Основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях

Тема: «Фашизм и неофашизм»

1. Исторические истоки и доктрина фашизма. Понятие «фашизм».

2. Доктрина национал-социализма.

3. Национальные особенности и практика фашизма в европейских странах.  

«Фашизм похож на большой оркестр, в котором каждый играет на своём инструменте».

Бенито Муссолини премьер-министр, диктатор (дуче) Италии, журналист 1883 - 1945

Исторические истоки и доктрина фашизма. Понятие «фашизм»

 

Истоки фашизма «генетически» сплетаются с истоками общего кризиса капитализма, который в полную силу разразился после Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции. Однако процесс всестороннего разложения устоев буржуазного общества начался еще до Первой мировой войны — война, как отмечал В. И. Ленин, лишь ускорила его.

Зародышевые элементы общего кризиса капитализма проявляются в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни буржуазного общества, вступившего в империалистическую стадию развития.

При анализе предпосылок фашизма следует иметь в виду следующее ленинское указание: «С точки зрения марксизма нелепо останавливаться на положении одной только страны, говоря об империализме, тогда как капиталистические страны так тесно связаны друг с другом».

В.И. Ленин подчеркивал международный характер империалистической реакции, усилившейся «при всяких политических порядках», т.е. начиная с самодержавной монархии и кончая буржуазно-демократической республикой. И эмбрионы фашизма вызревали в самых разнообразных политических и социально-экономических структурах.

Попытки сузить сферу распространения фашизма, предельно локализовать его, встречающиеся в исторической литературе, основаны на смешении вопроса о предпосылках фашизма и вопроса о причинах успехов или неудач, силы или слабости фашистских движений в отдельных странах. Если предпосылки возникают в большинстве империалистических государств, то степень их глубины и интенсивности оказывается везде различной в силу неравномерности социально-экономического и политического развития отдельных стран, их национально-исторической специфики.

 

Официально история фашизма берет начало от созданного в 1919 году будущим итальянским диктатором Б. Муссолини «Союза борьбы», который в 1921 году был преобразован в Итальянскую фашистскую партию. Привлекательные социальные лозунги позволили фашистам перехватить инициативу у социалистов и коммунистов.

 

Существует мнение, что именно итальянский, классический фашизм является эталоном, раскрывающим идею фашизма в чистом виде. Идею фашизма разрабатывал неогегельянец, основатель и главный представитель философии «чистого актуализма» Джованни Джентиле (1875-1944). Ей он посвятил свою работу «Философские основы фашизма», опубликованную в 1928 году. Истоки философии фашизма Д. Джентиле лежат в его актуалистическом идеализме. Как известно, в 1925 году Д. Джентиле принимал участие в составлении Манифеста фашистской интеллигенции, в котором в концентрированном виде выражена суть и философия итальянского фашизма.

В Манифесте пишется, что фашизм – есть и новое движение, и древнее движение Итальянского Духа, глубоко укоренённое в истории Итальянского Народа. Его истоки уходят к 1919-му году, когда группа людей, вернувшихся из окопов и полных решимости противостоять преобладавшей тогда социал-демократической политике, сплотились вокруг Бенито Муссолини. Фашизм с самого начала, был движением политическим и нравственным. Его политика – это, своего рода, школа самоотречения, где индивидуальное приносится в жертву Идее. Идее, которая есть Отечество, идеал, осуществляемый в Истории, историко-цивилизационная Традиция. Но эта Традиция не остаётся в прошлом мёртвым воспоминанием, следовательно, Традиция эта является Миссией. Отечество Фашиста – есть Отечество, обитающее и действующее во всякой гражданской личности. Это Отечество освящает обычаи и институты, действующие в Цивилизации, в Традиции меняющейся и непреходящей. Оно учит подчинять частное-внешнее универсальному и бессмертному. Дело не в том, чтобы сосчитать и взвесить каждую личность, а в том, чтобы увидеть ценность Идеи, подобно всякой верной и живой идее, питаемой собственною силою и созданной не людьми, но для людей.

В «Философских основах фашизма» Д. Джентиле дальше развивает Идею фашизма. Он пишет, что активным фактором всегда являлась персонифицированная идея – определённая единоличная или групповая воля. Под волей понимается «духовная энергия, которая движет мир и есть сознание бесконечности духа, имманентного Я».

Поэтому в доктрине фашизма Б. Муссолини фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует в качестве внутренней силы.

Д. Джентиле считал, что «фашизм предпочитает не тратить время на конструирование абстрактных теорий ради самого процесса».

Тем не менее, Б. Муссолини в своей доктрине заявлял, что хотел бы, чтобы была создана философия Итальянского фашизма. Фашистское движение, чтобы быть понятым, должно рассматриваться во всей полноте и глубине духовного явления. Я утверждаю,- писал Муссолини,- что фашизм в своей идее, доктрине, реализации универсален; итальянский фашизм, особенный в своих учреждениях, универсален по духу, и не может быть иначе. Дух универсален по самой своей природе. Поэтому можно предвидеть фашистскую Европу; Европу, следующую в своих учреждениях доктрине и практике фашизма. Этот политический процесс сопровождается философским процессом; если верно, что в течение века на алтари возносилась материя, то теперь дух занимает ее место.

В общем, философии итальянского фашизма не понять, не связав изменений духовной жизни итальянцев с социальными изменениями в Италии и во всём мире. А начать понимание нужно с того, что, как писал Д. Джентиле в «Философских основах фашизма», для итальянской нации Первая мировая война стала выходом из глубокого духовного кризиса. Этот духовный кризис, надо полагать, был мировым и связанным с мировым экономическим кризисом.

После I мировой войны обнаружилось, что старого либерально-буржуазного мира больше нет. Нужно формировать мир новый. И без философских основ не понять, каким он должен быть. Поэтому итальянское движение за новый мир, названное фашизмом в лице его лидера Б. Муссолини обратилось к философам Италии.

Условием формирования философской концепции фашизма было соблюдение следующих требований.

· Американский прагматизм и российский коммунизм следовало отнести к противникам того философского направления, которое ляжет в основу итальянского фашизма. Нужно также было соблюсти некоторые традиции итальянской философии, европейской по сути. Волей рока выбор пал на субъективный идеализм, наиболее сильно представленный в немецкой классической философии. Эта ветвь идеализма позволяла умозрительно решить проблему индивидуализм старого либерализма, так как весь мир вмещался в Я индивида и представлял собой его «духовную (этическую) реальность». Поэтому было объявлено, что «высшая личность то есть нация в форме государства есть этическая реальность. Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, то есть множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность.

· Государство и есть эта универсальная этическая воля. Фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании. Либерализм отрицал государство в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство, как истинную реальность индивида. Фашизм против классического либерализма, возникшего из необходимости реакции против абсолютизма и исчерпавшего свою задачу, когда государство превратилось в народное сознание и волю».

Основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях.

· «Для фашизма государство – всецело духовное образование. Оно представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только “относительное”. Индивиды и группы “мыслимы” только в государстве. Государство и индивид составляют неразрывные части необходимого синтеза. Фактически, национализм выводит понятие государства из концепции нации, где нация есть сущность, превосходящая волю и жизнь индивида. Это национальное государство, поскольку, с фашистской точки зрения, сама нация является плодом разума, а не материальной предпосылкой, заданной природой. Государство становится реальностью лишь в сознании индивидов, его составляющих».

· Самое главное в концепции фашизма это то, что она пыталась скрыть классовые противоречия капиталистического общества. В сущности, фашистская философия в лице фашизма стремилась решить в обществе проблему единого и многого политическими методами. Представив нацию как всеобщую связь, единое, фашистские философы при помощи данной связи соединяли множество социальных групп – социальный континуум – в нечто одно (fascio — пучок), именуемое ими национальным государством.

Социально-экономические предпосылки возникновения фашизма:

Социально-экономическая почва империализма стала благодатной питательной средой для вызревания фашизма. Хотя в генезисе фашизма немаловажное значение имеют факторы политического, культурно-идеологического и психологического характера, главная роль все же принадлежит такому основополагающему признаку империализма, как монополизация экономики.

· Монополизация экономикитребовала возрастания роли государства. Предпринимателям эпохи свободной конкуренции нужно было государство со скромными функциями и расходами, своего рода «ночной сторож». Им хватало простора в сфере производства и на рынках. Рабочее движение еще только формировалось организационно, поэтому буржуазия чувствовала себя достаточно сильной, чтобы обходиться без посредничества государства во взаимоотношениях с рабочими. Буржуазия эпохи монополистического капитализма предъявляет иные требования к государству. С его помощью она стремится обеспечить гегемонию на внутренних рынках и завоевать рынки внешние, удержать классовое господство под натиском развивающегося рабочего движения. Ей нужен не скромный «ночной сторож», а вооруженный до зубов часовой, способный отстаивать ее внутренние и внешние интересы.

С точки зрения генезиса фашизма особое значение имеет следующая объективная закономерность, свойственная базису капиталистической системы в эпоху империализма: «Чем больше базис имеет тенденцию к превращению в монополистический, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а в государство финансового капитала, господствующей олигархии...». В таком развитии уже таилась угроза установления контроля над государством и обществом со стороны наиболее агрессивных группировок монополистического капитала.

Вследствие концентрации производства и капитала формируется могущественная финансово-промышленная олигархия: стальные, угольные, нефтяные, пушечные, газетные и прочие «короли» образуют династии, богатства которых и степень влияния на все стороны жизни достигают невиданных масштабов.

Известно, что переход капитализма в империалистическую стадию сопровождался усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. Отсюда и существенные изменения в соотношении сил на мировой арене: «С одной стороны, молодые, необыкновенно быстро прогрессировавшие капиталистические страны (Америка, Германия, Япония); с другой — страны старого капиталистического развития, которые прогрессировали в последнее время гораздо медленнее предыдущих (Франция, Англия)».

К началу XX в. Север Италии (между промышленным Севером и аграрным Югом существовал довольно большой разрыв) занял уверенные позиции на международной арене. К концу XIX в. Милан, центр итальянской текстильной промышленности, потеснил Лион, а Генуя успешно конкурировала с Марселем в борьбе за роль главного порта Средиземноморья. Что касается итальянского империализма, то его, по словам П. Тольятти (итал. политик): «можно отнести к числу наиболее слабых, поскольку у него нет собственного сырья и пр., но точки зрения организации, структуры он, без сомнения, один из наиболее развитых». Экономическая слабость итальянского капитализма в известной мере компенсировалась разветвленной системой организационно-финансовых связей, мощью отдельных монополий-гигантов («Ансальдо», «Ильва», «Бреда», «Пирелли», «Фиат» и др. Главной чертой запоздалой итальянской промышленной революции известный историк Р. Ромео считает вмешательство государства в таком объеме, «который отнюдь не предвидела либеральная экономическая теория». Эта практика способствовала более раннему зарождению государственно-монополистических тенденций в «запоздавших» странах. Их финансово-промышленная олигархия при активном содействии государства вторгалась в различные сферы общественной жизни.

 

Гигантское разнообразие экономических и политических условий, крайнее несоответствие темпов развития разных стран, как отмечал В. И. Ленин, было органично связано «с бешеной борьбой между империалистическими государствами».

Их острое соперничество за «место под солнцем», а также развитие рабочего движения обусловили нарастание милитаристских тенденций.

· Содержание постоянных армий, втягивающих в орбиту военного поучения миллионы людей, создание крупного военно-промышленного потенциала заметно увеличили удельный вес милитаризма в капиталистическом обществе, придали ему качественно новые черты. «Современный милитаризм, — писал В. И. Ленин, — есть результат капитализма. В обеих своих формах он —„жизненное проявление капитализма: как военная сила, употребляемая капиталистическими государствами при их внешних столкновениях и как оружие, служащее в руках господствующих классов для подавления всякого рода (экономических и политических), движений пролетариата».

Громадные масштабы милитаризм принимает прежде всего под прямым воздействием процесса монополизации экономики. В области военного производства возникают гигантские монополии, неразрывно связанные с государством. Эти первоначальные проявления государственно-монополистического капитализма в известной мере предвосхитили создание современного военно-промышленного комплекса.

Возникновение социальных предпосылок фашизма находится в тесной взаимосвязи с уже рассмотренными экономическими процессами, прежде всего с монополизацией. Одним из главных социальных последствий монополизации экономики явилось формирование нового элемента элиты буржуазного общества — монополистической олигархии, постепенно превращавшейся в решающую силу лагеря верхов. Как раз ее наиболее реакционные фракции становятся мощным генератором тенденций, способствующих зарождению фашизма.

Чтобы разобраться в социальной подоплеке фашизма, необходимо учитывать и психологические факторы: состояние умов, систему ценностей людей разных социальных слоев, в том числе и правящих верхов. Процесс монополизации углублял у последних неутолимую жажду полновластия. Колониальные авантюры привили вкус к политическому авантюризму, а опыт жестокого подавления колониальных народов побуждал к политическому экстремизму и в метрополиях.

В эпоху империализма формируется мощная армия революционных сил, нацеленных на свершение социалистической революции, но вместе с тем экономическая и социальная реальность буржуазного общества порождает у отдельных индивидуумов и определенных социальных слоев такие психологические свойства, которыми можно манипулировать.  

Прежде всего это относится к мелкобуржуазным и средним слоям, занимающим промежуточное положение между буржуазией и пролетариатом. В период монополистического капитализма их социальные позиции пошатнулись. Мелкой буржуазии казалось, что она находится между двух огней. С одной стороны, она ощущала свою слабость перед монополиями, а с другой — испытывала страх перед набиравшим силу организованным рабочим движением.

В «запоздавших» империалистических государствах интенсивная ломка традиционных социально-экономических структур особенно обостряла классовые противоречия и создавала напряженную психологическую ситуацию для многочисленных слоев населения, не успевших адаптироваться в быстро меняющихся условиях.

Ранняя монополизация, прежде всего в Германии и Италии, ставила в трудное положение мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, не успевших экономически и политически консолидироваться в той мере, как, например, аналогичные слои во Франции, где они имели опыт участия в нескольких революциях и многолетнюю школу политической борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: