Выбор схемных решений относится к проектным задачам высокого уровня, когда определяется облик исследовательского КА в целом. Под схемными решениями понимаются, [18–21]:
· структурные схемы разрабатываемого объекта и его систем;
· схемы десантирования и дрейфа;
· схемы расположения средств торможения;
· схемы расположения АЗ на базовом аппарате;
· схемы интерфейсов с другими аппаратами экспедиции (ПА на «Веге» и марсоход на «Марсе»);
· схемы экспедиции;
· схемы спуска;
· схемы ввода;
· схемы разделения;
· схемы функционирования (траекторные операции) и т.д.
Схема (алгоритм) исследования приведена на рис. 6.
Исходя из анализа факторов, влияющих на принятие решения, задачу выбора схемного решения в общем виде можно быть сформулировать так: задано множество состояний объекта – физической системы . Состояние физической системы определено вектором дискретных параметров, обусловливающих ее схемное решение,
и вектором непрерывных параметров
, |
|
|
определяющих в совокупности показатель эффективности или значение критерия, отражающего качество функционирования объекта:
, | |||
где ; N и M – множества допустимых параметров; n и m – количество учитываемых параметров; , . | |||
На параметры могут быть наложены ограничения в виде равенств и неравенств:
, | ||
. |
В зависимости от требований к экспедиции в качестве функционала может быть использован тот или иной показатель. В частности, одним из ключевых требований к системе десантирования является ее конструктивное совершенство, под которым подразумевается отношение массы ПН к массе ДА. В нашем случае именно этот показатель выбирается в качестве критерия эффективности:
,
где – масса ПН; – масса плавающей аэростатной станции. |
Ставится задача минимизации массы системы ввода АЗ:
,
при обеспечении минимальных рисков осуществления операции или обеспечения непревышения заданного риска , т.е.
.
Основные объекты исследований – средства десантирования и дрейфа, включая их структуру, схему функционирования и соответствующие им параметры, что, по существу, является задачей структурного и параметрического синтеза.
Основными элементами структуры средств десантирования и дрейфа являются приведенные выше подсистемы торможения, ввода в действие, разделения, разворачивания, наполнения, развертывания фалов, научно-служебных комплексов и т.д.
В качестве непрерывных параметров рассматривались вышеприведенные траекторные параметры, высота, скорость, дальность, скоростной напор, время функционирования, масса подъемного газа и объем оболочки в процессе наполнения и т.д.
|
|
Состав и параметры ограничений определялись требованиями со стороны научной аппаратуры и возможностями базового блока экспедиции, его конструктивно-компоновочной схемы.
В общем случае, масса ДА складывается из массы конструкции, теплозащиты, средств торможения, топлива, бортовых систем, ПН и т.д. Важной составляющей, которая достигает 50% массы, является система мягкой посадки или система спуска и посадки. Требование минимизации этой массы при анализе спуска в атмосфере обычно сводится к требованиям обеспечения минимальной скорости на заданной высоте или обеспечения максимальной высоты при заданной скорости. И как было показано в работе, может ставиться задача минимизации обобщающего показателя эффективности: отношения квадрата скорости к высоте.
Ввиду исключительной сложности схемных решений разрабатываемых объектов для поиска наиболее рациональных из них используются в основном вариантные расчеты, не исключая экспертных оценок и традиционных численных методов оптимизации.