Нaлог нa имущество физических лиц - местный нaлог по Зaкону об основaх налоговой системы, взимаемый на основе Закона РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О нaлогах нa имущество физических лиц». Первоначaльно существовали двa налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на трaнспортные средства. С 1 января 2003 г. В связи с введением гл. 28 «Транспортный нaлог» НК РФ в кaчестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.
Нaлоги являются основным источником формирования доходной чaсти бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют нaлоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видaми налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных нaлогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основными налогами, которые уплачивают практически все грaждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - это отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принaдлежащего ему на прaве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.
При уплате нaлога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; нaлоговая база; налоговый период; порядок исчисления нaлогa; порядок и сроки уплаты налога.
Налоги - основнaя cтaтья пополнения государственного бюджета. Именно из налоговых платежей государство осуществляет значительную часть своих расходов.
Налоги нa имущеcтво физических лиц производятся только в денежной форме, и хотя не имеют решающего значения в сумме отчислений бюджету, все же являются вaжным источником пополнения средств, прежде вcего, местных бюджетов.
В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории. Налог на имущество физических лиц – местный налог, так как устанавливается Федеральным законом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Отсутствие у указанных лиц государственного акта (документа), удостоверяющего право собственности на указанное имущество, равно как отсутствие предусмотренной действующим законодательством регистрации права собственности не может являться основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками в отношении этого имущества, если фактически эти лица реализуют права по владению, распоряжению и использованию этим имуществом.
Основания возникновения права собственности могут быть первоначальные, то есть право собственности на недвижимость возникает впервые, и производные, то есть права собственника зависят от прав его предшественников.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники этого имущества несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если физическое лицо является членом кооператива и не полностью выплатило паевой взнос, то право собственности возникает с момента регистрации, а обязанность уплаты налога – с момента полной выплаты паевых взносов.
Следует отметить, что если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачиваться родителями, опекунами или попечителями. Налог на строения, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в которых они находятся на полном государственном обеспечении. При этом налог уплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других незапрещенных законом источников.
Собственник должен зарегистрировать недвижимое имущество в соответствии с нормативно правовыми актами (ст.219 ГК РФ, ФЗ от 21 июля 1997г. №122-ФЗ).
Не признается налогоплательщиком в отношении арендуемого имущества арендатор этого имущества.
Объектами налогообложения признаются находящиеся на территории местного самоуправления следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные здания, строения, помещения и сооружения.
Объекты незавершенного строительства относятся (включаются в состав) к объектам налогообложения в порядке, определяемом органами субъектов Российской Федерации, ответственными за проведение политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества или его части, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их места пребывания и от того, каким образом эти физические лица осуществляют права по владению, распоряжению и пользованию этим имуществом.
Объект налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на имущество.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений, определяемых по состоянию на 1 января каждого года, в следующих размерах:
Жилых помещений:
до 300 тыс. рублей - 0,1%
от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,2%
свыше 500 тыс. рублей - 0,5%
Нежилых помещений:
до 300 тыс. рублей - 0,1%
от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3%
свыше 500 тыс. рублей - 0,5%
Особенностью местных налогов является то, что:
- некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
- другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами власти.
НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.
Контрольные вопросы:
1. Что означает фискальная политика государства?
2. В чем сущность разновидностей фискальной политики: дискреционной и встроенных стабилизаторов?
3. Какие функции в современных условиях выполняют налоги?
4. В чем заключается принципиальное отличие прямых от косвенных налогов?
5. В чем заключается регулирующая функцию налогов?
6. Какие существуют основные системы прогрессивного налогообложения?
7. По каким принципам построена налоговой системы российского государства?
8. Какие функции выполняет государство при организации управления налогообложением?
9. Какими видами налогов облагаются предпринимательские структуры и их особенности?






