Технология и результаты

Анализ программы «Я- исследователь»

Образовательная программа “Я – исследователь” направлена на развитие исследовательской мотивации и исследовательских способностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления деятельности ОУ, составлена для интеллектуального и творческого развития детей.

Программа является сочетанием ориентационной и прикладной направленности.

Цель: создание условий для повышения исследовательской мотивации и развития исследовательских способностей, творческой направленности личности, приобретению школьниками глубокого и целостного восприятия мира.

Задачи:

- развивать у школьников способности к исследованиям: видению проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и т.д.;

- создать условия для понимания детьми своих ролевых позиций в исследовательской деятельности и расширению спектра этих позиций;

- развивать понятийное мышление и способствовать расширению понятий;

- развивать способность понимания метафор;

- развивать способность к анализу, планированию и целеполаганию;

- развивать способность к удивлению.

Актуальность и целесообразность

Актуальность и целесообразность развития исследовательской и творческой мотивации у детей подтверждается направленностью Новых стандартов образования и Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, которыми определяется как одно из наиболее важных направлений – поддержка талантливых детей, развитие одаренности и творчества школьников. Именно на это направлена данная программа.

Кроме того, способность к исследовательской деятельности является главной предпосылкой успешности человека в сложных условиях быстро меняющегося мира. Развить в детях исследовательские способности - значит дать им возможность успешной адаптивности и эффективной деятельности в любой области знаний.

Новизна и отличительная особенность

Новизнаи отличительная особенность от существующих программ исследовательской деятельности заключается в её непосредственной направленности на взращивание юных исследователей, причём на уровне развития способностей детей, а не простым научением приёмам написания исследовательских работ. В этом смысле программа является пропедевтической.

Преемственность

За основу первой части программы для детей младшего звена взяты “Сценарии тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста” Ольги Липуновой. Для продолжения ведения курса для второго и последующих лет обучения (для детей 3,4 классов и среднего звена) были использованы методические рекомендации А.И. Савенкова “Развитие исследовательских умений школьников”. Таким образом, сохранив целостность разворачивания тематик программы с помощью игры-оболочки, была создана единая программа по развитию творческих способностей школьников, которая начинается в младшем звене и продолжается на средней ступени обучения.

Такой подход к проведению программы обусловлен тем важным фактором, что учебная и познавательная активность детей в младшем звене и на переходном периоде является весьма неустойчивой. Так в младшем звене её необходимо сформировать и закрепить, а в среднем звене учебная мотивация имеет тенденцию к снижению, а значит, - её необходимо в этот период поддержать.

Программа имеет 4 блока, которые могут проводиться как отдельно друг от друга, таки и последовательно. Наибольшего развивающего эффекта можно достичь при последовательном разворачивании тематик каждого блока. Таким образом, в программе осуществляется преемственность между составляющими частями, разворачивающимися во времени.

Сроки реализации, формы и режим занятий

Срок реализации программы – 3 года.

Форма проведения - развивающее занятие, включающее в себя игры (ролевые, деловые, развивающие), соревнования, турниры, психо-гимнастику и др.

Занятия могут проводиться в параллелях: 1–2 кл. – по программе 1-го года обучения; 3-4 кл. (возможны разновозрастные группы) – по программе 2-го года обучения; 5-6 кл. – по программе 3-го года обучения. Условия проведения: по 1 или 2 раза в неделю в каждой параллели (группе). Продолжительность каждого занятия 45 минут. Всего 34 -68 часов в год.

Адресат

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и разбита на 2 блока: для детей 7(8) лет и детей 9-12 лет.

Содержание и формы проведения программы соответствуют возрастным особенностям этих контингентов детей.

Характеристика возраста.

На возрастном этапе 7 лет познавательная активность сильна, но неустойчива. Психологические характеристики слабо или неодинаково сформированы: внимание неустойчиво, память преимущественно кратковременная, мышление наглядно образное и частично наглядно-действенное. В связи с этим для данного контингента детей занятия по развитию исследовательских способностей больше опираются на наглядные образы, устные и частично письменные навыки. Основное внимание уделяется развитию воображения, образного и творческого мышления, развитие речи.

На возрастном этапе 9(8)-10 лет еще очень сильна познавательная активность, однако недостаточен уровень понимания процесса познания и исследования, что может сказаться на снижении познавательной и исследовательской мотивации.

На этапе 11-12 лет познавательная активность снижается, но уже есть возможности для перехода ребенка на новый, осознанный познавательный уровень. Для поддержания и развития внутренней познавательной и исследовательской мотивации ребенка реализуется данная программа.

Рекомендуемая численность группы – 8-12 человек, что способствует эффективности проработки каждого этапа деятельности детей, групповой и индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты

Реализация программы позволит детям младшего и среднего школьного возраста развить способности, необходимые для успешной исследовательской деятельности:

- развить воображение и образное мышление;

- развить творческие способности;

- развивать речь;

- развить понятийное мышление, расширить объём понятий;

- научиться давать определения понятиям;

- развить метафорическое мышление (понимание смысла метафор);

- развить анализ, целеполагание, планирование, рефлексию, саморегуляцию,

- развить коммуникативную и эмоциональную сферы.

Для диагностики эффективности программы автором разработан диагностический инструментарий.

В ходе реализации программы используются следующие виды деятельности: познавательная, исполнительская и творческая, присутствующие на каждом занятии.

Содержание программы

Технология и результаты

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, исследовательских умений и исследовательской мотивации.

Для реализации такого сочетания всех трех необходимых способностей программой предусматривается введение основных направлений деятельности педагога:

· Предложение детям заданий дивергентного характера.

· Создание условий для развития монологической речи.

· Работа с метафорой (пословицами, поговорками и сказками) для развития воображения, образного мышления.

· Укрепление ролевых позиций детей в процессе исследования.;

· Расширение репертуара ролевых позиций исследователя.

· Работа с понятиями, развитие понятийного мышления.

· Развитие способности удивляться обыденному в окружающем мире.

· Развитие рефлексии, целеполагания и планирования.

В ходе углубленного изучения и анализа содержания программы, были выделены основные ее единицы и направления развития.

Развиваемые параметры:

· Творческое мышление.

· Воображение.

· Речь.

· Понятийное мышление.

· Понимание метафоры.

· Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.

· Анализ.

· Планирование.

· Целеполагание.

· Эмоциональная сфера.

· Саморегуляция.

· Коммуникативные умения: сотрудничество, принятие групповых решений

Для реализации выделенных параметров имеются соответствующие задания и методики в определенных блоках занятий, которые повторяются и закрепляются в ходе проведения всей программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: