Время на выполнение работы: 2 часа

 

Оборудование, технические средства и инструменты:

- Методические рекомендации для практических работ;

- Компьютер для подключения к сети Интернет.

Ход практического занятия:

 

1 Для выполнения данного задания необходимо изучить теоретический материал по данной теме.

2 Выполнить титульный лист для индивидуального проекта по следующему алгоритму:

1) Открыть новый документ MS Word.

2) Настроить поля документа:

-Левое 3,2 см;

-Правое 1,7 см;

-Верхнее 1,5 см;

-Нижнее 1,2 см.

3) Оформить лист рамкой без основной надписи.

4) Заполнить титульный лист в соответствии с образцом.

 

Образец титульного листа представлен в соответствии с рисунком 4.1.

 

 

Рисунок 4.1 – Образец выполнения титульного листа

 

Теоретический материал:

Любой проект состоит из проектного продукта и пояснительной записки. Проектный продукт может быть разным, в зависимости от цели - презентация, стендовый доклад, макет, спектакль.

А для оформления пояснительной записки к проекту нужно соблюдать определенные правила.

Пояснительная записка является текстовым документом, содержащим в основном сплошной текст, который оформляют в форме электронного документа.

ПЗ оформляется в соответствии с ГОСТ:

- ГОСТ 7.32.2001;

- ГОСТ 7.1.2003;

- ГОСТ 7.82.2001;

- ГОСТ 2.004-88;

- ГОСТ 2.105-95;

- ГОСТ 2.104-2006.

Текстовые документы выполняются на формате А4, для оформления приложений может быть применен формат А3.

Для ЭД применяются следующие настройки:

- расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк (правое и левое поле) - 10 мм (в параметрах страницы выставляются значения:

– правое поле – 1,7 см, левое поле – 3,2 см);

- расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм (в параметрах страницы выставляются значения – нижнее поле – 3,5 см, верхнее поле – 1,5 см);

- абзацы в тексте начинают отступом от рамки равным 15 мм (от границы линейки установить значение 1,5 см);

- интервал полуторный, шрифт: цвет черный, Times New Roman, размер 14 пт.

Страницы ПЗ обрамляются рамками, согласно ГОСТ 2.104-2006.

Страницы ПЗ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ПЗ.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ПЗ.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц ПЗ. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Структура пояснительной записки:

1 Титульный лист;

2 Содержание;

3 Введение;

4 Основная часть;

5 Заключение;

6 Список используемой литературы;

7 Приложения.

Количество разделов в «Основной части» пояснительной записки может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной цели, порядок следования разделов изменяться не может.

Титульный лист. При оформлении текста пояснительной записки следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название учебного заведения, название учебного предмета, тема проекта, фамилии автора и преподавателя, место и год написания. Оформление титульного листа производится согласно общепринятым требованиям.

Содержание помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Введение. Здесь обычно отображаются следующие моменты:

- исходная проблема, требующая решения, или потребность, требующая удовлетворения,

- цель проекта и ее обоснование,

- содержание конкретных задач,

- планируемый результат,

- межпредметные связи,

- в чем состоит новизна проекта и его актуальность.

После формулировки цели проекта, необходимо указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., спроектировать... и т.п.).

Например: «Спроектировать и изготовить... (изделие) для... (человека или группы людей или определенной потребности...)». В планируемом результате проекта можно дать список различных изделий, которые могли бы быть разработаны и сделаны.

В межпредметных связях следует перечислить дисциплины, знания которых необходимы для выполнения данного проекта.

Основная часть проекта состоит из отдельных глав, имеющих свои индивидуальные названия, и может включать следующие разделы:

– теоретический,

– поисковый,

– технологический,

– эколого-экономический.

В теоретическом разделе необходимо провести обзор литературы по теме проекта.

Обзор литературы содержит краткую историческую справку, т.е. историю развития изучаемого явления, изделия или проблемы и должен показать основательное знакомство учащегося с историческими вопросами, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное, определять главное в современном состоянии изучаемой темы.

При этом должны быть сделаны ссылки на журнальные статьи, книги и другие источники информации, используемые при составлении исторической справки.

Поскольку проект обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом.

В поисковом разделе необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом провести их сравнение по определенным критериям. Как правило, здесь требуется выполнить эскизы своих идей (изделий) и сделать к ним краткие пояснения, касающихся отдельных сторон, например: формы, цвета, используемых материалов, применяемых методов и т.п.

Эскизы следует выполнять быстро, не увлекаясь прорисовкой, но аккуратно. Результатом данного раздела является анализ предложений и обоснование выбора оптимального варианта.

В основе выбора могут лежать различные соображения, например:

- насколько сложен процесс изготовления того или иного варианта изделия;

- достаточно ли приобретенных в школе знаний, умений и навыков для их выполнения;

- требуются ли специальные устройства, оборудование или приспособления, которых не имеется в наличии;

- достаточно ли материалов или финансовых средств для работы;

- достаточно ли времени для выполнения работы к нужному сроку и т.п.

Технологический раздел подразумевает описание всей практической работы от идеи до получения конечного результата. Он может включать в себя такие подразделы как:

- конструирование;

- подбор материалов и оборудования;

- технология выполнения изделия (в виде технологической карты), в которой подробно описываются шаги выполнения работы, с указанием инструментов, материалов и способов обработки, а также в виде алгоритма выполнения последовательных этапов работы;

- оформление готового изделия и другие подразделы.

В эколого-экономическом разделе рассматриваются экономические и экологические аспекты проекта. В экономической части проекта представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономической целесообразности изготовления проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.

Особое внимание, при необходимости, следует уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой негативных изменений в окружающей среде.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем важно указать:

- в чем заключается главный смысл работы,

- какие результаты получены,

- какие удалось решить проблемы (социальные, экологические, экономические технологические и т.п.),

- какие новые знания получены,

- какие «плюсы» и «минусы» существуют в проекте.

Здесь же, как правило, присутствует самооценка проделанной работы учащимся.

Заключительная часть, составленная по такому плану, характеризует глубину изучения темы, показывает уровень знаний и степень осмысления рассмотренных в проекте проблем.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, способы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим проектантам придется решать в первую очередь.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы.

Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Рекомендуется придерживаться определенного порядка расположения источников в списке. Сначала приводятся источники общегосударственного характера (законы, постановления министерств и ведомств, ГОСТы и т.п.), а затем приводится остальная литература, расположенная в алфавитном порядке по первым фамилиям авторов каждого источника.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. Каждое приложение должно начинаться с нового листа.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки.

Иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного — понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства. Название узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Фотография – средство наглядной передачи изображения. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Как правило, следует помещать только те фотографии, которые имеют достаточно высокое качество изображения.

Технические рисунки используются в проектах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей.

Такие рисунки выполняются, как правило, в Аксонометрической проекции (т.е. с использованием прямоугольной системы координат), что позволяет наиболее четко изобразить предмет. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.

Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов. На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.

В некоторых проектах пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы обычно называют блок-схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок-схем нужно стремиться к натурному изображению приборов и аппаратов, выдерживая примерно их размеры.

При таком способе изображения схем отпадает необходимость включения в пояснительную записку отдельных рисунков с изображением приборов и аппаратов, являющихся частью схемы.

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные (независимые) признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент, или период времени, или размеры результативного независимого признака.

Вершины координат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

Такие диаграммы целесообразно применять для более наглядного отражения соотношения различных величин. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, а при горизонтальном – ленточной.

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления. Такие диаграммы целесообразно применять, когда требуется наглядно показать какую часть целого составляет каждая величина.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

- общий заголовок графика;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

- оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

- числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения.

Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они является краткими.

Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Разработка проекта – творческая работа, и как всякое творчество требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество проекта. Автор может усилить наглядное восприятие проекта, используя различные изобразительные средства: цвет, объем, фактуру и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: