Понятие предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность – это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст.2. Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…

Владимир Даль в своем словаре дает следующее объяснение понятия предприниматель. «Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек».

Субъекты предпринимательства:

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном видении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. (ст.23 ГК РФ).

Отдельно выделен в п.2. ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского (фермерского хозяйства), осуществляющий деятельность без образования юридического лица.

 

Итак, как вы поняли, что предприниматели – люди дела. «Дело», по-английски бизнес. Это слово мы часто употребляем, говоря о фирмах. Сегодня нам предстоит разговор о роли, которую играют в экономике фирмы, или деловые предприятия).

Фирма (предприятие) - это коммерче­ская организация, осуществляющая затраты экономичес­ких ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализу­емых на рынке.

Прежде всего, отметим, что фирмы бывают очень разные. Например, среди них встречаются карлики и гиганты.

 


Размеры фирм сильно различаются в разных отраслях.

Скажем, в автомобилестроении, изготовлении телевизоров, магнитофонов и другой бытовой техники, где применяется массовое конвейерное производство, выгодно строить огромные заводы, что может позволить себе только очень крупная фирма.

А в сфере услуг выигрывают те предприятия, которые могут учесть потребности и интересы каждого заказчика. Это лучше получается у сравнительно небольших фирм (парикмахерских, ателье, мастерских), которые ориентируются на определенный круг клиентов.

Кроме того, у больших и малых фирм есть свои преимущества и недостатки.

Крупные, мощные фирмы могут планировать свою деятельность на долгий срок, они часто имеют свои исследовательские институты и конструкторские бюро, разрабатывающие новые виды продукции. Поэтому в ситуации, когда в экономике не происходит быстрых и внезапных изменений, крупные фирмы имеют преимущество. Но там, где необходимо быстро принять важное решение или пойти на риск, малые фирмы действуют намного успешнее. У них нет большого бюрократического аппарата, через который поступает информация наверх и спускаются решения высших управляющих. Малые фирмы не так боятся риска хотя бы потому, что даже в самом худшем случае не так много потеряют. Поэтому их козыри - гибкость и смелость. Часто малые фирмы первыми внедряют в производство технические новинки, на что не отваживаются «гиганты».

Очень редко фирма бывает гигантом от рождения. Как вообще возникают фирмы? Обычно их создают люди, которым приходит в голову какая-либо предпринимательская идея.

Она может состоять в том, чтобы произвести совершенно новый, неизвестный потребителям вид изделия (например, копировальные машины, производство которых начала фирма «Рэнк Ксерокс»).

Нередко случается так, что сама новинка давно уже известна ученым, но не используется как рыночный товар (так было с солнечными батареями, которые вначале использовались только как источник энергии для космических кораблей).

Идея может заключаться в том, чтобы найти новый рынок сбыта для уже освоенного товара. Новый рынок сбыта может означать сбыт продукции в новую страну, географический регион или хотя бы открытие нового магазина на улице, где раньше его не было. Но бывает и так, что товар, предназначенный для определенной группы покупателей, неожиданно находит спрос у других групп. Например, первые компьютеры довольно долго использовались только для научных исследований, и лишь потом фирма «Аи Би Эм» решила производить компьютеры для нужд бухгалтерского учета в бизнесе и хранения каталогов библиотек. Другой пример из той же области: персональные компьютеры вначале предназначались только для детских игр и лишь потом их освоили взрослые для серьезных дел. Человек, которому первому пришла в голову подобная идея, имеет шанс стать предпринимателем, но лишь в том случае, если ему удастся достать деньги, купить оборудование, нанять работников и воплотить свою идею в жизнь. Именно так обычно возникают новые фирмы.

Фирмы, как и люди, рождаются и умирают - прекращают свою деятельность. При

этом, очень многие из них «умирают в младенчестве» - в первые годы жизни. Создание фирм всегда связано с риском - никто не может гарантировать, что продукция, которую вы собираетесь выпускать и продавать, понравится покупателям.

(?) - Кто владеет фирмой и получает от нее доход?

Это зависит от того, к какому типу она относится. Можно выделить четыре основных типа фирм, встречающихся в разных странах мира:

Ÿ индивидуальные фирмы,

Ÿ товарищества,

Ÿ кооперативы

Ÿ акционерные общества (корпорации).

Права предпринимателя:

Каждый предприниматель имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливает на нее цены в пределах, определяемых законодательством РФ, и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности предпринимателя:

Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров; своевременно предоставлять декларацию о доходах и выплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ.

 


Индивидуальные фирмы

Большинство фирм, существующих в странах с рыночной экономикой, являются индивидуальными (частными).

Индивидуальная фирма - это фирма,собственник которой безраздельно распоряжается в своей фирме и имеет право на всю ее чистую прибыль (т.е. прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей). Но, он же и несет полную ответственность за убытки.

Если фирма не сможет выплатить долги (обанкротится), личное имущество собственника: дом, машина и пр. - могут быть проданы, чтобы расплатиться с кредиторами. Как правило, размер индивидуальных фирм невелик.

 

Товарищества

Для того, чтобы расширить дело, владелец частной фирмы может создать товарищество со своими друзьями или родственниками.

Товарищество - это фирма, находящаяся в собственности группы лиц. Каждый из них внес в нее свою долю капитала (пай) и получает долю прибыли, соответствующую величине пая.

Если пай одного из участников товарищества составляет всего 1 % капитала фирмы, то он имеет право только на 1 % ее чистой прибыли.

Но вот в случае банкротства товарищества дело обстоит по-разному. Иногда его участник отвечает за все долги фирмы независимо от величины своего пая (такое товарищество называется полным). Если, например, товарищество, принадлежащее двум собственникам, обанкротилось, а один из них разорился и лишился личного имущества, то все долги товарищества обязан заплатить его компаньон, даже если его пай составлял всего лишь 1 % капитала фирмы. (Богатый сильно рискует, входя в полное товарищество с бедным.) Неслучайно в американской экономике полные товарищества распространены среди компаний, оказывающих юридические, бухгалтерские услуги или консультации по ведению бизнеса. Дело в том, что этим компаниям клиент должен особенно доверять, а в таких случаях готовность полностью отвечать за судьбу своего предприятия служит как бы дополнительной рекламой.

Гораздо менее требовательно к своим участникам товарищество с ограниченной ответственностью. Его владельцы при банкротстве теряют только те деньги, которые вложили в капитал фирмы, и не отвечают за ее долги своим имуществом. Такая форма товарищества, конечно, связана с меньшим риском для его участников, чем полное товарищество. В нашей стране она получила широкое распространение в розничной торговле и сфере услуг. Отправляясь за продуктами в магазин, посещая химчистку или парикмахерскую, обратите внимание на вывеску: вы увидите нечто вроде «ООО «Ромашка», «ООО Ласточка», «ТОО «Мария» и т.д. Три буквы (ООО и ТОО) в названиях этих фирм обозначают «общество с ограниченной ответственностью» и «товарищество с ограниченной ответственностью».

Но почему владельцы украшают свои вывески этим сокращением? Не лучше ли ограничиться просто красивым названием? Оказывается, их обязывает к этому закон. Деловые партнеры магазина, принадлежащего товариществу с ограниченной ответственностью, должны заранее знать, что если данный магазин обанкротится, не заплатив им за поставленные товары, они не смогут рассчитывать, на то, что суд заставит его владельцев продать личный «Мерседес» и дачу в счет погашения долгов.

Промежуточное положение между полным товариществом и ТОО занимает коммандитное товарищество. В нем наряду с главными участниками, несущими полную ответственность за судьбу фирмы и управляющими ею, есть и «неглавные», несущие лишь ограниченную ответственность в размере своего пая.

 

Кооперативы (артели)

       Кооперативы обычно объединяют мелких производителей. Имущество кооператива, так же как и товарищества, делится на паи, но, в отличие от товарищей, члены кооператива обычно вносят в его деятельность свой личный трудовой пай.

Кооперативы особенно распространены в сельской местности. Мелким фермерам бывает выгодно продавать свою продукцию не каждому в отдельности, а сообща, это экономит время и силы. Кроме того, крупный продавец имеет на рынке более сильные позиции. Поэтому фермеры создают сбытовой кооператив, например, по продаже масла, сдают ему произведенное ими масло, а он затем торгует им на рынке. Кооператив принадлежит всем его членам - пайщикам, каждый из которых имеет один голос на собрании пайщиков, где решаются все основные вопросы. Доход же распределяется между пайщиками исходя из того, кто сколько масла сдал в кооператив. Точно так же фермерам выгоднее покупать удобрения, семена, потребительские товары всем вместе (покупая товар большими партиями, можно получить оптовую скидку) и затем распределять их между своими членами. Для этого создаются потребительские кооперативы. Примером кредитных кооперативов могут служить «кассы взаимопомощи», некогда существовавшие на предприятиях и в учреждениях СССР. Каждый месяц члены кассы отчисляли в нее определенную сумму, а когда возникала необходимость, могли взять небольшую ссуду под низкие проценты.

В некоторых странах кооперативные фирмы достигают больших размеров. Например, в Швейцарии крупнейшая сеть продовольственных магазинов принадлежит кооперативу «Мигрос», в Германии широко известен кооперативный банк «Райффайзен»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: