ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 - 2015 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь и в развитие Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. N 424 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 83, 5/24995).
Государственная программа направлена на реализацию положений законов Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 34, ст. 611), от 5 июля 2004 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 109, 2/1049) и от 23 июля 2008 года "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 184, 2/1519), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2005 г. N 673 "Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов, обеспечению их свободного доступа к общественному транспорту, местам учебы, работы, отдыха" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 103, 5/16154).
Государственной программой предусматривается комплексный подход к решению вопросов устранения естественных, информационно-коммуникационных и архитектурных преград, препятствующих доступу к объектам социальной и другой инфраструктуры и свободному передвижению инвалидов.
Заказчиками и исполнителями Государственной программы являются Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство информации, Министерство архитектуры и строительства, Министерство связи и информатизации, Министерство промышленности, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социальной защиты, Государственный комитет по стандартизации, Государственный таможенный комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.
Заказчики Государственной программы:
устанавливают показатели, характеризующие выполнение задач Государственной программы;
осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг и оценку эффективности Государственной программы;
несут ответственность за реализацию Государственной программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
осуществляют ведение государственной статистической отчетности о ходе выполнения Государственной программы в установленные сроки;
разрабатывают при необходимости и вносят заказчику - координатору Государственной программы предложения о корректировке мероприятий Государственной программы.
Исполнители Государственной программы в пределах своей компетенции ежегодно в установленный срок представляют в Министерство труда и социальной защиты отчет о ходе выполнения Государственной программы, включающий информацию о реализации мероприятий, выполнении задач и показателей, целевом использовании средств, объемах финансирования, оценку эффективности, качества и своевременности Государственной программы.
ГЛАВА 2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Главными целями социальной политики Республики Беларусь являются обеспечение роста уровня и качества жизни населения, формирование всесторонне развитого человека, определяющего будущее нации.
Создание безбарьерной среды - одна из основных задач, направленных на достижение указанных целей и затрагивающих интересы физически ослабленных лиц. Физически ослабленными являются лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации, при ориентировании в пространстве, а также инвалиды, граждане пожилого возраста, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, иные лица, испытывающие затруднения при передвижении и (или) потреблении услуг.
В Республике Беларусь проживает 9,5 млн. человек, из них 2,4 млн. пенсионеров по возрасту, 506,7 тыс. инвалидов, 306,7 тыс. детей в возрасте до 3 лет, 122,1 тыс. детей в возрасте до 18 лет с особенностями психофизического развития. Доля указанной группы граждан составляет 35 процентов от общей численности населения.
Физически ослабленные лица зачастую не могут вести полноценный образ жизни из-за социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. Сталкиваясь с подобными барьерами, они замыкаются в себе, становятся пассивными, теряют веру в возможность достижения личного и профессионального благополучия.
Создание для таких лиц доступной среды жизнедеятельности, позволяющей осуществлять жизненные потребности, беспрепятственно передвигаться, пользоваться услугами и получать информацию, является важным фактором, повышающим их дееспособность, способствующим интеграции их в общество. Такая среда включает объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обустроенные в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами, с учетом потребностей физически ослабленных лиц, а также все виды информации, передаваемой людям с нарушением слуха или зрения.
В рамках международного сотрудничества в республике создаются условия, соответствующие мировым стандартам, для приема иностранных гостей, в том числе инвалидов. Это будет способствовать проведению на должном уровне различных международных спортивных, культурно-массовых мероприятий.
Для предоставления инвалидам и другим категориям физически ослабленных лиц возможности вести независимый образ жизни принимаются надлежащие меры по обеспечению их доступа к окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к прочим объектам и услугам в городской и сельской местности.
В этих целях в республике сформирован комплекс градостроительных и архитектурно-строительных нормативов, устанавливающих при проектировании зданий и сооружений требования к среде обитания инвалидов и физически ослабленных лиц.
Предварительные итоги реализации Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 - 2010 годы показали, что запланированные мероприятия в основном выполнены. Работы по созданию безбарьерной среды, финансируемые за счет средств республиканского и местных бюджетов и средств организаций-исполнителей, осуществлены на 7507 объектах социальной инфраструктуры.
Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, с 19,9 процента в 2006 году до 35 процентов в 2009 году. К 2011 году планируется увеличить число таких объектов до 50 процентов в среднем по республике.
Вместе с тем в настоящее время не в полной мере решены проблемы интеграции в общество физически ослабленных лиц.
В отношении некоторых значимых для таких людей вопросов (обустройство объектов социальной инфраструктуры, в том числе объектов исторического наследия и архитектурных памятников, введенных в строй ранее, свободное перемещение по улицам населенных пунктов и беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, обустройство жилья, равный с другими гражданами доступ к различным видам услуг) требуется принятие дополнительных мер.
Для решения названных проблем необходимо:
обеспечить межведомственное взаимодействие при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры;
повысить качество работ и темпы приспособления общественной и жилой застройки;
обеспечить установку, эксплуатацию и содержание стационарного специального подъемного оборудования для инвалидов в жилых домах;
совершенствовать систему транспортного обслуживания инвалидов;
обеспечить развитие специальных систем коммуникации и информационного общения инвалидов с нарушениями слуха и зрения.






