Общая характеристика литературы 1950-1980 гг

ПВ-927, Литература

Задание:

1. Прочитайте представленную ниже информацию. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом

(можно распечатать и вклеить)

 

Общая характеристика литературы 1950-1980 гг.

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

       На развитие литературного процесса оказали влияние:

  • смерть Сталина;
  • ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши;
  • приоткрылся «железный занавес», и люди смогли познакомиться с книгами Э. Хемингуэя, А. Камю, Фолкнера, Сартра.

 

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.

Произошёл настоящий «поэтический бум», связанный с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы. Расцвёл жанр авторской песни, студийный театр, произошёл взлёт научной фантастики.

       Этот период включает в себя новые литературные направления, получившие условное названия «лейтенантской», «деревенской», «городской», «лагерной», «молодёжной». Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, которые разрабатывались в 60 - 80-е годы.

 

«Лейтенантская проза»:

Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели». Это связано с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Те, кому посчастливилось вернуться с войны, имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. На рубеже 50-60 годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Одно за другим вышли повести Юрий Бондарева, Г. Бакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Константина Воробьёва. Эти произведения вызвали большой резонанс, споры – и резкое неприятие, и восторженное одобрение. Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Они писали о войне кровавую правду, то, что сами выстрадали. Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности.

 

«Деревенская проза»:

В центре внимания  – послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать «места прописки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие имена, как Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, Борис Можаев. «Деревенская проза» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, она дала картину жизни русского крестьянства XX века, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и его деградацию. Она продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Это и шукшинские «чудики», и распутинские мудрые старухи, и многотерпеливый беловский Иван Африканович.

Горький итог «деревенской прозе» подвёл Виктор Астафьев: «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревни. Мы и воспели её одновременно… восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось… Литература теперь должна пробиваться через асфальт».

 

«Городская проза»:

В конце 60-х – 70-х годах определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской». Название это условно, особенно потому, что содержат некую противопоставленность «деревенской» прозе. Но, в отличие от «деревенской прозы», она связана с просветительской традицией, источники противостояния катастрофическим процессам в социальной жизни она ищет во внутренних ресурсах самого человека. Если «деревенской прозе» жители деревни и города противопоставлены, то  «городскую прозу» интересует городской человек с высоким культурным и образовательным уровнями и его проблемы. Конфликт переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире. Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием – эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Трифонова, Юрия Домбровского, Даниила Гранина, Григория Горина. Писатели выступают не столько как рассказчики, сколько как исследователи, экспериментаторы. «Городская проза» исследует мир через призму культуры, философии, религии.

 

«Лагерная проза»

Значительные изменения в сознании людей. 1954-1973 гг. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 г. в Лондоне, 1988 г.). 1964-1975 гг. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 г. во Франции). 1962 г. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

«Молодёжная проза»

Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60-х гг. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль. 1956 г. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 г. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни. 1961 г. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»

«Бронзовый век» русской поэзии

50-90-е гг. Включает в себя: эстрадную песню, «тихую лирику», авторскую песню. эстрадной лирике преобладают яркие образы, легко воспринимающиеся на слух, рубленые фразы, политические темы. В «тихой лирике» – нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни. Авторская песня – это творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном авторе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. «Неформальность» авторской песни и составляет её главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого, поэтому её интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в целом движении авторской песни: возникали клубы авторской песни, проводились слёты и фестивали. 

 

Направление Характеристика направления Представители
«Лейтенантская проза» 50-60-е гг. Новое осмысление военной темы. Любимый жанр – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности. Писали о войне кровавую правду.  Ю. Бондарев, В. Быков, В. Астафьев, К. Воробьёв, Г. Бакланов, В. Кондратьев
«Деревенская проза» 60-80-е гг. Название условно. В центре внимания – деревня, нищая и бесправная. Искала опору в нравственных традициях, исследовала последствия разрыва человека с землёй. Жители деревни и города противопоставлены. В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Можаев
«Городская проза» 60-70-е гг. Связана с просветительской традицией. Конфликт переносится в сферу переживаний и проблем человека. Интересует городской человек с высоким культурным и образовательным уровнем. Ю. Трифонов, Ю. Домбровский,  Д. Гранин, Г. Горин 
«Бронзовый век» русской поэзии   50-90-е гг. включает в себя: эстрадную лирику, «тихую лирику», авторскую песню Евтушенко Е., Вознесенский А., Ахмадулина Б., Окуджава Б., Рубцов Н., Визбор, Высоцкий В.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: