Государственный строй

Тема 7. Государство и право Византии (IV-XV в.)

Общественный строй.

Государственный строй.

Местное управление и армия.

Право.

Государство Византия оформилось в конце IV в., когда в 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную и просуществовало до 1453 г.

Название «Византийская империя» (по городу Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Ромейской». В древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством», а её столицу «Царьградом».

Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.

В истории Византии выделяют три этапа развития государственности:

· I этап (IV- середина VII в.) - централизованная монархия с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

· II этап (конец VII - конец XII в.) - государство приобретает законченные черты своеобразной монархии, отличной от деспотического Востока и феодальной Западной Европы. Императорская власть достигает наивысшего уровня.

· III этап (XIII-XV вв.) - углубление политического кризиса, усиление феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии, ослабление государства, его фактический распад и гибель.

Значение Византии состояло в том, что это государство было хранителем и проводником государственно-правового наследия античности и оказало влияние на славянские государства, Русь и Грузию.

Общественный строй.

Разложение рабовладения в Восточной Римской империи приняло замедленный характер, сохранялся высокий уровень товарно-денежных отношений и большое значение городов. Государство характеризовалось определенной политической стабильностью.

Господствующий класс составляла старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, существовавшие на основе крупной частной собственности на землю рабовладельческого типа. К ним примыкала муниципальная верхушка крупных городов, особенно Константинополя.

Характерной чертой правящего класса Византии является его высокая мобильность. Человек из низов всегда мог пробиться к власти, причем в некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II был необразованным наемником, Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был меняльщиком денег, как и один из его братьев.

Низший класс составляли рабы, положение которых по нормам позднеримского права резко отличалось от положения свободных. В IV-VI вв. существовало свободное крестьянство. Крестьяне жили общинами и обладали частной собственностью на землю. Эксплуатировались государством: платили поземельную подать, несли имущественные и личные повинности. Был распространен колонат. Колоны делились на свободных и приписных (были прикреплены к земле); и те и другие вносили платежи в пользу хозяина и государства.

После кризиса VI - первой половины VII в. происходит ломка рабовладельческих порядков. Вместе с тем, наблюдается сохранение государственных форм собственности, общиного землевладения и распространенность частной собственности на землю, что способствовало замедленному развитию феодализма, который только к X в. проявился в виде тенденции к созданию сеньориальной системы. Основные формы феодального землевладения оформились в XI-XII вв. Наиболее известный феодальный институт в Византии - прония: различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы на время жизни прониара или императора.

Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться к XI-XII вв. Ведущее место в структуре господствующего класса занимала столичная знать и высшее чиновничество империи, которые соперничали с военно-земледельческой провинциальной знатью.

Крестьянство эксплуатировалось в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне на государственных землях фактически становятся крепостными: они приписываются к казне и теряют свободу передвижения.

Платили канон - поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Для крестьян-общинников особенно разорительной была уплата налогов за брошенные земли соседей. С XI-XII вв. происходит рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных. Они назывались париками, не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов; платили ренту в отработочной, натуральной и денежной форме. Но они не были прикреплены к земле до XIII-XIV вв.

В Византии сохранились рабы. Их труд использовался в домашнем хозяйстве знати. В X-XI вв. рабы получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение в рабство свободных. Рабов переводят на положение париков.

 

Государственный строй.

В IV-VII вв. сохранялись основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства находился император - наследник римских цезарей. Вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти находилась у него в руках. К тому же он считался верховным покровителем и защитником христианской церкви, которая направляла на укрепление авторитета императора доктрину божественного происхождения власти, идею единения церкви и государства.

Церковь экономически и политически зависела от императора, так как Византия являла собой мощное централизованное государство. Власть императора не была произвольной и умерялась необходимостью следовать "общим" законам империи, а также отсутствием принципа наследования престола.

Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией. Ещё в IV в. был издан императорский указ, который давал право "народу Константинополя" выражать просьбы и предъявлять требования к императору.

Народ собирался на ипподроме, где сформировалось 2 партии (димы): "голубые" и "зеленые" (первые - муниципальная и сенаторская аристократия; вторые - торгово-финансовая верхушка). Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации появились и в других городах. В IV-VI вв. их роль в политической жизни была весьма значительной.

Константинопольский сенат был государственным органом византийской аристократии. Он мог рассматривать любые дела империи. В составе сената находилась практически вся правящая верхушка. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. чел. Ранневизантийские императоры признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа".

С VIII в. происходит укрепление центральной власти. Базой для этого стала стабилизация экономики на феодальной основе. Наивысшего развития государство достигло при Македонской династии (867-1057 гг.). Императоры стремились контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни. В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие императора приходят в упадок или ликвидируются. С IX в. прекращается номинальное провозглашение императора народом Константинополя и сенат лишается права участия в законодательстве.

Единственной крупной политической силой остается церковь. Возрастает роль Константинопольского патриарха в общественно-политической жизни. Нередко патриархи становились регентами малолетних императоров, вмешивались в политическую борьбу, пользуясь тем, что с VII в. венчание императора на трон патриархом становится единственной процедурой, узаконивающей поставление на царство. Однако добиться независимости церкви не удалось. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Изменяются атрибуты императорской власти: появляются титулы - басилевс и автократор, появляется культ императора, неограниченными становятся прерогативы. Но половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно, так как отсутствовала система престолонаследия: сын не рассматривался обычаем как законный наследник - императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры практиковали институт соправителей, выбирая наследника ещё при жизни. Принцип законного престолонаследия вводится с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов серьезно сковывали личные возможности императоров. Это приводило к ослаблению реальной власти. Одновременно складывалась система отношений с крупными феодальными землевладельцами (динатами) на сеньориально-вассальной основе: с X в. император заключает феодальные договоры с динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя на всех этапах характерно наличие огромного бюрократического аппарата, построенного на принципах строгой иерархии.

Всё чиновничество делилось на ранги (титулы) - в X в. их нсчитывалось до 60-ти. Лица, занимавшие высшие государственные посты, именовались лагофетами. Главой лагофетов был лагофет дрома, в ведении которого находились внешние сношения, почта, пути сообщения, личная канцелярия царя, царская стража. Среди других лагофетов необходимо выделить заведующего государственным казначейством, во енног о лагофета; лагофета, управлявшего царскими землями, и лагофета, ведавшего царскими ремесленными мастерскими и арсеналами.

Центральное управление было сосредоточено в Государственном совете (консистории, позднее синклите), который был высшим органом при императоре и руководил текущими делами государства. Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, ближайших помощников императора. В их числе два префекта претория, префект Константинополя (гражданский правитель столицы и председатель сената), магистр (начальник дворца) и квестор (главный юрист и председатель консистория), два комита финансов. Эти лица обладали в том числе и судебными полномочиями. Общая численность чиновников была огромна: только в ведомствах двух префектов претория насчитывалось 10 тыс. гражданских чиновников.

В X-XI вв. государственный аппарат контролировал все сферы политической, экономической и культурной жизни. Количество ведомств увеличилось до 60. Усложняется дворцовая администрация, уменьшаются различия её с государственной администрацией. Характерной чертой управления было распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами.

Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: