Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Республики Крым
«Евпаторийский медицинский колледж»
План занятия (практическое) № 38
Тема занятия: Применение различных путей и способов введения лекарственных средств. Применение энтерального способа введения лекарств.
Цели занятия:
Образовательные:
Изучить виды энтерального способа применения лекарственных средств, преимуществ и недостатков данного способа.
Закрепить принципы безопасности при работе с различными видами и формами лекарственных средств.
Ход занятия
1. Дайте письменный ответ на нижеперечисленные вопросы:
1. Какие пути введения лекарственных препаратов вы знаете?
2. Как реализуется «внутренний путь введения»? Назовите синоним этого термина.
3. Назовите преимущества и недостатки данного пути введения лекарственных препаратов.
4. Какие лекарственные формы вводятся энтерально?
5. Назовите правила хранения для данных форм лекарственных препаратов.
|
|
2. Тестовый контроль:
Выберите один правильный ответ.
1. Способ введения лекарственных средств определяет
а. лечащий врач
б. главный врач
в. старшая медсестра
г. палатная медсестра
2. Системное действие на организм оказывают препараты, введенные в
а. глаза
б. нос
в. уши
г. рот
3. Местное действие оказывает препарат, введенный
а. через рот
б. под язык
в. через лекарственную клизму
г. в ухо
4. Наружный способ применения лекарственных среда к
а. внутрикожный
б. сублингвальный
в. в нос
г. через прямую кишку
5. Способ введения лекарственных средств через рот
а. сублингвальный
б. пероральный
в. ректальный
г. вагинальный
6. Энтеральный способ введения лекарственных среда - через
а. кожу
б. рот
в. вену
г. мышцу
7. Ядовитые лекарственные препараты хранят в процедурном кабинете в
а. холодильнике
б. шкафу, закрытом на ключ
в. сейфе
г. столе, закрытом на ключ
8. Раздачу лекарств сестра проводит в
а. процедурном кабинете
б. палате
в. сестринской
г. ординаторской
9. Настойки дозируют
а. граммами
б. миллилитрами
в. ложками
г. каплями
10. Раздачу лекарств в отделении проводит сестра
а. младшая
б. постовая
в. процедурная
г. старшая
Законспектируйте глоссарий, алгоритмы в рабочую тетрадь
Доза – это количество лекарственного вещества, выраженное в весовых, объемных, биологических и других единицах.
Резорбтивное действие – действие лекарственных средств или токсических веществ, проявляющееся после всасывания их в кровь.
Ректальный приём препаратов, или ректа́льно (лат. per rectum) — способ введения лекарств в прямую кишку с целью их абсорбции кровеносными сосудами прямой кишки и поступления в систему кровообращения.
|
|
Сублингвальный приём препаратов, или сублингва́льно (лат. sub — под и lingua — язык) - приём определённого лекарства путём размещения его под языком. При этом лекарство направляется в кровообращение через его всасывание под языком.
Трансбуккальный приём препаратов ( лат. buccalis, «щёчный») - приём определённого лекарства путём размещения его между верхней губой и десной или в полости рта до полного рассасывания. При этом лекарство направляется в кровообращение через слизистые оболочки ротовой полости.
Лекарственные формы для перорального приема:
таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы.
Прием препаратов:
- натощак — за 20—60 минут до завтрака для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);
- до еды - за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);
- во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);
- после еды — все остальные препараты раздражающего действия.
Дозы препаратов:
- разовая — на один прием;
- ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;
- суточная — предельное количество препарата в сутки;
- курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.
Алгоритм по выполнению практического навыка:
«Сублингвальный путь введения»
Сублингвально принимают и растворы валидола, нитроглицерина. Для этого 5—6 капель раствора валидола или 2—3 капли раствора нитроглицерина капают на небольшой кусочек сахара или хлеба и держать под языком не проглатывая: сахар — до полного рассасывания, а хлеб — 10-15 мин. Для ускорения эффекта можно 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина накапать под язык, а капсулу с нитроглицерином раздавить зубами и держать под языком.
Применение лекарственных средств через рот.
Запомните! Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:
- внимательно прочитайте лист назначения;
- убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;
- проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;
- проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;
- будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средстве;
в) никогда не давайте лекарственное средство без упаковки;
Запомните! Не прикасайтесь к таблеткам руками, т. к. это небезопасно для вашего здоровья.
г) упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку;
д) пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения;
е) жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;
ж) флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.
Алгоритм по выполнению практического навыка:
«Введение ректальных суппозиториев»
Приготовить: перчатки, суппозиторий, контейнер с дезинфектантом.
Положение пациента: на боку, ноги согнуты в коленях.
Последовательность действий:
1. Обработать руки.
2. Вскрыть оболочку упаковки суппозитория.
3. Надеть перчатки.
4. Извлечь суппозиторий из упаковки.
5. Поднять левой рукой верхнюю ягодицу и ввести правой
рукой суппозиторий заостренным концом в анус на глубину 1 см за наружный сфинктер.
6. Снять перчатки, сбросить в дезраствор, вымыть и осушить руки.
7. Придать пациенту комфортное положение в постели.