См. презентацию «Идеи Ф. Ницше и национал-социализм»

Данный шаг не был чем-то уж очень оригинальным. Это свойственно, пожалуй, любой политической идеологии, претендующей в своей программе на общенациональную роль. Необычность здесь состояла втом, что общественное мнение, политические и научные круги пошлина поводу у нацизма, восприняв его заявления как уже доказанный факт,к ревизии которого мало кто стремился обратиться. Данная тенденциябыла характерна для англо-американской историографии ещё в годынацизма, выводившей нацистскую идеологию из всей политическойфилософии Германии, избрав в качестве клише лозунг: “От Лютера до Гитлера”. Эта установка была закреплена в качестве определяющей вречи французского обвинителя на Нюрнбергском процессе, произнесенной1 октября 1946 года, в которой им были названы имена Фихте, Гегеля и Ницше в качестве духовных предтеч национал-социалистического мировоззрения. Это представление перекочевало как в западную философскую и историческую литературу, так и в марксистскую. Последняя придерживалась этой позиции ещё в литературе 1930-х годов. В последующие годы замечено усиление данной тенденции.

 

Наравне с идеями немецкой философии на формирование нацистской идеологии повлияла и расово-фёлькишеская мысль.

Фёлькиш, фёлькише (нем. Völkische Bewegung)— распространённые в конце XIX — начале XX века националистические объединения, политические партии, издательства и неформальные объединения частных лиц, оказавшие большое влияние на общественную и политическую жизнь Германии и Австрии.

 

С развитием и укреплением консервативной и либеральной политических идеологий в Европе в середине XIX века появилось новое течение – политический расизм. В обстановке внутриполитической раздробленности Германии в 50-60-е годы и последующего строительства “второго рейха” расовое мировоззрение переплелось с существовавшими ранее фёлькишескими идеями. Было заложено расово-фёлькишеское понимание истории. С этим связаны имена Жозефа Артюра де Гобино, Пауля де Лагарда, Августа Юлиуса Лангбена и Хьюстона Стюарта Чемберлена. Их сочинения оказали существенное влияние на формирование германской национал-социалистической идеологии.

Идеи расовой борьбы и расового превосходства, кровь как ключевой элемент расы составляли сердцевину нацистского мировоззрения. Представления Гобино об арийской расе и Чемберлена о германцах как высших представителях арийства, а также призыв Лангбена о возвращении к крестьянскому почвенному духу, как исконно германскому, и идея создания германской церкви, предложенная Лагардом нашли свое отражение в национал-социалистическом учении.

Основные идеологи национал-социализма:

С реди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:

1) Адольф Гитлер ( немецкий политик и оратор, основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, глава Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер и фюрер Германии). Н ачало идеологии положил сам фюрер. В 1925 году вышла его первая и единственная книга – политический манифест Mein Kampf («Моя борьба»). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки «Третьего Рейха» и основой идеологии национал-социализма.

2) Альфред Розенберг (немецкий политик, государственный и политический деятель нацистской Германии, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Начальник Внешнеполитического управления партии, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием). Философ «расизма», он написал такие нашумевшие книги, как «Будущий путь германской внешней политики» (1927 год) и «Миф XX века» (1929 год).

3) Йозеф Геббельс (Немецкий политик, один из ближайших сподвижников и верных последователей Адольфа Гитлера, начальник управления пропаганды Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 1930 года, он внёс существенный вклад в рост популярности национал-социалистов на заключительном этапе существования Веймарской республики). Н а министра пропаганды и главного редактора газеты «Дер Ангрифф» был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой «Третьего рейха». Он отвечал за «ариезацию» культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского «сверхчеловека», мобилизацию немецкого народа на поддержку политики партии и за психологическую подготовку нации к войне.

4) Генрих Гиммлер ( один из главных деятелей Третьего рейха, нацистской партии и рейхсфюрер СС. Также занимал должности рейхсминистра внутренних дел, рейхсляйтера, начальника Главное управление имперской безопасности (РСХА)). В ся деятельность рейхсфюрера «СС» и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с «врагами германской нации», на «очищение» самой нации от «расово-неполноценных элементов», а также на подрыв «жизненной силы неарийских народов», за счёт которых планировалось обеспечить немцам «новое жизненное пространство».

 

 

Основные идеи национал-социализма:

И деология нацизма включала в себя три основных «закона»:

1) Закон биологической гравитации

Э тот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. Однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово «Volk» дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями «народ» и «нация»).

Н аилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг «Германия для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научно обоснованным.

2) Закон автаркии

В торым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия «стремится к автаркии». Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и «Третий рейх» должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. «Закон жизни выше корыстолюбия», – это еще одно изречение Гитлера.

3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее

«В еками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство» для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию).

Национальные особенности и практика фашизма в европейских странах

Фашизм был не только в Германии и Италии. Фашизированными в той или иной степени оказались многие страны.

Австрия:

Фашистский режим в Австрии был установлен еще до аншлюса Германией и представлял собой не германскую проекцию, а собственное явление. По отношению к нему используется введенное социал-демократом Отто Бауэром понятие «австрофашизм». Австрийский канцлер Энгельберт Дольфус выстраивал модель государства по образцу муссолиниевской фашистской Италии. Нацизм им противопоставлялся фашизму. При Дольфусе нацистские партии в Австрии были запрещены. Монопольное политическое положение в стране занимала фашистская партия «Отечественный фронт». В результате аншлюса австро-итальянская корпоративистская версия была заменена прогерманской — нацистской.

Албания:

Фашистский режим в Албании был установлен после ее оккупации в 1939 г. Италией. Происходит фашизация общественной жизни, создается Албанское фашистское государство по итальянскому образцу. Во главе государства встает Албанская фашистская партия, при которой было создано соответствующее молодежное отделение и силы общественного порядка. Со временем внутри партии выдвигается платформа ее националистической трансформации — преобразованная в «Гвардию Великой Албании». К завершению Второй мировой войны в качестве главного актора фашистского движения в Албании выступает националистическая партия — Балли Комбетар (Национальный фронт). Первоначально в борьбе против итальянцев они состояли в союзе с коммунистическим подпольем. Но в дальнейшем, после свержения итальянского фашистского режима, вступают в союз с Германией и ведут с ее помощью борьбу против албанских партизан, равно как в Югославии и Греции. Баллисты представляют собой одну из модификаций фашизма с албанским национальным контекстом.

Бельгия:

Фашизм в Бельгии представлял движение правых католических организаций, объединенных идеологией рексизма, производного от латинского прочтения Царь Христос — Christus Rex. В этом раскрывался целевой ориентир бельгийских фашистов-католиков — установление Мировой христианской империи. Применительно к текущей политике рексисты выступали за построение корпоративистского государства на основе католицизма. Во время оккупации Бельгии рексисты, поддерживаемые оккупационными войсками, были ведущей политической силой среди валлонов. Они составили основу Валлонского добровольческого корпуса, воевавшего на советском фронте. Там воевал и лидер партии Леон Дегрель. Фламандцы имели собственную националистическо-фашистскую партию — Фламандский национальный союз. Ими также было создано воинское подразделение — дивизия СС «Лангемарк».

Болгария:

Болгарский фашизм представляли различные организации националистического толка, выступавшие под знаменем национального монархизма. Отвергая буржуазный парламентаризм, они номинально отрицали классическую партийность и объединялись в военизированные организации. Наиболее влиятельные из них — легионеры («Союз болгарских национальных легионов») и ратники («Союз ратников за прогресс Болгарии»). Лидером легионеров был военный министр царской Болгарии генерал Христо Луков. Как и многих фашистских организаций Европы того периода, болгарских фашистов отличал радикальный антисемитизм. Помимо военизированных объединений в Болгарии в рассматриваемый период существовала влиятельная фашистская партия Народное социальное движение во главе с ученым-экономистом, академиком, одно время занимавшим пост премьер-министра, Александром Цанковым (прозвище — «черный профессор»). Цанков был главным идеологом разработки болгарской версии национал-социализма.

  Венгрия:

Автократическая модель власти в Венгрии была установлена еще в 1920 г., после подавления Венгерской Советской Республики. Во главе государства с этого времени в качестве регента находился адмирал Милош Хорти. Сам по себе хортизм еще не был фашизмом. Но автократизация, свертывание политических свобод, реваншизм неизбежно вели Венгрию по пути фашизации. В правительстве Хорти были откровенные сторонники идеологии фашизма, такие как, например, Дьюла Гембеш. Объединенная вокруг него группировка — Венгерская ассоциация национальной обороны формирует идеологическую платформу Сегедской идеи (антикоммунистических сил, объединенных вокруг Хорти в Сегеде во время Гражданской войны в 1919 г.).

Ее фундаментальные положения — мадьяризация, исторический реванш, внешняя экспансия, универсальность метода политического насилия. Собственно фашистский режим был установлен в Венгрии на заключительной фазе мировой войны. Гитлер, получив информацию о сепаратных переговорах Хорти, организует переворот. Власть передается фашистской организации «Скрещенные стрелы». Во главе партии стоял идеолог венгерского национал-социализма Ференц Салаши. По его имени венгерские фашисты часто обозначались салашистами.

Великобритания:

 Фашизм в середине 1930-х гг. имел реальную перспективу победы в Великобритании. Его формирование в стране, позиционируемой как оплот демократии в мире, не было реализацией итальянских и немецких идеологем, а являлось развитием национальной английской идеологии расизма.

«Британский союз фашистов» был создан в 1932 г. главным вдохновителем фашистского движения был английский аристократ Освальдом Мосли. Через два года организация была переименована в «Британский союз фашистов и национал-социалистов», что отражало намерение объединить идеи Муссолини и Гитлера. По всей стране были созданы десятки отделений Британского союза фашистов. Учреждаются фашистские объединения британских женщин, британской молодежи, британских рабочих, британских университетских работников (в том числе в крупнейших университетах Оксфорда и Кембриджа). Имелась поддержка организации в финансовых и аристократических кругах. На превращение Великобритании в фашистское государство очень рассчитывал Гитлер. Однако попытка взятия власти фашистами в 1936 г. была сорвана массовыми антифашистскими выступлениями. Важную роль в антифашистской консолидации сыграло разворачивание БСФ радикальной антисемитской пропаганды. После начала войны в 1940 г. при У. Черчилле Британский союз фашистов был запрещен.

Дания:

В Дании еще до гитлеровского вторжения существовала Датская национал-социалистическая рабочая партия — ДНСРП. Она была полностью копией германской партии. Совпадали даже партийная программа и символика. По германскому образцу были организованы штурмовые отряды. На их основе действовали «батальоны смерти», ведущие террористическую борьбу против антифашистского подполья. Партия не имела сильных парламентских позиций, но в годы оккупации использовалась в качестве своеобразной резидентуры Берлина. Среди прочего ДНСРП выступала за возвращение Северного Шлезвига Германии, т. е. откровенно находилась на позициях обслуживания внешнего актора, что противоречило исходной позиции нацистов — приоритета собственной нации. В качестве самостоятельной организационной структуры в Дании функционировала в период оккупации Датская антиеврейская лига, ставящая своей целью борьбу с мировым заговором евреев.

Исландия:

В Исландии сочувствие к фашизму выражалось на уровне политического истэблишмента страны. В частности, политики, представляющие крупнейшие по сей день исландские партии — Партию независимости и Прогрессивную партию. Сегодня о своих политических симпатиях предвоенной эпохи эти, позиционируемые в качестве либеральных, партии Исландии предпочитают не вспоминать. Но в 1929 г. ими, вполне в нацистском духе, был выдвинут лозунг «Исландия для исландцев». На советском фронте воевал в войсках вермахта сын действовавшего исландского президента Свейна Бьернссона. Особую роль в формировании исландского фашизма сыграла деятельность ученых-антропологов, выступавших за чистоту нордической расы и возрождение национальной, восходящей к временам древних викингов, традиции. В 1934 г. на базе Рейкьявикского университета была создана фашистская Национальная партия, издававшая журнал «Молот Тора» и газету «Исландия». Для пропаганды своих идей в обществе Национальной партией был в 1939 г. создан Дискуссионный клуб, на котором фашистские ораторы произносили антисемитские и антибританские речи. После занятия в 1940 г. Исландии англичанами Дискуссионный клуб был закрыт, тогда как Национальная партия, просуществовав до 1944 г., распущена исландским правительством.

Испания:

В Испании фашизм опирался на номинальную апелляцию к католической традиции. Испанские фашисты объявляли себя врагами коммунистов и масонов как безбожных сил. Их лозунг в период власти каудильо Франсиско Франко — «Превыше всего Испания, превыше Испании — Бог». Основной организационной основой фашистского движения в Испании стала Испанская фаланга. Отсюда наименование испанской версии фашизма — фалангизм. Идеологом фалангизма был Прима де Ривера, погибший во время Гражданской войны и являющийся по сей день культовой фигурой для испанских фашистов. После его смерти в 1937 г. генерал Франко объединил фашистские, националистические и правомонархистские силы в единую организацию — Испанскую фалангу традиционалистов и комитетов национал-синдикалистского наступления.

Само наименование, ставшее результатом объединения разных сил, отражало основные идеологические компоненты — фалангизм, традиционализм и национал-синдикализм. По имени генерала Франко фашистское движение в Испании часто определяется как франкизм. Для выражения неограниченной власти верховного лидера в фашизме используется термин «каудилизм» (по титулу Франко: каудильо — вождь, предводитель). В экономической сфере применялась идеологема национализма. Она базировалась на четырех принципах — контролируемой экономике, автаркии, корпоративизме и социальной гармонии. Три из четырех элементов имели место и в практике строительства реального социализма. Отличие заключалось в наличии компонента корпоративизма. Он-то и был тем главным, что отличало экономику фашизма от экономики социализма, и делал их принципиальными противниками. С одной стороны, власть народа, пусть и осуществляемая от его имени государством, с другой — власть корпораций, где верховным корпоратократом оказывался номинированный национальный лидер.

Латвия:

Латвия занимает особое место в истории холокоста. В процентном отношении к числу проживавших евреев именно на латвийской территории их погибло большинство. Синхронно с фашизацией остальной Европы в Латвии в 1930-е гг. появляются собственные фашистские партии. Наиболее сильные позиции из них занимает организация «Угункрустс» («Огненный крест»), позднее, после запрета, переименованная в «Перконкрустс» («Громовой крест»). Политические права в Латвии, согласно их требованиям, должны были принадлежать только латышам. Лозунг «Перконкрустс» — «Латвия латышам». Лидер движения Густавс Целминьш ставил вопрос еще более радикально — «В латышской Латвии будут только латыши». Таким образом, современное дискриминационное право в Латвии, лишение избирательных прав значительной части русскоязычного населения имеет давние фашистские истоки.

Экономическая политика виделась как реализация принципов этнического этатизма. Экономика подчиняется государству, но государство служит исключительно интересам латышей. Заявлялась даже идея латышской автаркии. Но центральной темой в пропаганде «Перконкрустс» был антисемитизм. Сторонник движения поэт Леонид Брейкшс возглашал, что «на нашей земле день ото дня все тверже закрепляются современные потомки выродков из Малой Азии… Поднимем штыки и уничтожим их!». Характерно, что эти идеи распространялись на академическом уровне, в частности через издание Латвийского университета «Совокупность».

Самостоятельность генезиса латвийского фашизма иллюстрирует тот факт, что на начальном этапе антисемитизм сочетался с широкой антинемецкой пропагандой. Ко времени оккупации антинемецкие установки «Перконкрустс» были сняты, но немцы предпочли делать ставку в Латвии на другие латышские организации. Антисемитские настроения к 1941 г. были вполне подготовлены и вылились в широкую кампанию геноцида. Фашистским, по оценке многих историков, считается и государственный режим в Латвии при Карлисе Улманисе, установленный в результате военного переворота 1934 г. И просуществовавший до присоединения республики к СССР. Были закрыты десятки газет и журналов прогрессивного толка, ликвидированы все партии и не находящиеся под контролем правительства организации, отменена Конституция, распущен Сейм и избранные органы местного самоуправления. Арестованы тысячи представителей оппозиции. Проводились чистки библиотек, установлен запрет на широкий перечень иностранных изданий. Сам Улманис был сторонником идей Муссолини. Сторонники именовали его «народным вождем» по образцу вождистских моделей фашистских режимов. Уже лишившись своего поста, Улманис признавал, что переворот 1934 года «был буржуазно-фашистским, в результате которого в Латвии была создана буржуазная диктатура».

Литва:

Как и Латвия, Литва в период Второй мировой войны стала одной из зон политики геноцида. Уже в 1920-е гг. широкую популярность в Литве имели идеи Б. Муссолини. Их симпатизантом был, в частности, профессор философии Литовского университета в Каунасе Антанас Сметона, пришедший к власти в 1926 г. В результате военного переворота. Переворот был осуществлен возникшей за два года до того организацией — Союзом литовских националистов — таутининков. Основными идеологическими ориентирами режима были авторитаризм, крестьянский традиционализм и литовский национализм. Помимо Литовского национального союза, режим опирался на военно-спортивное ополченческое формирование Союз стрелков Литвы и молодежное националистическое движение младолитовцев.

Шагом вправо, в сравнении с Литовским национальным союзом, стало создание в 1927 г. фашистской организации «Железный волк». Во главе «волков» находился премьер-министр Литвы, бывший профессор Пермского университета Аугустинас Вальдемарас. В отличие от таутининков «волки» были идеологически ближе к германским национал-социалистам. Принципиально усилилась в их пропаганде тема антисемитизма. После попытки свержения умеренного, по оценкам фашистов, президента Сметоны организация «Железный волк» была запрещена, а Вальдемарас арестован. Организация выходит из подполья в июле 1941 г. В связи с оккупацией Литвы немецкими войсками, заняв доминирующие позиции в коллаборационистских органах управления. «Волками» проводились карательные акции против евреев, коммунистов и сил сопротивления. После изгнания немецко-фашистских войск они продолжили борьбу, действуя наряду с таутининками в рамках антисоветского партизанского движения.

Польша:

 В довоенный период одним из самых конфликтных государств Европы была Польша. Только возникнув, в 1918 г. польское государство развязало территориальные войны со всеми своими соседями: с немцами из-за Познани и Верхней Силезии, с чехами из-за Тешинской Силезии, с украинцами из-за Львова и Восточной Галиции, с литовцами из-за Вильнюса, с большевиками из-за Волыни и Беларуси. Концентрационные лагеря на территории Польши были созданы задолго до оккупации Польши Германией. Это были лагеря, в которых размещались взятые в советско-польской войне в плен красноармейцы.

Практика создания лагерей смерти в Польше не объясняется исключительно контекстом войны. Лагеря создавались и в 1930-е гг. Такие лагеря были созданы на территории входивших тогда в Польшу белорусских и украинских земель и предназначались для содержания коммунистов, деятелей национальных еврейского, украинского и белорусского движений.

Путь от социализма к польскому радикальному национализму прошел бывший видный участник революционного движения в Российской империи Юзеф Пилсудский. В результате военного переворота 1926 г. он пришел к власти, установив в Польше фактически фашистский режим. Была сформирована система личной диктатуры президента — польской версии вождизма, получавшего право роспуска сейма и сената, принятия законов без утверждения парламентом. Отменялась депутатская неприкосновенность. Вводилась предварительная цензура, подверглись запрету оппозиционные партии. Необходимость авторитарной власти связывалась также с угрозой советского коммунизма. Все это сочеталось с польским радикальным национализмом, ставившим этнические меньшинства, в частности украинцев и белорусов, в дискриминационное положение.

Антикоммунизм, как и в нацистской Германии, подавался в одной упаковке с антисемитизмом. Министерство образования Польши реализовывало концепт «гетто за партиями», состоявший в изолировании при обучении в вузах учащихся евреев и украинцев. Под давлением молодежных националистических объединений, таких как студенческая организация Братская помощь, была развернута кампания исключения лиц еврейской национальности из университетов и создания препятствий им при приеме в вузы. И такого рода дискриминационные шаги были приняты руководством почти всех польских университетов.

Все типичные признаки фашизма в нем обнаруживаются. Но Польша оказалась жертвой, и этот образ отвел от нее должные обвинения. Польша несет немалую вину за развязывание Второй мировой войны. В 1938 г. Польша захватила Тешинскую область Чехословакии. Затем она присоединила к себе часть словацкой территории — Яворину на Ораве. В 1938–1939 гг. активно велись польско-германские переговоры о совместном выступлении против СССР. В докладе 2-го (разведывательного) отдела Главного штаба Войска Польского декабря 1938 г. указывалось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке… Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель — ослабление и разгром России». Министр иностранных дел Польши Юзеф Бек во время переговоров с Риббентропом прямо заявил, что «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю». Историческим парадоксом назвал испанский исследователь феноменологии периферийного европейского фашизма К. Кабальеро то, что «предав демократическую и масонскую Чехословакию» в 1938 г., западные демократии заступились в 1939 г. за «фашистскую» Польшу и объявили войну Германии. Фашизм не был для них чем-то принципиально идеологически неприемлемым.

Румыния:

 Специфика фашизма в Румынии определялась двумя обстоятельствами. Во-первых, это был мистический фашизм. Во-вторых, это был фашизм православный. Мистико-оккультный компонент имел немалое значение для ряда структур, таких как СС, и в германском национал-социализме. Но в Румынии он стал фактически фундаментом фашистской идеологии. По наименованию фашистской организации «Железная гвардия» румынский вариант фашизма получил наименование гвардизм. Создателем гвардистского движения был Корнелиус Кодряну. Его отец был выходцем из Северной Буковины, по одной версии — этнический украинец, по другой — поляк. Имел он также русские этнические корни. При создании румынских фашистских организаций он в значительной мере использовал опыт российского черносотенного движения. Первоначально созданная им организация носила название «Легион Михаила Архангела» по аналогии с «Союзом Михаила Архангела» в Российской империи.

Близок к «Железной гвардии» был видный румынский философ, традиционалист Мирча Элиаде. За эту близость он в период репрессий короля Кароля II против гвардистов угодил в концентрационный лагерь. Гвардисты имели сложные отношения с властью. Король Кароль II организовал их преследование. Погиб в тюрьме лидер гвардистов Корнелиу Кодряну. В период диктатуры маршала Иона Антонеску гвардисты сближаются с правительством и становятся в 1940–1941 гг. ведущей и идеологически определяющей политической силой. Но в начале 1941 года происходит разрыв. Мятеж гвардистов, вылившийся преимущественно в еврейский погром, был подавлен. Однако и сам Антонеску формирует режим фашистского типа. Православный фашизм гвардистов был заменен националистической версией румынского фашизма. Для этой идеологической модификации были привлечены интеллектуальные силы стоящей на позиции национализма румынской профессуры. Антонеску именуется его последователями «кондукэтор», по аналогии с другими вождистскими титулами фашистских лидеров других стран.

Франция:

Политический спектр во Франции был всегда достаточно широк. Наряду с мощным левым крылом существовали крайне правые силы. Главным спонсором французских фашистов в начале 1930-х г. был известный миллионер, владелец парфюмерной фирмы Франсуа Коти. При его поддержке формируется движение франсистов с «вождем» Марселем Бюкаром во главе. Франсисты выступали за создание всеевропейского фашистского блока фашистских Соединенных Штатов Европы, но подчеркивали свое отличие и от итальянских фашистов, и от германских национал-социалистов.

Говорилось о заимствовании лучших практик и идей у разных политических сил. Но главным было категорическое отрицание парламентаризма. Бюкар призывал покончить с властью партий и перейти к иерархической корпоративной модели управления. 1934 год рассматривался им как начало «решающего этапа в фашизации мира». И действительно, в 1934 г. была предпринята попытка взятия власти. Франсисты выступали в блоке с другими фашистскими и околофашистскими объединениями. Бывшие участники Первой мировой войны стали значимым фактором в формировании французского фашистского движения. Пользовался поддержкой фашизм и среди французского криминального мира. Особенно четко такая взаимосвязь прослеживалась в развитии политического движения в Марселе. Выступление фашистских сил в 1934 г. осуществлялось под лозунгами упразднения продажной парламентской демократии. Детонатором послужили разоблачения финансовых махинаций на высшем уровне политического истэблишмента Франции. Вместо обанкротившегося парламентаризма фашистская диктатура, порядок и законность многими французами были поддержаны. Во Франции в 1934 г. фашистский путч был сорван. Сорвать его удалось за счет создания Народного фронта, представлявшего коалицию стоящих на антифашистских позициях партий и движений. Коммунисты объединились с социал-демократами. В дальнейшем французские фашисты и националисты, признавая успешность действий Народного фронта, предпринимали попытки создания аналогичного объединения. И в 1937 г. такое коалиционное объединение — Фронт свободы — было действительно создано. В фашистские объединения влились бывшие коммунисты. Это была та часть участников политического движения, которая вдохновлялась экстремальностью позиции.

Радикальное отрицание существующих порядков сохранялось только в фашизме. С приходом бывших коммунистов во французский фашизм были привнесены идеи антиолигархизма, ряд левых антикапиталистических популистских лозунгов. Другой бывший антифашист Марсель Деа разрабатывает идеологию, получившую наименование «неосоциализм». Под нее уже в вишистский период создается партия — Национальное народное объединение. Она проповедовала борьбу с мировой олигархией: «еврейским капиталом, масонством и англо-американскими банкирами». Реально неосоциализм дрейфовал не к коммунизму, а к фашизму. И Французская народная партия, и Национальное народное объединение дискредитировали себя в период оккупации открытым коллаборационизмом.

Список литературы

1. Полканов В.Д. Фашизм: истоки образования и перерождения // Омский научный вестник. №2 (86). 2010 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/fashizm-istoki-obrazovaniya-i-pererozhdeniya/viewer

2. Истоки фашизма // [Электронный ресурс] http://grigam.narod.ru/bibl/fashizm/fashizm1.htm

3. Багдасарян В. Э. Фашизм как фундаментальный вызов в мегаэволюции человечества // [Электронный ресурс] http://rusrand.ru/docconf/fashizm-kak-fundamentalnyy-vyzov-v-megaevolyucii-chelovechestva

4. Три корня национал-социализма // [Электронный ресурс] http://militera.lib.ru/research/heiden/01.html

5. Рыжов П.С. Разграничение понятий фашизма и нацизма в отечественной правовой системе // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-ponyatiy-fashizma-i-natsizma-v-otechestvennoy-pravovoy-sisteme/viewer

6. Идейные истоки, идеологическая доктрина и мифология национал-социализма // [Электронный ресурс] http://www.tds.net.ru/index.php/istoriya/138-ideologiya-tretego-rejkha

7. Сургуладзе В.Ш. Идеология и практика немецкого национал-социализма: когда нация определяется по расовым признакам // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-praktika-nemetskogo-natsional-sotsializma-kogda-natsiya-opredelyaetsya-po-rasovym-priznakam/viewer

8.   Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Современный фашизм: новые облики и проявления // Москва: Наука и политика, 2017. – 328 с.

9. Сургуладзе В. «Государство создает нацию»: идеология и практика итальянского фашизма // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-sozdaet-natsiyu-ideologiya-i-praktika-italyanskogo-fashizma/viewer

10.  Артамошин С.В. Идейные истоки национал-социализма // Брянск: БГУ. 2002. – 184 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: