Организация образовательного процесса

Программа предусматривает обязательное адаптационное вводное занятие, на котором происходит знакомство детей с новыми членами коллектива и с педагогом, раскрываются основные направления работы по программе и формы, в которых будут проводиться занятия.

Основная форма проведения занятий – игра-оболочка, которая представляет собой сказку, разворачивающуюся постепенно на каждом занятии и содержание которой зависит от темы занятия.

В программе 1-го года обучения используется авторская сказка составителя программы. Сказка помогает детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, в метафорической форме воспринимать исследовательские действия и роли. Это даёт детям возможность лучше понимать себя и других (развитие самопознания), сопереживать друг другу (развитие эмпатии) и управлять своими желаниями и эмоциональными состояниями (развитие саморегуляции).

Во второй части программы используется сказка-оболочка О.Липуновой о птицах-путешественниках, которые изучают мир в разных его проявлениях. Вместе со сказочными птицами, дети исследуют свои желания и мечты, свой внутренний мир, его особенности и отличия от других, свои имена их значения и истоки (актуальный материал).

Основное внимание уделяется развитию понятийного мышления и метафоричности мышления. Оставаясь в рамках сказки, дети учатся правильно давать определения понятиям, используя следующие мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, классификацию и логику. Детям предлагается материал пословиц, поговорок, загадок и др. для развития способностей понимания метафор на новом уровне, видения разных смыслов. При этом инструментом для познания нового служит приём задавания вопросов себе и другим.

Всего дети осваивают семь способов познания и исследования мира, используют их в практической деятельности, анализируют результаты и сами оценивают их. Так происходит системное развитие рефлексии и всех выше перечисленных умений и способностей.

Освоение программы третьего года обучения также проводится в форме игры-оболочки, сказка для которой разработана автором-составителем программы и направлена на объединение всех тематических блоков воедино.

Основные осваиваемые блоки 2-го года обучения рекомендованы А.И.Савенковым для развития исследовательских способностей детей:

Блок 1. Развитие умения видеть проблемы.

Блок 2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Блок 3. Развитие понятийного мышления.

При этом развитие понятийного мышления происходит на более высоком уровне, чем в первый год обучения, с использованием абстрактных понятий.

Формы и методы контроля

Диагностический инструментарий.

В ходе углубленного изучения и анализа содержания программы, были выделены основные ее единицы и направления развития.

Развиваемые параметры (для двух возрастных блоков программы):

· Творческое мышление и речь.

· Образное мышление и воображение.

· Понятийное мышление.

· Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.

· Анализ.

· Планирование.

· Целеполагание.

· Эмоциональная сфера.

· Саморегуляция.

· Коммуникативная сфера: сотрудничество, принятие групповых решений

Выделенные параметры являются надпредметными.

Диагностика составлялась таким образом, чтобы отслеживать выделенные параметры в процесс е реализации программы. Для этого был выбран метод наблюдения и составлена карта наблюдений, в которую входят все перечисленные критерии (карты для детей 7 и 9-12 лет различны по набору параметров). (см. Таблицу 1, 2 в приложениях)

Кроме того, разработана уровневая оценка каждого параметра по пяти уровням: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Каждый параметр оценивается ведущим программы дважды: в начале и после окончания ее проведения (начало и конец учебного года)

Этап диагностики

По результатам наблюдений и фиксирования их в карте в начале и в конце года, делается анализ динамики развития каждого ребенка в течение обучения. Определяется актуальный уровень развития по каждому из надпредметных параметров. Имеется возможность построения графика развития каждого ученика.

Этап диагностики

Обобщение результатов проведения программы проводится по принципу подсчета в процентах каждого уровня развития по группе. Результаты сводятся в таблицу, и строится график (диаграмма) общего состояния развития надпредметных параметров в группе.

Этап диагностики

На промежуточном этапе обучения и в рамках мониторинга ОУ проводится методика “Турнир”. Она касается предметных единиц проводимой программы.

Задания методики составляются ведущим педагогом и затрагивают все основные тематические блоки, пройденные на момент проведения методики “Турнир”.

Критериальная база оценки результатов составляет три уровня состояния знаний воспитанников: высокий, средний, низкий.

По результатам определяется уровень усвоения знаний и развитие способностей каждого ребёнка, а также всей группы (по состоянию уровней в процентах). Строится диаграмма состояния развития предметных параметров в группе.

Показатели успешности образовательной деятельности.

Показатели успешности отслеживаются постоянно методом наблюдения с заполнением диагностической карты на начальном и окончательном этапе освоения программы. На промежуточном этапе освоения программы может проводиться диагностическая методика “Турнир”, задания для которой разрабатываются ведущим программы по темам и материалам программы и имеют надпредметный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: