Занятие по теме: «Функционально – смысловые типы речи»

1. К заданию №20.

Алгоритм выполнения задания:

 

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.

2. Определите причинно – следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

6. Выберите правильный вариант ответа.

 

 

2. К заданию №21.

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-21

 

  (1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

  (3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости, провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежащую на конторке. (6)Он читал.

  (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

  - Через час будет готово.

  - (9)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (10)Мне решительно невозможно ждать.

  (11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

  (13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

   - (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

  (19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

  (20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

- (23)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина. – (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

- (25)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. – (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то?

- (28)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.

- (29)В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

- (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!

  (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя на столе несколько монет, он присел на кровать отдохнуть. (36)Какая-то сила потянула его голову к подушке.(37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.

 

                                                                                       (По А.П. Чехову)

Антон Павлович Чехов (1860-1904г.) – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

   

 1) Свойкин считает, что проявление черствости и бессердечия не так трогает здоровых людей, как больных.

 2) По мнению Свойкина, «святая» обязанность врача – лечить не только тело, но и

     душу больного.

 3) Свойкин считает, что к здоровым людям провизор относится внимательно и

     сочувственно.

4) Свойкин считает, что провизоры только на первый взгляд чёрствые и бессердечные люди.

5) Учитель считает, что святое дело – помощь больным – не должно оказываться в руках бесчувственных людей.     

 

Ответ: ___________________________________________.

21.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 3-4 представлено описание.

2) В предложениях 7-8 представлено повествование.

3) В предложениях 21-22 содержится рассуждение.

4) Предложение 33 содержит объяснение того, о чём говорится в предложении 32.

5) В предложениях 34-35 представлено рассуждение.

 

Ответ: ___________________________________________.

 

 

Задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: