Музыкальное искусство

Создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °%. Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Ключевые даты

· 1920 — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.

· 1922 — «Философский пароход» — массовая высылка деятелей культуры из СССР.

· 1937 — введение всеобщего семилетнего образования.

Запись в тетради

Культурная революция

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

С начала 1930-х гг. приобрела популярность программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях — «Готов к труду и обороне» (ГТО). Она заняла важное место в созданной советским государством единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.

 Целью культурной революции было - ф ормирование «нового человека». Культ героев. Главной целью большевиков было объявлено построение самого справедливого на Земле социалистического общества. В этом обществе должны жить и новые люди. Поэтому одной из главнейших партийных задач стало формирование «нового человека». «Новому человеку» должны быть присущи беззаветная верность делу партии и правительства, ненависть к классовым врагам, любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, интернационализм.

Одним из главных инструментов воспитания советских людей, и прежде всего молодёжи, становится конструирование системы героев, жизнь и деятельность которых должны стать примером для всеобщего подражания. При этом героями объявлялись как выдающиеся, так и обычные люди. Главное, чтобы их поступки подкрепляли ту или иную партийную установку. О героях писали газеты и журналы, об их жизни создавались книги, слагались стихи, снимались документальные и художественные фильмы.

 Историческая наука

Самое пристальное внимание И. В. Сталин уделял истории. До начала 1930-х гг. главным советским историком-марксистом считался М. Н. Покровский, который стремился изучать историю на основе классового подхода. Историки, не согласные с ним, подвергались критике и преследованиям. В 1930 г. оказались под арестом, а затем в ссылке видные историки С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле и др. Платонов умер в ссылке. По инициативе Сталина после смерти Покровского была развёрнута критика уже его исторических взглядов как немарксистских.

В конце 1930-х гг. Сталин взял под личный контроль разработку новых учебников по истории России, которая стала называться историей СССР. В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только тщательно отредактировал, но и частично сам написал. Постановлением ЦК ВКП(б) «Краткий курс» был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции.

Все советское искусство в изучаемый нами период должно было следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Деятели искусства должны были показывать жизнь не такой, какая она есть, а такой, какая должна быть при социализме. Народ верил в то, что ради прекрасного «завтра» нужно пожертвовать тяжелым «сегодня».Вместе с тем, после прихода большевиков к власти, многие представители российской интеллигенции не приняли революцию и эмигрировали (И. Бунин, С. Рахманинов, К. Бальмонт и др.). Широкую известность получил так называемый «Философский пароход» (1922), подразумевавший насильственную высылку неугодных новой власти деятелей культуры. Некоторые из них, как Н. Гумилёв, были расстреляны. В то же время среди тех, кто позитивно отнёсся к изменениям в стране, были В. Маяковский, А. Блок, К. Малевич, К. Станиславский и др.

Развитие литературы

 

В.Маяковский, М. Булгаков, М.Горький

Литература также находилась под особым контролем партии

Негативные черты: травля Булгакова, который писал роман «Мастер и Маргарита» в стол, только в конце 80-х были изданы произведения Платонова «Котлован».

Позитивные: работали писатели и поэты: М. Шолохов, М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Л. Кассиль

5.

Кинематограф

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. Еще Ленин говорил о значении кинематографа.

Особое место занимали фильмы, прославляющие революционную борьбу: «Ленин в Октябре» (М. Ромм), «Человек с ружьем» (С. Юткевич), «Юность Максима» (Г. Козинцев). Целым событием стали фильмы «Чапаев» (братья

               Васильевы), «Александр Невский» (С. Эйзенштейн).

Вышли в свет популярные комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (Г. Александров), и т.д.

Наиболее популярные актеры: Л. Орлова, М. Ладынина, Л. Утесов, М. Бабочкин, Н. Черкасов, Б. Чирков и т.д.

Музыкальное искусство

Наиболее известными именами в 1930- е гг. в музыке были С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, И. Дунаевский. Создавались коллективы (оркестр Гос. Филармонии), но в то же время пресекалось новаторство. Наибольшего расцвета достигло песенное творчество

Идеологический контроль был установлен и над изобразительным искусством. В 1934 г. был создан Союз советских художников. О художнике судили по идейному замыслу сюжета, отсюда – пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу, к авангарду в живописи (в 1932 г. состоялась последняя выставка работ Малевича и Филонова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: