Спрос. Величина спроса. Закон спроса

Спрос – намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью.

Предположим, вы располагаете некоторой суммой де­нег и хотите купить себе жевательную резинку. Продавец предла­гает вам этот товар по цене 3 р. за упаковку, и вы решаете купить три упаковки. Это означает, что величина вашего спроса на жева­тельную резинку равна трем единицам товара. Но допустим, вы не купили товар у первого продавца, а решили подождать и посмот­реть, почем продают жевательную резинку другие продавцы. Че­рез некоторое время вам попадается человек, продающий ту же са­мую жевательную резинку по цене 1,5 р. за упаковку. По такой це­не вы согласны купить целых пять пачек. Это означает, что вели­чина вашего спроса на жевательную резинку стала равна пяти еди­ницам товара.

Величина спроса - количество товара, которое поку­патели готовы (т. е. хотят и могут) купить при данной цене в тече­ние определенного периода: дня, недели и т. п.

Как вы, наверно, уже заметили, величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем мень­шее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

Оно, в общем-то, очевидно и без всякой экономической науки: конечно, мы купим по низкой цене большее количество товара, а по высокой - меньшее! Но экономисты идут дальше и выделяют три различные причины, ко­торые лежат в основе закона спроса:

Ø Первая причина называется эффектом нового покупателя.

Предположим, что вместе с вами жевательную резинку покупает ваш приятель, у которого в кармане только 1,5 р. При цене 3 р. за пачку величина его спроса будет равна нулю, а при цене 1,5 р. он сможет приобрести одну упаковку и тем самым предъя­вить спрос величиной в одну единицу. Он и станет в данном слу­чае новым покупателем.

Ø Вторая причина называется эффектом замещения.

Это означает, что при отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. Следовательно, если повышаются цены на один то­вар, спрос на него падает. Потребитель покупает товар-заменитель, спрос на который увеличивается, а значит, увеличивается и цена на него. Эти товары экономисты называют нормальными

Допустим, что у первого продавца вы хотели купить не только три пачки же­вательной резинки по 3 р., но и пакет леденцов по такой же цене. У второго продавца жевательная резинка, как мы знаем, вдвое де­шевле, но леденцы стоят столько же, сколько у первого, т. е. 3 р. Вы замечаете, что жевательная резинка стала намного дешевле ле­денцов. Это новое соотношение цен может побудить вас купить вместо запланированного пакета леденцов еще две пачки жевательной резинки, которая в принципе удовлетворяет ту же самую потребность, что и леденцы, и поэтому является по отношению к ним товаром-заменителем. В этом случае говорят, что величина вашего спроса возросла на две единицы благодаря эффекту замещения.

Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением дохода - растет. Например, если человек из экономии (а не ради сохранения здоровья!) пил вместо настоящего кофе ячменный или желудевый «кофейный напиток», а затем доход его возрос, то, по всей вероятности, спрос его на «кофейные напитки» упадет или вовсе исчезнет. Такие товары принято называть товарами низшей категории, хотя качество сырья, из которого они сделаны, может быть безупречным. К низ­шей категории относятся не только суррогаты вроде «кофейных напитков», но и самые обычные товары, которые люди покупают как замену более предпочтительных, но слишком дорогих благ. В частности, спрос на хлеб, крупы или картошку часто возрастает при снижении дохода, потому что людям становится не по карма­ну покупать мясо, фрукты и другие, более дорогие продукты пита­ния. Точно так же при росте дохода семьи ее спрос на дешевые продукты обычно сокращается.

Среди товаров низшей категории есть такие удивительные товары, величина спроса на которые растет с увеличением цены.

Вот один из примеров. В прошлом веке в Ирландии из-за неурожая картофеля резко возросла цена на него. Казалось бы, ирландцы должны были пере­ключиться на хлеб, мясо, другие овощи и прочие продукты, т. е. эффект замещения должен был привести к падению величины спроса. Но картофель даже после подорожания остался самым дешевым продуктом питания и продолжал занимать основное место в рационе жителей острова. Доход же ирландцев от подорожания картофеля сильно снизился, и они были вынуждены сократить покупки всех продуктов питания, заменяя их подорожавшим картофелем. По имени открывшего данный парадокс английского статистика эти удивительные блага называются благами Гиффена.

Все товары Гиффена - малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.

Ø Третья причина называется эффектом дохода.

До­ходы потребителей всегда ограничены. Поэтому если потребитель при повышении цены тратит на данный товар большее количество денег, то у него остается меньше денег для покупки других това­ров. Спрос на эти, другие товары, снижается, соответственно будет снижаться и цена. Такая закономерность действует, когда речь идет о повышении цен на товары повседневного спроса.

Предположим, что у вас имеется 20 р. и вы предполагали истратить их так: ку­пить три пачки жевательной резинки, один пакет леденцов и би­лет в кино, который стоит 8 р. Если бы вы купили резинку и ле­денцы у первого продавца, у вас осталось бы ровно столько, сколько нужно на билет. Но вы встретили второго продавца и сразу же ощутили себя богаче: даже если вы по-прежнему хотите купить тот же самый набор товаров и не отказываетесь от леден­цов (эффект замещения равен нулю), у вас все равно останется 4,5 р. (20 - 1,5 х 3 - 3 - 8), которые вы можете истратить по собст­венному усмотрению. Если вы решите потратить эти деньги на жевательную резинку, это будет означать, что величина вашего спроса на нее выросла на три единицы благодаря эффекту дохода.

(?) – Какие факторы воздействуют на величину спроса?

На величину спроса воздействуют:

величина доходов населе­ния;

возрастание численности населения ведет к росту спроса, а сокращение – к

уменьшению спроса;

меняющиеся вкусы потребителя (изменение моды);

опасение от­носительно возможного повышения цен в будущем;

от ситуации на рынке других товаров

Например, если цена на зеленый салат воз­растет, а на капусту останется без изменения, потребители перей­дут на салаты из свежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо. Такие товары, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие товары, на ко­торые спрос растет одновременно, например, если снизится цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную зимнюю одежду. Такие товары называются дополняющими.

(?) – Приведите свои примеры товаров – заменителей и дополняющих товаров.

       Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависи­мость между изменением величины спроса на товар и изменением це­ны на него, называется эластичностью спроса.

Например, если цена на модную шубу сократится с 10 000 р. до 9000 р. (на 10%), эластичность спроса скорее всего будет велика. Но если эта же самая шуба подешевеет с 3000 р. до 2700 (тоже на 10%!), реакция покупателей, вероятно, будет гораздо менее заметной (например, потому, что шуба, про­даваемая по такой цене, вряд ли будет «остромодной»).

Примером товара с эластичным спросом могут быть яблоки. При росте цен на них покупательский спрос может переключиться на другие виды фруктов.

К товарам с эластичным спросом обычно относятся:

- предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликате­сы);

- товары, стоимость которых ощутима для семейного бюдже­та (мебель, телевизор);

- легкозаменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).

       Товары с неэластичным спросом включают:

- предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электри­чество, телефон);

- товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);

- труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).

       С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену на свой продукт. Скажем, владелец кафе решает вопрос, стоит ли ему повысить цену на чашку кофе. Ответ на этот вопрос зависит от эластичности спроса на кофе в этом кафе.

       Если фирма повышает цену на свой продукт, ей хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этого необ­ходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и, сле­довательно, надо воспитывать у покупателя «преданность» изде­лиям данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет за­работать на снижении цены (например, она проводит весной сезон­ную распродажу зимней одежды), ей выгодна высокая эластич­ность спроса на ее товары).




double arrow
Сейчас читают про: