Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?

Рисунок 1. Модель структуры учебного процесса

Цель обучения – это социальный заказ, т.е. объем и соответствующее качество знаний, которыми должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика.

Содержание образования (обучения, учебного процесса) – конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четко очерченная система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире, современном производстве, культуре, искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выражаются известные людям знания о природе, человеке, обществе, приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности, опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом и т.д.

Общими основами формирования содержания современного образования являются: гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования. Новая модель содержания образования проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования.

 


Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет цель учебного процесса, содержание учебного материала, структуру занятия, методы учебной деятельности. Он сам организует учебную работу обучаемых, создавая для этого благоприятные условия. Учитель руководит процессом обучения.

Учащийся – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и учитель стремятся к сотрудничеству и сотворчеству.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

- исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при применении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);

- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

- подготовка и работа учащихся вне школы.

Образование – продукт систематизированного обучения. Его компоненты:

 1) знания, умения, навыки;

2) способы мышления;

3) способы деятельности и поведения;

4) мировоззрение;

 5) кругозор и эрудиция;

6) интеллектуальное развитие личности;

 7) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;

8) навыки самообразования;

 9) воспитанность и др.

В процессе обучения создаются продукты различного качества. Для их определения, анализа и измерения разработаны различные критерии. Общую характеристику эффективности и достигнутых результатов принято давать через уровни обучения и уровни познавательной активности учащихся. Профессор В.П. Беспалько предложил выделять следующие уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. В упрощенном виде результативность обучения следующая.

- I уровень – знакомства. Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление – альтернативными суждениями типа «да – нет», «или – или»;

 - II уровень – репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы;

- III уровень – полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации;

IV уровень – трансформации. Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.

В соответствии с названными уровнями выделяются знания – знакомства, знания – копии, прочные знания (знания – умения) и знания – трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний – знакомств к знаниям – трансформациям. Следует подчеркнуть, что человеку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний – знакомств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне полноценных знаний – умений, а в некоторых – нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформацию на другие области. Проблема выбора знаний для усвоения в средней общеобразовательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют, прежде всего, цели обучения, которые и должны быть четко определены.

 

7. В чем проявляется специфика процесса обучения?

Специфика процесса обучения состоит в следующем:

- обучение протекает под руководством педагога;

-источником знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и разные электронные ресурсы, СМИ, информация, полученная от других людей в процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;

-обучающиеся изучают объективный мир в обобщенном, систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;

-практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний;

-в единстве процесса обучения и на его основе формируется научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся;

- теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

 

8. Назовите основные закономерности процесса обучения.

Процесс обучения характеризуется многими закономерностями, наиболее важные из которых следующие:

- процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие обществ;

- процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения;

- процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

- процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых;

 - процесс обучения также зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.);

- закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.

 

9. Какие этапы включает в себя процесс обучения?

В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы: этап диагностики знаний этап формирования целей и задач этап изучения нового материала этап осмысления нового материала этап применения нового материла этап контроля этап коррекции этап обобщения.

 

10.Что является продуктом процесса обучения?

Компонентами продукта обучения являются: 1) знания, умения, навыки; 2) мировоззре­ние личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, ин­теллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной дея­тельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) актив­ность; 8) работоспособность (умственная и физическая) личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональ­ная ориентация и подготовка к жизни и др.

 

11.Назовите основные принципы обучения.

В современной дидактике можно выделить следующие принципы обучения:

- сознательности, активности и самостоятельности в обучении,

что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы;

- наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых;

- систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний,связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последовательность изучения материала;

- обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;

- прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснение обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание, систематически организованное повторение и применение учебного материала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала;

- группового и индивидуального подхода в обучени и, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;

- гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий;

- научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся,

что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучении теоретического материала с практическими занятиями;

- преемственности и перспективности в обучени и,что предполагаетиспользование ранее полученных знаний, а также построение обучение с учетом перспективы, т.е. подготовки учащихся к восприятию более трудного материала.

 

12. Какие виды обучения вам знакомы?

Самым первым видом обучения была эвристическая беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы – сократовская беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал. Беседа велась в саду при прогулке с одним или несколькими учениками.

Догматическое обучение – это форма коллективной организацииобучения. Главный вид деятельности учащихся – слушание и механическое заучивание.

Объяснительно-иллюстративное обучение,называемое такжетрадиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным). Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и следующие недостатки – преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение. Его отличает от других организация обученияпутем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, посильной для учащихся. Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение –это управляемое усвоениепрограммированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Возникшее в начале 50-х годов ХХ в. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей программированное обучение направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений.

 Особенности программированного обучения:

учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.); при правильном выполнении заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг, при неправильном ответе он получает помощь; каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу; педагог выступает организатором обучения, осуществляет индивидуальный подход.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает модульное обучение.

Модульное обучение – такая организация процесса обучения,прикоторой учащийся самостоятельно (полностью или частично) работает с учебной информацией, представленной в виде законченных и относительно самостоятельных модулей (совокупность модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или дисциплины). Модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформулированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Особенности модульного обучения:

- главная задача учителя – разработка модульной программы, самих модулей, мотивационно-рефлексивного управления обучением;

- деятельность учащегося происходит в зоне его ближайшего развития (связь модульного обучения с развивающим);

- деятельность учащегося ориентирована на самоуправление и -взаимоуправление, формирует навыки общения;

- модульное обучение дает возможность работать в индивидуальном темпе, рационально распределять свое время;

- оно реализует рефлексивные способности ученика на каждом уроке;

Эффективным модульное обучение будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому.

Развивающее обучение характеризуется подготовкой учащихся ксамостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни и решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Особенности развивающего обучении:

 - признание ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой;

- направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности ребенка и создание для этого максимально благоприятных условий;

- обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка: педагогические воздействия опережают, стимулируют и ускоряют развитие природных сил ребенка;

- ученик не только усваивает знания и умения, но и овладевает способами действий, учится планировать, осуществлять и управлять своей деятельностью;

-обучение должно носить проблемный характер;

-индивидуализация и дифференциация обучения.

 Главной особенностью компьютерного обучения являются многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитации, электронные коммуникации (сети), экспертные системы, другие адаптивные и интерактивные цифровые образовательные ресурсы. Учебная деятельность учащихся приобретает новые качества: увеличивается степень самостоятельности и интенсивности.


Тестовые задания

Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?

 А) Немецкий педагог В. Ратке.

Б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.

В) Швейцарский педагог И. Песталоцци.

Г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

2. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает: А) общие закономерности обучения;

Б) принципы и методы обучения;

В)организационные формы обучения;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: