Духовная жизнь общества

Семинар 1. Социология как наука

Цель: Сравнительный анализ различных социологических парадигм

Задачи:

1. Выделить объект и предмет социологии.

2. Определить специфику социологического взгляда на мир.

3. Функции социологии.

4. Современные дискуссии о предмете социологии

5. Провести сравнительный анализ основных парадигм социологии: социальный факт; социальное время; социальное поведение; социальное действие; социальное неравенство; социальный конфликт и др.

 

Литература для конспектирования:

1. Американская социологическая мысль / Под редакцией В.И.Добренькова. М., 1994.

2. Бауман З. Мыслить социологически. Пер. с англ. М., 1996.

3. Валлерстайн И.М. Общественные науки и современное общество: исчезающие основания рациональности// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

4. Вебер М. Основные социологические понятия//Избранные произведения. М., 1990.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология СПб., 1996.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.,1994.

8. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов- на -Дону, 1996.

9. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.

10. Современная западная социология. Словарь/ под редакцией Ю.Н.Давыдова. М., 1990.

11. Сорокин П.А. Структурная социология//Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

12. Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1999.

 

Семинар 2. Теоретические модели общества и их социально – философские основания.  От античности до постиндустриального общества.

Цель: Изучить и проанализировать различные исторические модели общества

Задачи:

 

1. Рассмотреть теорию «идеального государства» Платона. Определить степень актуальности идей Платона

2. Подтвердить или опровергнуть тезис Аристотеля «Человек – общественное существо, политическое животное».

3. Привести пример факторов, критериев централизованного государства и сильной власти по работе Макиавелли «Государь».

4. Проанализировать теории естественного права и общественного договора эпохи Просвещения.

5. Актуализировать идеи утопизма в переломный период истории. Рассмотреть и сравнить социально-политические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы..

6. Формационный анализ общества К.Маркса.

7. Проанализировать теорию постиндустриального общества Д.Белла.

 

Литература для конспектирования:

Аристотель. Политика.// Соч. Т.3., М., 1982.

Платон. Государство//Соч. в 4-х т. Т.3.

Бэкон Ф. Новый Органон// Избр. Произведения: В 2-х т. М., 1977. Т.2.

Монтескье Ш. О духе законов // Избр. Пр. М., 1953. С.350, 354, 366, 393-396.

Макиавелли Н. Государь М., 2000.

Гоббс.Т. Левиафан. О гражданине. Соч. в 2-х т.т. М., 1989. (с. 149-152; 155-157; 290-292; 328-334)

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права// Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: в 3-х т. М.,1983.

Маркс К. Энгельс Ф. Предисловие к критике политической экономии. Т. 13.

Афанасьев С. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности. М.:2000.

Белл Диниел. Грядущее постиндустриальное общество// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

.

 

Семинар 3. Основные сферы жизнедеятельности общества

Цель и задачи: рассмотреть и проанализировать основные сферы жизнедеятельности общества

 

1. Экономическая сфера общества.

● Рассмотреть труд как общественное явление.

● Определить роль труда в формировании типов цивилизации и общества

● Изучить материальное производство и его структуру.

● Определить роль техники в развитии общества.

● Озвучить идеи технологического детерминизма и определить контуры будущего.

 

Социальная сфера общества.

● Раскрыть понятие социальной структуры.

● Определить роль и функции социальных институтов.

● Проблема производства человека и его социально-демографические составляющие.

● Рассмотреть основные виды социальных общностей, их особенности и современные тенденции развития.

 

Политическое бытие общества.

● Рассмотреть основные представления об управлении, власти, политике.

● Рассмотреть государство как основной политический институт: сущность, признаки, функции.

● Сравнить роль и функции государства и гражданского общества.

 

Духовная жизнь общества.

● Рассмотреть культуру как основу духовного бытия человека и общества.

● Определить основные элементы духовной жизни, их роль и значение.

● Изучить и проанализировать специфику духовных потребностей, духовной деятельности и результатов ее продуктов.

● Определить роль науки в развитии общества.

 

Литература для конспектирования:

1. Антология мировой политической мысли.

2. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

4. Ортега- и- Гассет Х. Восстание масс.- М: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

6. Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н.

 Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

7.Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию. М.,1992.

8. Философия культуры: становление и развитие. / Под ред. М.С.Кагана СПб., 1998.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 

Семинар 4. Проблема закономерностей общественного развития: факторы, критерии общественного развития.

Цель: Изучить социальные теории общественного развития, определить их природу, направленность и перспективы.

 

Задачи:

1. Сравнить модели общественного развития: социальная эволюция и революция.

2. Изучить и сравнить типы социальной динамики: линейный, цикличный, спиралевидный, синергетический.

3. Рассмотреть и проанализировать проблемы социального детерминизма.

4. Определить роль объективного и субъективного фактора в истории общественного развития.

5. Определить социально-философскую ценность человеческой личности, подумать о проблеме предназначения человека в истории

 

Литература для конспектирования:

  1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1995, с. 84-93; 165-199.
  2. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. Произв. М., 1990.
  3. Спенсер Г. Основания социологии // Социальная философия. Хрестоматия. М., 1994. Ч.1. с. 34-36.
  4. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М., 1992. С. 29-35.
  5. Радаев В.В. В борьбе двух утопий // Вопросы философии. 1992, №4.
  6. Рабинович В. Человек в исповедальном жанре //О человеческом в человеке. М., 1991.
  7. Сорокин П.А. Структурная социология//Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  8. Момджян К.Х. Социум. Общество. История М., 1994.
  9. Монтень М. Опыты. М.,1991.
  10. Тоффлер А. Футурошок. М., 1997.
  11. Франкл С. Смысл жизни. М. 2004.
  12. Фромм Э. Проблема человека у К.Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  13. Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1993, №3.

 

   

 Семинар 5. Социология личности: социальные и психологические аспекты

Цель: Рассмотреть человека как объект и предмет исследования различных наук.

Задачи:

1. Определить специфику социологического подхода к человеку.

2. Проанализировать соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.

3. Рассмотреть и проанализировать социальную структуру личности и ее модификации.

4. Рассмотреть феномен адаптации, социализации, инкультурации, идентификации, определить их социальные роли и функции. Мотивация деятельности.

5. Определить формат социальных норм и параметры девиации.

6. Определить стратегии адаптации и развития личности в кризисных ситуациях социума. 7. Дать определение «Зрелая личность».

 

 

Литература для конспектирования:

1. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

2. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.

3. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus//Общественные науки и современность. 2000, №6.

4. Спасибенко С.Г. Социология человека. М., 2007

5. Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

6. Турен Алан. Возвращение человека действующего// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей,  2008.-520с.

7. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

 

Семинар 6. «Социология семьи»

Цель:  Изучить историю и эволюцию социального феномена «Семья»

Задачи:

  1. Рассмотреть семью как социальный институт и малую группу.
  2. Определить функции семьи и их модификацию в современном обществе.
  3. Рассмотреть типологию форм семейной жизни и основные тенденции их эволюции.
  4. Изучить и проанализировать социальный феномен «молодая семья»: определить особенности отношений и виды деятельности, типы общения и поведения.
  5. Рассмотреть и проанализировать семью в условиях социально- экономической трансформации российского общества.
  6. Изучить и проанализировать политику государства в области семейно-брачных отношений.

Литература для конспектирования:

  1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
  2. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
  3. Голод С.И., Клецин А.А. Состояния и перспективы развития семьи. СПб., 1994.
  4. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.
  5. Чодоров Н. гендерная личность и воспроизводство материнской заботы//

Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. 

       Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

6. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М., 1990.

Семинар 7. Социальное неравенство.

Цель: Изучить генезис и морфологию социального неравенства

Задачи:

1.Рассмотреть различные парадигмы неравенства в социально-философском контексте.

2. Актуализировать или опровергнуть концепцию Ж.Ж.Руссо «История как «прогресс неравенства».

3. Рассмотреть социально-исторические предпосылки социального неравенства.

4. Определить связь между социальной стратификацией и социальным неравенством.

5. Определить связь между социальной мобильностью и социальным неравенством.

6. Проанализировать дихотомическое неравенство: дискриминация и сегрегация.

 

Литература для конспектирования:

1. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура. М.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

4. Ильин В.И. Социальное неравенство. М., 2000.

5. Сорокин П. А. Структурная социология//Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 

 

Семинар 8. Социальный конфликт

Цель: Изучить историю, генезис и морфологию социального конфликта

Задачи:

1.Рассмотреть различные парадигмы социального конфликта (А.Смита, М.Вебера, К.Маркса, Р.Дарендорфа, Л.Козера, К.Боулдинга, Р.Коллинз и др.). Назвать основные факторы, критерии конфликта

2.Рассмотреть социально-исторические предпосылки, причины: распределение социальных привилегий и материальных благ; распределение духовных благ и др.

3. Рассмотреть различные сферы конфликтов: политическая, профессиональная, национально-этническая; религиозная и др. Выявить предмет притязаний конфликтующих сторон

4. Определить уровни, масштаб внутриличностного, межличностного, личностно-группового, межгруппового конфликта. Назвать субъектов и объекты данных конфликтов.

6. Определить рационально-эмоциональную структуру конфликта. Назвать основные стадии конфликта

7. Рассмотреть и проанализировать различные механизмы решения конфликтов, различные пути выхода из конфликта, функции конфликта.

 

Литература для конспектирования:

1. Американская социологическая мысль / Под редакцией В.И.Добренькова. М., 1994.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования.1994.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

4. Ортега- и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп./ Х. Ортега- и-Гассет – М.: ООО «Издательство АСТ» ЗАО НПП «Ермак», 2003.

5. Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н.

 Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

 

 Семинар 9. Время как мера социальной жизни

Цель: Определить время как меру социальной жизни, пространство и время как основные условия межкультурной коммуникации, условия адаптации, социализации (рассмотреть основные концепции и парадигмы).

Задачи:

1. Определить социальный феномен Времени. Рассмотреть время в общественном сознании и культуре.

2. Определить типы времени (биологическое, астрономическое, сакральное).

3. Рассмотреть единицы измерения времени: часы как механизм, время как метафора.

4. Определить социальные функции времени. Рассмотреть Время как аспект социальных изменений.

5. Социальное моделирование и сциокультурное управление временем.

6. Проблема свободного времени. Свободное время – как нематериальная форма богатства. Свободное время – как способ удовлетворения индивидуальных потребностей.

 

Литература:

1. Айзенштадт Ш.Н. Многообразие модернити.// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

2. Бауман З. Постмодернити, или жизнь с амбивалентностью // Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

3. Маркузе Г. Одномерное общество// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

4. Минц Г. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1999.

 

 

Семинар 10. Социальное пространство. Структура, матрица, элементы.

Цель: Рассмотреть социальное пространство как динамично функционирующую систему

Задачи: Определить структуру, функции социального пространства.

1.1. Рассмотреть пространство как систему и условие коммуникации.

1.2. Определить масштаб и уровень информационных потоков.

1.3. Рассмотреть степень опасности информационных войн.

1.4.  Выявить количественное и качественное характеристики пространства и времени.

1.4. Определить характер культуры эпохи постмодерна.

1.5. Проанализировать жизненный ритм культуры эпохи. 

1.6. Определить характер статики и динамики. Роль традиции и новации, модернизации.

 

Литература для конспектирования:

1. Бурдье П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение// Современная западная социология: хрестоматия: учебное пособие/ авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титаренко.- Минск:Тесей, 2008.-520с.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000; Пространство и время в современной социологической теории/ ред. сост. А.Т.Бибков., 2000.

4. Иконникова И.Л. Время бытия человека. М., 1999.

5. Орлов Г.П. Свободное время как социальная категория. Свердловск, 1973.

6. Патрушев В.Д. Время как экономическая категория. М., 1999.

7. Швецов Ю.Г. Рабочее и свободное время: методы анализа, планирования, регулирования. Барнаул, 1989.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: