работы, позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки

II. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуально – подгруппами). Совершенствовать ритмический слух детей. «Музыкальное окошко», муз. З. Роот [28, с. 11].  
III. Самостоятельная деятельность Использовать в театральной деятельности теневой, пальчиковый, варежковый и другие виды театра «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребниковой, сл. А. Шибицкой [12, с. 89]  

Ноябрь, 2-я неделя

Что нам осень принесла?

I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: а) воспроизведение музыкальных произведений;   Способствовать развитию умений распознавать черты марша (маршевость) в произведениях   «Марш», муз. С. Прокофьева [24, с. 35];   • Музыка (музыкально-художественный вид детс- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: проявлять интерес к физическим упражнениям, правильно их выполнять, осуществлять самоконтроль и самооценку; самостоятельно придумывать и выполнять

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
  других жанров, различать жанр и характер музыкального произведения (плавный, нежный, задумчивый, печальный), отдельные средства выразительности в связи со сменой характера музыки (динамику, регистр, характер аккомпанемента, кульминацию); создать условия для ознакомления детей с творчеством Д. Б. Кабалевского, с жанром вальса. «Марш», муз. Дж. Верди (из оперы «Аида») [24, с. 38]; «Вальс», муз. Д. Кабалевского [24, с. 44].

кой деятельности: слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактическая игра).

• Физическая культура (двигательный вид детской деятельности: музыкально-ритмические движе-

ния).

• Коммуникация (коммуникативный вид детской деятельности: беседа).

• Труд (трудовой вид детской деятельности: поручение).

несложные физические упражнения, стремиться к проявлению индивидуальности.

Любознательный, активный: проявлять познавательный интерес; принимать познавательную задачу и решать ее доступными способами (наблюдение, сравнение, высказывание предположения, построение доказательства).

Эмоционально отзывчивый: понимать образные средства, которые используются для передачи настроения в музыке, в художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы развернутой фразой.

Способный управлять своим поведением

и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: испытывать потребность в поддержке и направлении со стороны взрослого.

б) развитие слуха и голоса. Способствовать развитию у детей ладового чувства, умения на тонике заканчивать мелодию, спетую взрослым. «Лифт», муз. Т. Бырченко, сл. Г. Фельдшера [36, с. 66].
Пение: а) усвоение певческих навыков;   Создавать условия для обучения детей эмоциональному пению с точной передачей мелодии, четким произношением слов, умению исполнять песни разного характера, петь легким звуком, мягко заканчивая музыкальные фразы.   «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной [36, с. 74]; «Осень», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой [33, с. 94]; «Осень просим», муз. Т. Ломовой [13, с. 65].

Продолжение табл.

1 2 3 4 5
б) песенное творчество. Создавать условия для обучения детей искусству импровизации мелодий на слоги («топ-топ», «динь-динь»). «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой [22, с. 99].

• Познание (познавательно-исследовательский вид детской деятельности: наблюдение, экскурсия)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, используя доступные средства.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе:
иметь положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: слушать и понимать взрослого, аргументировать свои суждения; стремиться к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками: осуществлять различные виды детской деятельности, используя сформированные специальные умения и навыки

Музыкально-ритмические движения: а) упражнения;     Создавать условия для организации и проведения упражнения детей в выполнении русского переменного шага с пятки на носок, закрепления восприятия регистров музыки.     «Переменный шаг», русская народная мелодия, обр. В. Кукловской [8, с. 109].
б) музыкально-игровое и танцевальное творчество; Способствовать развитию умения различать и воспроизводить динамические оттенки в музыке; содействовать воспитанию выдержки. «Танцуем сидя», авт. Т. Суворова [31, с. 7].  
в) пляска; Создавать условия для обучения детей несложным танцевальным движениям в парах и по одному. «Ра






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: