Производство программных продуктов (software)

Для работы компьютеров необходимы средства программ­ного обеспечения. Именно они превращают компьютер из «мер­твой коробки» с экраном в «умное» средство производства, способное управлять производственными процессами, контро­лировать транспортные операции, обеспечивать издательскую деятельность и многое другое, включая работу жизнеобеспечи-вающих систем в быту, производстве, транспорте и даже в космосе.

Сегодня программный продукт стал чрезвычайно выгодным товаром, обеспечивая ведущим компаниям этого производства миллиардные прибыли.

 Пример 5

Одной из разновидностей программного продукта являются ком­пьютерные игры. На сегодня ежегодный объем продаж только по этому товару составляет в мире около 160 млрд. долларов (Мель­ник, 2001).

Производство наукоемкой продукции.

Пример 6

В 1970 году специальная комиссия по научной политике, пред­ставившая свои рекомендации президенту США, отмечала: «На­учные и технические, ресурсы нашей страны являются наиболее мощными инструментами достижения социальных, политичес­ких и экономических целей. Соответствующее распределение этих, жизненных ресурсов, контроль и управление ими в крат­косрочном и долгосрочном планах для решения национальных и международных проблем является политической задачей наи­высшей важности».

Год спустя президент Национальной академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысль следующим образом:

«Наша экономика должна быть основана не на природных ре­сурсах, а на умах и применении научного знания». В 1976 году эта концепция нашла отражение в законе США о национальной научной политике, организационных принципах и приоритетах (Нижегородцев, 1994).

Информационные ресурсы, как и сельскохозяйственные, отно­сятся к весьма ограниченному числу экономически значимых воспроизводимых ресурсов. В 70-х годах XX ст. рост сельскохо­зяйственного экспорта, как и рост доли наукоемких отраслей в промышленном экспорте, стал основным проявлением защит­ной реакции хозяйственного механизма США на резкое удоро­жание ввозимого сырья и энергоресурсов. Если по традицион­ным изделиям обрабатывающей промышленности - сталь, про­кат, текстиль, одежда, обувь - дефицит внешнеторгового баланса США за эти годы увеличился в шесть раз, то актив в торговле наукоемкими изделиями - самолеты, ЭВМ, программные продук­ты, химические товары — вырос за тот лее период в четыре раза. Наиболее быстро растет экспорт изделий и услуг отраслей индус­трии информации (Иноземцев, 1998).    

4. Производство патентно-лицензионной продукции. Кроме очевидного влияния на конкурентоспособность нау­коемких отраслей промышленности, информационные ресурсы оказывают решающее воздействие и на такую важную в эконо­мическом и политическом отношении статью внешней торгов­ли, какой является патентно-лицензионный баланс. Так назы­ваемый «невидимый экспорт» служит одним из определяющих показателей текущего уровня «технологического отрыва». По­нимание того обстоятельства, что жизнеспособность националь­ной экономики теперь в значительной степени зависит от каче­ства и масштабов использования науки и техники, вызвало к жизни сопоставление технологических потенциалов государств и соответственно проблему «технологического отрыва». Этот отрыв сегодня имеет для дипломата такое же значение, какое несколько поколений назад имело сопоставление численности армий.

Известные официальные оценки патентно-лицензионного ба­ланса, измеряемые миллиардами долларов, отражают лишь не­большую часть общего потока научно-технических решений и технологической документации, циркулирующего на мировом промышленном рынке. Значительная часть его не фиксируется официальной статистикой, т.к. проходит по внутрифирменным каналам транснациональных корпораций (ТНК). 

Производство «умов».

      Пример 7

Когда в 1982 году специальная комиссия по научным свя­зям и национальной безопасности Национальной академии наук США попыталась рассмотреть возможность контроля внутрифир­менных информационных потоков, это было встречено руководи­телями ТНК с нескрываемым раздражением. Л. Бранскомб, вице-президент по научной работе крупнейшей в мире компьютерной фирмы IВМ, заявил, что любой контроль за передачей тщательно охраняемых научно-технических секретов между предприятия­ми этого концерна, находящимися в США и других странах, мо­жет иметь для них катастрофические последствия, поскольку около половины прибылей и доходов IВМ получает от своих за­рубежных филиалов: «Как это ли парадоксально, - пишет Бран­скомб, — специалистом, который занял первое место среди слу­жащих нашего концерна по числу и важности изобретений, яв­ляется инженер из нашей лаборатории в ФРГ» (Нижегородцев, 1994).

Этот сам по себе малозначительный бюрократический инци­дент высвечивает тем не менее характерные особенности тонко завуалированного этапа «информационного колониализма», ко­торый идет на смену более ранним и внешне более заметным формам промышленного неоколониализма. Проявляется он в том, что вне метрополий размещаются материалоемкие и энерго­емкие производства, а также промышленные предприятия с эко­логически вредной технологией, а в метрополию направляется встречный поток наиболее талантливых местных специалистов («утечка мозгов»).

Пример 8

Около 55% всех расходов американских ТНК на НИОКР, выпол­няемых за пределами страны, приходится на их филиалы в Герма­нии. Англии и Канаде. Горькая ирония истории в данном случае заключается в том, что все чаще в той или иной стране появляется утонченно воспитанный в Гарварде менеджер и по всем новейшим канонам научной организации труда подбирает в железобетонном «коралле» с максимально достижимым комфортом высокопродук­тивную элиту местных интеллектуалов. Ежегодно, когда наступает «сезон сбора урожая», уже не пряности, сок гевеи, нефть, тростник или хлопок, а несопоставимо более ценный продукт - законсервиро­ванный в патентах и отчетах НИОКР результат эксплуатации национальных природных ресурсов - отправляется в кожаных контейне­рах с золотым тиснением за океан.

 6. Производство управленческих технологий

Дальнейшее повышение сложности хозяйственного механиз­ма промышленно развитых стран выдвинуло в число важнейших факторов экономического развития уровень организационной культуры и качество управления профессиональной деятельнос­тью людей. В последнее время к термину «технологический раз­рыв» прибавился «управленческий разрыв», возникла проблема сравнительной эффективности управления.

Искусство, методы и технологию практического решения уп­равленческих задач объединяет понятие «менеджмент».

Пример 9            

Сорок лет назад в США начали выполняться первые заказ­ные исследования по внедрению машинных методов управления. Первоначально эти работы выполнялись только лидером секто­ра - фирмой «Артур Д. Литтл». Однако уже к началу 70-х годов XX в. в США появились сотни организаций, независимо друг от друга занимающихся разработкой новой методологии исследо­вания проблем и методов принятия управленческих решений. Согласно имеющимся данным, всего в США функционирует от трех до четырех тысяч консультативных фирм. Общая числен­ность занятых в этой отрасли экономики США, непосредственно связанной с промышленной эксплуатацией национальных инфор­мационных ресурсов, превысила миллион человек. Объем про­даж консультативных услуг измеряется миллиардами долларов и ежегодно увеличивается на 18%..При этом четверть общего объема работ выполняется по контрактам с зарубежными кли­ентами - частными компаниями и правительственными органи­зациями (Нижегородцев, 1994).

 

7. Производство технологий, в которых информация является основным «рабочим телом».

Примером данного направления является производство но­вой генетической информации (новых сортов растений или пород животных).

Пример 10

С начала 90-х годов XX столетия ведутся работы по созда­нию так называемых продуктов-трансгенов - генетически из­мененных продуктов. А началось все в 1994 г., когда появился на свет помидор-трансген. Далее были картофель, рис, соя, кукуруза, хлопок и другие сельскохозяйственные продукты. Генные сорта культур давали больший урожай, чем обычные, в среднем в 4 раза. Сегодня в США насчитывается более 100 наименований генетически измененных продуктов. В одной только Америке их про­изводством занимаются 24 компании, в разных странах площа­ди, на которых сегодня произрастают трансгены, составляют боль­ше 10 млн.га.

Однако это породило экологическую проблему: насколько транс­гены вредны для здоровья человека и окружающей среды? Пока от­даленные последствия употребления таких продуктов до конца не изучены... (Ешьте, 1999).

Другим примером является использование средств защиты растений новых поколений, основанных, например, на отпугиваю­щих запахах.

8. Производство и использованиеискусственногоинтеллекта.

Это направление родило роботы, гибкие автоматизированные производства и в настоящее время обещает подарить самонаст­раивающиеся и самообучающиеся системы.

Для Украины эта сфера информационного производства име­ет особое значение. Здесь под руководством академика В.М. Глушкова четверть столетия назад начались исследования по разра­ботке основ искусственного интеллекта. По мнению специалис­тов, именно принципы действия искусственного интеллекта мо­гут быть положены в основу разработки компьютера нового поколения (Марьянович и др., 2001). 

 9. Посредническая деятельность в экономике.

Именно посредники, которые до сих пор считаются чуть ли не дармоедами, обрабатывая море информации, увязывают произво­дителей и потребителей в единые экономические системы.

   Пример 11

Оферта (в международной торговле - коммерческое предложение), как правило, предлагается в письменном виде. Междуна­родными экономическими организациями (Экономической комисси­ей ООН для Европы и Конференцией ООН по торговле и разви­тию) разработаны рекомендации к содержанию оферты, отража­ющие в равной мере интересы обеих сторон сделки,

На информационном рынке предлагаются программные сред­ства, позволяющие составить коммерческое предложение и оценить его эффективность. Предлагаемые информационные системы, на­ряду с решением многих других задач, позволяют сформировать коммерческое предложение предприятия с использованием собствен­ной базы данных по товарам. Формируемое предложение по форме имеет вид прайс-листа предлагаемых товаров, в котором дополни­тельно приводится информация о наличии и стоимости оказывае­мых сопутствующих услуг, а также об итоговой цене предложения. Кроме формирования такого текста коммерческого предложения, имеется возможность оперативной оценки предполагаемого дохода от реализации данного предложения. Расчет доходности произво­дится автоматически на основе данных из формируемого коммерческого предложения и по информации из базы данных о себестои­мости товаров.

Другая программа «BARGAINOFFER» (построитель оферты) — предназначена для автоматизации работы непосредствен­но с офертой. Этот модуль обеспечивает возможность создания, анализа и оптимизации собственной оферты, а также анализа полученной от партнера оферты и формирования встречной. Ана­лиз и оптимизация производятся относительно информацион­ных элементов оферты (условий сделки, характеристик товара, условий поставки и платежей, цен и т.д.) с точки зрения максимизации финансовых доходов. Наряду с основной задачей - фор­мирование оферты - «BARGAIN» с помощью других своих программных модулей может решать ряд вспомогательных инфор­мационно-аналитических задач. В частности, таких, как прогноз­ный расчет затрат (финансовая калькуляция) всей анализируемой сделки, оценка ее безопасности, расчет рисков, тематический анализ сделки по различным критериям. Модуль оценки риска «BARGAINRISK», используя аналогичную исходную информа­цию, обеспечивает анализ поля рисков сделки, выделение клю­чевых из них, построение риск-кривых, выполнение количествен­ного расчета рисков и поиск путей их снижения, оценку возмож­ных убытков от сделки.   

10. Обеспечение коммуникационных процессов.

В современном мире передача информации является основой формирования общества и осуществления процессов его жизне­деятельности.

К современным средствам передачи информации относятся Интернет, электронная почта, факсимильная связь, современные телекоммуникационные технологии (мобильная, сотовая, спут­никовая связь).

Пример 12

В 2001 году Россия вышла на 3-е место в мире по мощности производимых суперЭВМ, обогнав европейские страны, где лидером является Швейцария, а также Китай, который еще год назад опере­жал Россию. Введенный в строй суперкомпьютер МВС-1000М спо­собен совершать 1 трлн. операций в секунду, его производительность 1 терафлопс (1 трлн. 64-разрядных операций с плавающей точкой в секунду - такой производительностью, как считают- некоторые спе­циалисты, обладает мозг человека) (Тенденции, 2001).

   11. Информационные услуги.                 

К основным видам информационных услуг относятся радио, телевидение, кинопродукция, шоу-бизнес, различные виды туриз­ма (развлекательный, экологический, научный, пр.), спорт, рекреация.

Однако информационные технологии порождают новые, довольно неожиданные проблемы в отношениях «предприятие - потребитель» и «предприятие - предприятие».

     Пример 13

По мнению специалистов, развитие Internet имеет дефляци­онный эффект. США - страна с наиболее развитой сетью Internet. Объем электронной торговли, хотя и составляет пока около 1% от розничных продаж, имеет неуклонную тенденцию к росту. Internet  уже влияет на экономические показатели, в частности, на инфля­цию. Это влияние сказывается по двум направлениям:

1) на уровне отношений «предприятие — потребитель». Internet  вооружил покупателей намного лучшим знанием цен. Имея информацию о ценах из Сети, потребители требуют суще­ственных ценовых уступок от розничных торговцев;

2) на уровне отношений «предприятие - предприятие». Тех­нология Internet позволяет предприятиям снижать затраты. На­пример, сталкиваясь с проблемой снижения цен вследствие жест­кой конкуренции, предприятия разрывают связи со своими посто­янными партнерами, находя более выгодных через Сеть. Кроме того, торговля через Internet, позволяет существенно сокращать затраты на доставку и продажу товаров, что может составлять более 20% стоимости товара (Квартально 1999).

Приведенные примеры убедительно подтверждают тот факт, что в современном мире информационные факторы становятся основой общественного производства, занимая ведущие позиции во всех ключевых компонентах экономической системы. Инфор­мация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты, включая обеспечение самого человека на производ­стве и в быту. Информация все больше занимает место предме­тов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. И, наконец, выпускаемая продукция предприятий все больше обретает форму информационных товаров и услуг.

Информационная экономика основана па принципиально новых организационных принципах и экономических отношени­ях. Информационные факторы - качественно отличающийся компонент производственной системы, требующий принципиально новых знаний и мировоззрения работников сфер производства и потребления. Только обладание этими компонентами позволяет занимать лидирующие позиции как отдельным предприятиям, так и национальным экономикам.




double arrow
Сейчас читают про: