Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников информации — технической, экономической, политической, военной, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и обработки привела к появлению на рубеже 80-х годов XX века принципиально нового понятия - «национальные информационные ресурсы». Конечно, информацию накапливали и ценили всегда. Новым тут оказался наблюдаемый за последние десятилетия в промышленно развитых странах стремительный рост экономического значения информационных ресурсов.
Пример 3
Развитие информационных технологий становится индикатором благосостояния нации. За последние 10 лет ВВП стран «большой семерки» вырос примерно на 25%, а ежегодные расходы на вычислительную технику увеличились на 30%. В 1999 году на информационные технологии потрачено около 850 млрд. дол., только в США в отраслях, связанных с информационным обеспечением бизнеса, находится в обороте более 300 млрд. дол., что больше, чем в любой из отдельно взятых отраслей, включая энергетику, металлургию, станкостроение и т.д. Экономику информационных технологий в США обслуживает около 1,2 млн. квалификационных специалистов, число пользователей Интернет в США - 100 млн. человек (более 50% взрослого населения) (Сидоров, 2001).
Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов профессор Гарвардского университета А. Эттигер считает, что наступает время, когда «... информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование?» Иноземцев, 1999).
Процессы, приведшие к существенным преобразованиям в системе производительных сил современного мирового хозяйства, придали информации значение решающего средства труда, одновременно выдвинув ее и в ряд ведущих предметов труда, подлежащих преобразованию, обработке, хранению, передаче, потреблению в ходе материального и духовного производства. Сегодня нельзя назвать ни одного способа приложения производительного труда, который не был бы и приложением информации. Поэтому следует признать справедливым мнение о том, что мирохозяйственное значение страны определяется в наше время не только количеством производимых вещественных благ, каковы бы они ни были, но и объемом создаваемой и потребляемой информации, причем последняя имеет приоритетное значение.
В данной связи хотелось бы сказать о задаче становления и развития широко трактуемой в рамках экономической науки новой отрасли - экономики информационного производства, или информационной экономики.
Историческая справка
Впервые выражение «информационная экономика» прозвучало в 1976 г., когда сотрудник Стенфордского центра междисциплинарных исследований (США) экономист Марк Порат издал работу под таким названием. Но еще до того, как эта работа вышла в свет, и в нашей стране, и за рубежом появились публикации, в которых фактически ставились и решались различные проблемы, относящиеся к предмету информационной экономики (Нижегородцев, 1994).
Под информационной экономикой, видимо, следует понимать производственную систему в сочетании со сферой потребления, где информация является ведущей производительной силой (решающим средством и предметом труда) и основным продуктом производства (предметом потребления).
В связи с этим заслуживает внимания мнение некоторых авторов о том, что выделение и относительное обособление новой сферы деятельности - производства информации - следует рассматривать как четвертый по счету крупный этап общественного разделения труда (после выделения скотоводства, ремёсла, торговли) (Тоффлер, 1999; Белл, 1999).
В соответствии со сказанным научные исследования сегодня должны рассматриваться не как нечто внешнее по отношению к процессу материального производства. Напротив, они составляют один органически необходимый «пулевой цикл» по отношению практически к любому продукту (Агабабьян. 1983).
Подробности
В отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии, использование информации дает противоположный эффект: повышает организованность, упорядоченность окружающей среды и уменьшает энтропию. Именно поэтому, в частности, ЭВМ как орудие труда и машина для обработки информации может рассматриваться, по выражению болгарского экономиста И. Николова, как диалектическое отрицание всех предшествующих орудий труда, предназначенных для обработки вещества и энергии (Николов, 1986). Некоторые исследователи указывают на то, что энтропия (т.е. степень неупорядоченности) при потреблении природных ресурсов увеличивается с ростом масштабов их вовлечения в экономический оборот. Данное положение в той или иной форме признают все сколько-нибудь популярные в наши дни экономические доктрины и так или иначе объясняют этот факт, называя его законом тенденции нормы прибыли к понижению, либо законом убывающей производительности капитала и т.д. Здесь, однако, требуется существенная оговорка: указанное соображение справедливо при условии, что технический базис остается тем же. Радикально новые технологические решения отличаются от прежних более высокой эффективностью использования веществ и энергии. Поэтому и увеличение энтропии при потреблении человеком материалов и энергии не может продолжаться бесконечно: периодически совершающиеся крупномасштабные технологические сдвиги сопровождаются снижением материалоемкости и энергоемкости производственных процессов и, следовательно, уменьшают энтропию производственных систем (Экологическая, 1994; Нижегородцев, 1994).
Еще одной важной чертой информационного типа экономического роста является неделимость информации как предметов труда и как средств труда. Например, в компьютерных информационных технологиях информация, выступающая предметом труда, и она же, выступающая средством труда, настолько часто меняются местами, что их нельзя отделить друг от друга: обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новой информации, а затем может опять обрабатываться и передаваться, становясь то предметом, то средством труда!
Цифры и факты
Сто лет назад более 95% трудоспособного населения США было занято непосредственно в сфере материального производства и обслуживания и менее 5% - работой с информацией. Ситуация была, по традиционным критериям, вполне доброкачественной: на каждые двадцать человек, занятых реальным делом — работой с материальными объектами, приходился один человек, который «бумажки перекладывал». Ныне ситуация радикально изменилась:
теперь уже в среднем на каждого человека, занятого работой с материальными объектами, приходится человек, для которого основным предметом труда является информация (Тоффлер, 1999).
Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу - наиболее заметный, но далеко не единственный симптом приближающихся перемен, которые получили пока общее и несколько туманное название «информационный взрыв».
Существуют ли какие-нибудь простые и наглядные количественные оценки этого сложного многопланового социально-экономического процесса? Можно назвать, по крайней мере, три различных симптома, каждый из которых убедительно свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технического развития, который принято называть веком информации.
1. Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно... В 1800 году она удваивалась каждые пятьдесят лет, к 1950 году - удваивалась каждые десять лет, а к 1970 году - каждые пять лет; в прошедшем десятилетии время увеличения объема накопленных научных знаний в 2 раза составляет уже один-два года (Иноземцев, 1999).
2. Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации уже теперь превышают аналогичные расходы на производство энергии.
3. Человечество впервые в своей истории становится реально наблюдаемым на астрономических расстояниях «космическим фактором» — уровень радиоизлучения планеты Земля на отдельных участках радиодиапазона приближается по яркости к уровню радиоизлучения Солнца.
Итак, в 1976 году в научную литературу был впервые введен термин «информационная экономика». Сегодня растущее влияние темпов развития промышленности обработки данных на жизненно важные показатели национальной экономики отмечается в самых различных странах и становится предметом постоянного и пристального внимания ученых, инженеров, экономистов, политических деятелей.
5. Направления развития информационной экономики
К основным направлениям развития информационной экономики можно отнести следующие.
1. Производство компьютеров и средств обработки информации.
Пример 4
• Наукоемкие отрасли промышленности и, в первую очередь, индустрия ЭВМ - предмет особого внимания правящего американского истеблишмента. США постепенно уступает своим ближайшим конкурентам почти все традиционные секторы мирового рынка. Все, кроме главного - сектора информационных технологий. Отдав своим преследователям «хвост ящерицы» — первенство по целому шлейфу традиционных отраслей промышленности, США оторвались от них почти на порядок по основным показателям в информационной индустрии. Центр экономических сражений за лидерство на мировом рынке неуклонно перемещается в область средств обработки информации.
• Украина в настоящее время переживает бум компьютерного производства. В 2001 году на небольших сборочных предприятиях в Украине было выпущено около 400 тысяч персональных компьютеров (ПК), что удовлетворяет около 85% потребности внутреннего рынка Украины. Прирост производства и потребления ПК в Украине в 2001 году оценивается в 22-25%, что особенно впечатляет на фоне снижения объема продаж компьютеров в США и Западной Европе. Наиболее активной является сфера производства и продаж ноутбуков, которая в 2001 году превысила цифру в 10 тысяч проданных компьютеров. Годовой рост составил 60% (Iжик, 2001).






