Можно:
- Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
- Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
- Использовать в совместной деятельности элементы игры.
- Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
- Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
- Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
- Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
- Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
- Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
- Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
- Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
- Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
- Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
|
|
- «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
СТУПЕНЬКА № 3
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ?
|
|
Можно:
- В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение: составлять группу из отдельных предметов; выделять предметы по назначению, по характерным признакам; классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов; сравнивать предметы; соотносить схематическое изображение с реальными предметами; делать самостоятельные выводы; отвечать на вопросы, делать умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи.
- Чаще использовать задания на: сравнение пары предметов или явлений нахождение сходства и различия между ними; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными; складывание целого из частей (разрезные картинки); последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
- Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
- Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Найди лишний предмет» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
- «Сочиним сказку» (психолог говорит первое предложение, а родители по очереди продолжают).
СТУПЕНЬКА № 4
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!