Образец: игрушка из плюша – плюшевая игрушка.
Напиток из пунша —
Вода из ключа –
Перчатки из замши –
Варенье из груши –
Платье из ситца –
Мешок из холста –
Шалаш из камыша –
Наряд из парчи –
Флаг из кумача –
Вставь пропущенные буквы в начало "маленького фантастического" рассказа. Продолжи написание рассказа, постарайся использовать слова с гласными после шипящих.
"Страсти-мордасти"
Ч...рной-ч...рной ночью под ж...лтой-ж...лтой луной по маленькой реч...пке в лодч..нке плыл ч...рт в ш...ртах,с парч...вым ридикюлем и багаж...м. За ним тихо двигался ч...лн. В нём лежал холщ...вый меш...к и сидел мыш...нок. Было свеж....Причалили. Глухая чащ...ба. Тонкой руч...нкой ч...порный ч...рт достал ш...мпол, провел на земле две ч...рточки,беч...вкой выложил круж...к и развёл костёр.Пламя горяч... трещало. Ч...рт ож...г руку и подул на неё. Ож...г прош...л.
Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме
«Корни с чередованием е - и».
Сегодня у нас интересная тема «Корни с чередованием е-и»». А поможет мне вести этот урок необычный педагог.
|
|
Хоть зовут его Ослом,
Наделён большим умом.
Объяснение нового материала от лица Ослика (считывание текста на слайдах может совершать учитель, но лучше, если это будут делать учащиеся, с целью большей концентрации их внимания к содержанию, а не к анимационному оформлению).
- В русском языке есть корни с чередованием букв е-и.
Например: соберу - собираю
Это один корень, но в нем может писаться то е, то и.
Это не безударные гласные, проверять ударением здесь нельзя.!!!
Решение учащимися проблемной ситуации
Думай, друг мой, размышляй!
На вопросик отвечай:
- В каком случае в корнях с чередованием может писаться е, а в каком и?
Вытер е ть-выт и рать.
Зап е реть-зап и рать.
Ст е лить-расст и лать и т.д.
Найди закономерность!
(В случае затруднения предлагается подсказка, слайд №5, если ученики успешно вышли из проблемной ситуации, то текст на слайде читается с целью закрепления материала):
Чтобы ты нашел ответ,
Я раскрою свой секрет:
Б е р-б и ра
и - а
«Правило ослика»:
Если А стоит за корнем,
В корне И тогда запомним.
Продолжение введения нового материала
Только запомнив эти корни и применив это правило, ты будешь писать правильно:
бер-бир-а
пер-пир-а
дер-дир-а
тер-тир-а
мер-мир-а
стел-стил-а
блест-блист-а
жег-жиг-а
Закрепление нового материала
1. Задание: спиши, вставь пропущенные буквы и объясни написание (орфографический разбор)
Работа с первыми 3-4 словами выполняется коллективно, с остальными - самостоятельно.
Бл..стать уд..рает
Расст..лать подб..ремсяооце
Ум..реть выж…гание
|
|
Выт..рать забл..стели
Зад..рается ст..лется.
Выполнил? Молодец!
(Последующая взаимопроверка - работа в парах)
2. Сверка работ учащихся с правильным написанием (самоконтроль и самооценка в соответствии с критериями для выставления отметок)
3. Повторение правила учащимися.
(Чтение хором материала)
И-а
«Правило ослика»:
Если А стоит за корнем,
В корне И тогда запомним.
Чтение «прощальных слов» ослика учителем (приём многократного повтора правила, способствующий более крепкому усвоению материала)
Вспоминай меня! Пока!
Не забудь: «И-а, и-а!»
- Ребята, в прощальных словах ослика - ключ к правилу о правописании корней с чередованием гласных Е-И. Запомните их: И-А.
"Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи"
Правописание частицы –не с разными частями речи является одной из сложных тем орфографии. Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок.
При выборе слитно написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е рассуждаем так:
подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо)
Очень часто «слабые» ученики забывают: при синонимичной замене «СЛИТНОЕ» или «РАЗДЕЛЬНОЕ» написание, тогда родилось правило «ТРЕХ С» Слово Сининим Слитно