Анализ программы «Я- исследователь»
Образовательная программа “Я – исследователь” направлена на развитие исследовательской мотивации и исследовательских способностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления деятельности ОУ, составлена для интеллектуального и творческого развития детей.
Программа является сочетанием ориентационной и прикладной направленности.
Цель: создание условий для повышения исследовательской мотивации и развития исследовательских способностей, творческой направленности личности, приобретению школьниками глубокого и целостного восприятия мира.
Задачи:
- развивать у школьников способности к исследованиям: видению проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и т.д.;
- создать условия для понимания детьми своих ролевых позиций в исследовательской деятельности и расширению спектра этих позиций;
- развивать понятийное мышление и способствовать расширению понятий;
|
|
- развивать способность понимания метафор;
- развивать способность к анализу, планированию и целеполаганию;
- развивать способность к удивлению.
Актуальность и целесообразность
Актуальность и целесообразность развития исследовательской и творческой мотивации у детей подтверждается направленностью Новых стандартов образования и Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, которыми определяется как одно из наиболее важных направлений – поддержка талантливых детей, развитие одаренности и творчества школьников. Именно на это направлена данная программа.
Кроме того, способность к исследовательской деятельности является главной предпосылкой успешности человека в сложных условиях быстро меняющегося мира. Развить в детях исследовательские способности - значит дать им возможность успешной адаптивности и эффективной деятельности в любой области знаний.
Новизна и отличительная особенность
Новизнаи отличительная особенность от существующих программ исследовательской деятельности заключается в её непосредственной направленности на взращивание юных исследователей, причём на уровне развития способностей детей, а не простым научением приёмам написания исследовательских работ. В этом смысле программа является пропедевтической.
Преемственность
За основу первой части программы для детей младшего звена взяты “Сценарии тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста” Ольги Липуновой. Для продолжения ведения курса для второго и последующих лет обучения (для детей 3,4 классов и среднего звена) были использованы методические рекомендации А.И. Савенкова “Развитие исследовательских умений школьников”. Таким образом, сохранив целостность разворачивания тематик программы с помощью игры-оболочки, была создана единая программа по развитию творческих способностей школьников, которая начинается в младшем звене и продолжается на средней ступени обучения.
|
|
Такой подход к проведению программы обусловлен тем важным фактором, что учебная и познавательная активность детей в младшем звене и на переходном периоде является весьма неустойчивой. Так в младшем звене её необходимо сформировать и закрепить, а в среднем звене учебная мотивация имеет тенденцию к снижению, а значит, - её необходимо в этот период поддержать.
Программа имеет 4 блока, которые могут проводиться как отдельно друг от друга, таки и последовательно. Наибольшего развивающего эффекта можно достичь при последовательном разворачивании тематик каждого блока. Таким образом, в программе осуществляется преемственность между составляющими частями, разворачивающимися во времени.
Сроки реализации, формы и режим занятий
Срок реализации программы – 3 года.
Форма проведения - развивающее занятие, включающее в себя игры (ролевые, деловые, развивающие), соревнования, турниры, психо-гимнастику и др.
Занятия могут проводиться в параллелях: 1–2 кл. – по программе 1-го года обучения; 3-4 кл. (возможны разновозрастные группы) – по программе 2-го года обучения; 5-6 кл. – по программе 3-го года обучения. Условия проведения: по 1 или 2 раза в неделю в каждой параллели (группе). Продолжительность каждого занятия 45 минут. Всего 34 -68 часов в год.
Адресат
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и разбита на 2 блока: для детей 7(8) лет и детей 9-12 лет.
Содержание и формы проведения программы соответствуют возрастным особенностям этих контингентов детей.
Характеристика возраста.
На возрастном этапе 7 лет познавательная активность сильна, но неустойчива. Психологические характеристики слабо или неодинаково сформированы: внимание неустойчиво, память преимущественно кратковременная, мышление наглядно образное и частично наглядно-действенное. В связи с этим для данного контингента детей занятия по развитию исследовательских способностей больше опираются на наглядные образы, устные и частично письменные навыки. Основное внимание уделяется развитию воображения, образного и творческого мышления, развитие речи.
На возрастном этапе 9(8)-10 лет еще очень сильна познавательная активность, однако недостаточен уровень понимания процесса познания и исследования, что может сказаться на снижении познавательной и исследовательской мотивации.
На этапе 11-12 лет познавательная активность снижается, но уже есть возможности для перехода ребенка на новый, осознанный познавательный уровень. Для поддержания и развития внутренней познавательной и исследовательской мотивации ребенка реализуется данная программа.
Рекомендуемая численность группы – 8-12 человек, что способствует эффективности проработки каждого этапа деятельности детей, групповой и индивидуальной работы.
Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит детям младшего и среднего школьного возраста развить способности, необходимые для успешной исследовательской деятельности:
- развить воображение и образное мышление;
- развить творческие способности;
- развивать речь;
- развить понятийное мышление, расширить объём понятий;
- научиться давать определения понятиям;
- развить метафорическое мышление (понимание смысла метафор);
- развить анализ, целеполагание, планирование, рефлексию, саморегуляцию,
|
|
- развить коммуникативную и эмоциональную сферы.
Для диагностики эффективности программы автором разработан диагностический инструментарий.
В ходе реализации программы используются следующие виды деятельности: познавательная, исполнительская и творческая, присутствующие на каждом занятии.
Содержание программы
Технология и результаты
Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, исследовательских умений и исследовательской мотивации.
Для реализации такого сочетания всех трех необходимых способностей программой предусматривается введение основных направлений деятельности педагога:
· Предложение детям заданий дивергентного характера.
· Создание условий для развития монологической речи.
· Работа с метафорой (пословицами, поговорками и сказками) для развития воображения, образного мышления.
· Укрепление ролевых позиций детей в процессе исследования.;
· Расширение репертуара ролевых позиций исследователя.
· Работа с понятиями, развитие понятийного мышления.
· Развитие способности удивляться обыденному в окружающем мире.
· Развитие рефлексии, целеполагания и планирования.
В ходе углубленного изучения и анализа содержания программы, были выделены основные ее единицы и направления развития.
Развиваемые параметры:
· Творческое мышление.
· Воображение.
· Речь.
· Понятийное мышление.
· Понимание метафоры.
· Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.
· Анализ.
· Планирование.
· Целеполагание.
· Эмоциональная сфера.
· Саморегуляция.
· Коммуникативные умения: сотрудничество, принятие групповых решений
Для реализации выделенных параметров имеются соответствующие задания и методики в определенных блоках занятий, которые повторяются и закрепляются в ходе проведения всей программы.