Применение лекарственных средств через рот

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (практическое) № 38

Тема занятия: Применение различных путей и способов введения лекарственных средств. Применение энтерального способа введения лекарств.

Цели занятия:

Образовательные:

Изучить виды энтерального способа применения лекарственных средств, преимуществ и недостатков данного способа.

Закрепить принципы безопасности при работе с различными видами и формами лекарственных средств.

Ход занятия

1. Дайте письменный ответ на нижеперечисленные вопросы:

 

1. Какие пути введения лекарственных препаратов вы знаете?

2. Как реализуется «внутренний путь введения»? Назовите синоним этого термина.

3. Назовите преимущества и недостатки данного пути введения лекарственных препаратов.

4. Какие лекарственные формы вводятся энтерально?

5. Назовите правила хранения для данных форм лекарственных препаратов.

2. Тестовый контроль:

Выберите один правильный ответ.

1. Способ введения лекарственных средств определяет

а. лечащий врач

б. главный врач

в. старшая медсестра

г. палатная медсестра

2. Системное действие на организм оказывают препараты, введенные в

а. глаза

б. нос

в. уши

г. рот

3. Местное действие оказывает препарат, введенный

а. через рот

б. под язык

в. через лекарственную клизму

г. в ухо

4. Наружный способ применения лекарственных среда к

а. внутрикожный

б. сублингвальный

в. в нос

г. через прямую кишку

5. Способ введения лекарственных средств через рот

а. сублингвальный

б. пероральный

в. ректальный

г. вагинальный

6. Энтеральный способ введения лекарственных среда - через

а. кожу

б. рот

в. вену

г. мышцу

7. Ядовитые лекарственные препараты хранят в процедур­ном кабинете в

а. холодильнике

б. шкафу, закрытом на ключ

в. сейфе

г. столе, закрытом на ключ

8. Раздачу лекарств сестра проводит в

а. процедурном кабинете

б. палате

в. сестринской

г. ординаторской

9. Настойки дозируют

а. граммами

б. миллилитрами

в. ложками

г. каплями

10. Раздачу лекарств в отделении проводит сестра

а. младшая

б. постовая

в. процедурная      

г. старшая

Законспектируйте глоссарий, алгоритмы в рабочую тетрадь

Доза – это количество лекарственного вещества, выраженное в весовых, объемных, биологических и других единицах.

Резорбтивное действие – действие лекарственных средств или токсических веществ, проявляющееся после всасывания их в кровь.

Ректальный приём препаратов, или ректа́льно (лат. per rectum) — способ введения лекарств в прямую кишку с целью их абсорбции кровеносными сосудами прямой кишки и поступления в систему кровообращения.

Сублингвальный приём препаратов, или сублингва́льно (лат. sub — под и lingua — язык) - приём определённого лекарства путём размещения его под языком. При этом лекарство направляется в кровообращение через его всасывание под языком.

Трансбуккальный приём препаратов ( лат. buccalis, «щёчный») - приём определённого лекарства путём размещения его между верхней губой и десной или в полости рта до полного рассасывания. При этом лекарство направляется в кровообращение через слизистые оболочки ротовой полости.

Лекарственные формы для перорального приема:

  таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, настои, сиропы.

 

Прием препаратов:

- натощак — за 20—60 минут до завтрака для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);

- до еды  - за 15-30 минут до приема пищи (обволакивающие);

- во время еды — улучшают процесс пищеварения (фер­ментативные препараты);

- после еды все остальные препараты раздражающего действия.

 

Дозы препаратов:

- разовая — на один прием;

- ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;

- суточная — предельное количество препарата в сутки;

- курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

Алгоритм по выполнению практического навыка:

«Сублингвальный путь введения»

Сублингвально принимают и растворы валидола, нитроглицерина. Для этого 5—6 капель раствора валидола или 2—3 капли раствора нитроглицерина капают на небольшой кусочек сахара или хлеба и держать под языком не проглатывая: сахар — до полного рассасывания, а хлеб — 10-15 мин. Для ускорения эффекта можно 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина накапать под язык, а капсулу с нитроглицерином раздавить зубами и держать под языком.

Применение лекарственных средств через рот.

Запомните! Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

  • внимательно прочитайте лист назначения;
  • убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;
  • проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;
  • проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;
  • будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средстве;

в) никогда не давайте лекарственное средство без упаковки;

Запомните! Не прикасайтесь к таблеткам руками, т. к. это небезопасно для вашего здоровья.

г) упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку;

д) пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения;

е) жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

ж) флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.

Алгоритм по выполнению практического навыка:

«Введение ректальных суппозиториев»

 

Приготовить: перчатки, суппозиторий, контейнер с дезинфектантом.

Положение пациента: на боку, ноги согнуты в коленях.

Последовательность действий:

1. Обработать руки.

2. Вскрыть оболочку упаковки суппозитория.

3. Надеть перчатки.

4. Извлечь суппозиторий из упаковки.

5. Поднять левой рукой верхнюю ягодицу и ввести правой

рукой суппозиторий заостренным концом в анус на глубину 1 см за наружный сфинктер.

6. Снять перчатки, сбросить в дезраствор, вымыть и осушить руки.

7. Придать пациенту комфортное положение в постели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: