Методические рекомендации по составлению аннотации на учебник или учебное пособие

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Важнейшей частью ВКР студента считается эмпирическое исследова­ние (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (на­правленная на создание или адаптацию какой-либо програм­мы диагностики, консультирования, коррекционной, развиваю­щей работы, психопрофилактики, психологического просвеще­ния). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. ВКР предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической пси­хологической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством исполь­зованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и научный руководитель при планирова­нии исследования.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1.Определение предмета и объекта исследования, поста­новка его цели и задач.

2.Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез.

3.Проведение исследования, направленного на сбор эм­пирического материала.

4.Качественная и количественная обработка данных.

5.Обсуждение и интерпретация данных.

6.Формулировка выводов, подтверждающих или опро­вергающих гипотезы.

Объект исследования — это фрагмент изучаемой реаль­ности: индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8—9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультируемые и т.д.). Предметом исследования становятся определенные сто­роны или отношения объектов, психические процессы, со­стояния или свойства людей, функции и характеристики от­дельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объек­том исследования будет группа младших школьников.

На основе изучения литературы по проблеме студент ста­вит цель и задачи эмпирического исследования. Цель работы характеризует ее ожидаемый результат.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну и творческий подход к решению проблемы.

Задачи работы конкретизируют цель исследования или практической психологической деятельности и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь или практический психолог продвигается к достижению цели. Обычно в иссле­довании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Планирование эмпирического исследования предполага­ет подбор методов и методик исследования и обработки по­лученных эмпирических данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения. При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые под­лежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов науч­ной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Для решения поставленных задач подбираются соответству­ющие методы. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологи­ческих дисциплин. Для сбора первичных данных могут ис­пользоваться такие методы как наблюдение, эксперимент, оп­рос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объек­тивные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов, важно уже на ранних стадиях исследования точно определить перемен­ные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Дол­жны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить. Измерение изучаемых психических явлений — неотъемлемая черта научного подхода. Независи­мо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению, или закономерности в опре­деленной шкале.

Планируя методики и процедуры эмпирического иссле­дования, важно обращать внимание на их валидность и на дежность. Использование методик других авторов предпо­лагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только воп­росы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они явля­ются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Необходимо внимательно подходить к составлению вы­борки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень об­разования, состояние здоровья, индивидуально-психологичес­кие особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна мо­делировать генеральную совокупность, то есть быть репре­зентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испы­туемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны рас­пространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необ­ходимо правильно распределить относительно разных усло­вий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспе­риментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического ис­следования или практической психологической работы долж­на обеспечивать доказательность положений, которые защи­щаются в работе. Исходя из методов мате­матической обработки, рекомендуется, чтобы численность срав­ниваемых групп была не менее 30—35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 значимы при а = 0,05.

Если для обработки данных используется факторный ана­лиз, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количест­во испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число ре­гистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увели­чение количества испытуемых по крайней мере на 5—10 %, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследо­вания.

Сбор эмпирического материала представляет собой ответ­ственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от ис­следователя ряда особых умений. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним в условиях, необходимых для изучения. Доступность объекта должна учиты­ваться уже на стадии выбора темы. Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей тех­никой сбора эмпирических данных, детальное знание мето­дики, которая используется.

Пер­вое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называ­ют пилотажным. Его данные, позволяющие усовершенство­вать программу и методику исследовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследо­вании, так и в разработке в области практической психоло­гии. При этом не рекомендуется ограничиваться использо­ванием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных. Для выбора статистических критериев и знакомства с осно­вами их применения для обработки эмпирических данных можно использовать ряд пособий (например, Гласе, Стенли, 1976; Закс, 1976; Сосновский, 1979; Рунион, 1982; Сидоренко, 2001; Большее, Смирнов, 1968). Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо зара­нее продумать, какие эмпирические показатели будут регис­трироваться, с помощью каких методов будут обрабатывать­ся, и какие выводы при разных результатах обработки мож­но будет сделать.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться на тип распределения данных, кото­рый получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное рас­пределение с большей вероятностью (но не обязательно) по­лучается при выборках более 100 испытуемых (может полу­читься и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических крите­риев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выбор­ки испытуемых, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормаль­ное распределение данных. В некоторых случаях статисти­чески обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5—10 испытуемых.

Большинство психологических работ сводятся к несколь­ким типам исследовательских задач, которые и предопреде­ляют тип математико-статистического критерия.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих дан­ных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна—Уитни, критерий хи-квадрат (%2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимо­связи психологических показателей у одних и тех же испы­туемых. Для обработки соответствующих данных могут ис­пользоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффи­циентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучае­мой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контро­лируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математичес­кой обработки данных в таких задачах может использовать­ся U-критерий Манна—Уитни, критерий Краскела—Уолли-са, Т-критерий Вилкоксона, критерий %2 Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния не­скольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматривать­ся как причины, а другие как следствия. Переменные перво­го рода считаются факторами, а переменные второго рода — результативными признаками. В этом отличие дисперсион­ного анализа от корреляционного, в котором предполагает­ся, что изменения одного признака просто связаны с опреде­ленными изменениями другого.

Во многих исследованиях выявляется значимость изме­нений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток вре­мени, в определенных условиях (например, в условиях кор-рекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значени­ях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые име­ет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или восполь­зоваться статистической программой персонального компь­ютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны среди психологов программы SPSS и Statistica.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Важно не только провести исследование, но и правильно описать его.

Рекомендуется следующая структура этого раздела:

1.Цель и задачи эмпирического исследования, характерис­тика выборки.

2.Методы и методики.

3.Результаты.

4.Обсуждение результатов.

Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформу­лированы цели и задачи эмпирического исследования, подробно охарактеризована выбор­ка испытуемых, описаны методы и методики, используемые студентом в своей работе, обоснована целесообразность и особенности их применения для решения поставленных за­дач. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в исследовании, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации. В последующих разделах последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их коли­чественный и качественный анализ, обсуждение и интерпре­тация, делаются выводы.

При описании результатов эмпирической работы целесо­образно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. Лучше перечис­лять их упорядоченно, подразделяя на виды. Например, объек­тивные и субъективные, исходные и вычисленные и т.д.

Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряе­мых величин:

1.показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2.абсолютные и относительные частоты;

3.показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4.значения критериев, использованных при сравнении ре­зультатов разных групп;

5.коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д., в общем, все показатели, которые доказывают выводы работы.

В тексте работы не нужно приводить формулы для под­счета типичных статистических критериев и описывать про­цедуру их вычисления. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. При описании результатов необ­ходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициен­ты корреляции или другие математико-статистические крите­рии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скоб­ках обязательно указывается уровень статистической значи­мости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм:

1) различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значи­мости;

2) (р< 0,05) или (р<0,01);

3) (а<0,05) или (а<0,01).

Традиционно в психологии принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводят­ся. Формулы следует выделять из текста в отдельную стро­ку.

При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной после­довательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, пе­реходя к аспектам более частным. Описывать эмпирическое исследование следует упорядо­ченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Писать нужно по возможности просто и кратко. Важной особеннос­тью этих разделов должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и фор­мулировку выводов. Следует иметь в виду, что количествен­ные показатели позволяют сравнивать разнородные данные. Важно использовать и качественные показатели. При изло­жении результатов разработки методики практической пси­хологической работы соблюдаются в основном те же самые требования, что и при описании научного исследования. При описании методики кон­сультирования, коррекционной, развивающей работы, а так­же методик психопрофилактики и психологического про­свещения важно ориентироваться на требования к представ­лению формирующего эксперимента. Сравнение пси­хологических показателей до и после проведенной практичес­кой работы позволяет убедительно доказать значимость этих изменений. Большую доказательность результатам придает сопоставление в исследовании экспериментальной и конт­рольной групп, эмпирическое сравнение эффективности раз­работанной и уже существующих методик.

Характерный стиль изложения результатов эмпиричес­кого исследования или практической психологической ра­боты подчиняется следующей логике:

Рассмотрим результаты, полученные с помощью методи­ки...

Они представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, испытуемые... отличаются (ха­рактеризуются)...

Таким образом, можно сделать вывод, что...

Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного ис­следования, заключается в доказательнос­ти и достоверности получаемых новых знаний. А доказа­тельность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их пред­ставлению в работе нужно уделять особое внимание.

Полезно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. Данные конкретного испытуемого приводятся ано­нимно.

Типичная логика изложения результатов в области прак­тической психологической работы предполагает ясное и дос­таточно детальное описание всего процесса психологической помощи, консультирования, диагностики, коррекционной, раз­вивающей работы. Важно охарактеризовать новизну или спе­цифику проведенной работы в отличие от традиционной ис­пользуемой методики, описать особенности поведения клиента в начале, в процессе и в конце исследования, обращая внимание на те изменения, которые проявлялись в его деятельности. Как и в описании эмпирического научного исследования, здесь ценится опора на факты, что придает убедительность и доказа­тельность утверждениям об эффективности проведенной прак­тической психологической работы. Для доказательства проис­шедших изменений, используя в том числе и количественные показатели, важно сравнить конкретные показатели, особенно­сти поведения клиента в начале и в конце опыта. Последова­тельность изложения типа «рассмотрим..., как видим..., таким образом» остается в силе и при описании результатов практи­ческой психологической работы.

В этой части работы обычно приводится большое количе­ство фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонта­ли и вертикали наборы количественных и качественных дан­ных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на сле­дующей странице. Слева, справа и снизу таблицы ограничива­ются линиями. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1.). Допускается нумерация таб­лиц как сквозная — по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который поме­щается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголо­вок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в кон­це заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таб­лица» или названия таблицы не используются. Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если под­чиняются заголовку. Заголовки граф указываются в един­ственном числе. Графу «№ п/п» (номер по порядку) в таблицу включать не следует. Если заголовки граф очень длин­ные, то они могут быть заменены краткими условными со­кращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заголовка всей таблицы.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. В таблицах целесообраз­но размещать сводные итоги статистической обработки, а также другие типы систематизированных данных. При переносе таблицы на другую страницу заголовки ее граф повторяют. Основой заголовок таблицы не повторяют; над ней разме­щают слова «Продолжение таблицы...» с указанием ее номера.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показа­тели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведен­ные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же едини­цах измерения, то ее обозначение помещается в скобках пос­ле заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы — цифры, знаки, и др. — не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового ма­териала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки.

Для представления эмпирических данных полезно исполь­зовать такие графические формы, как диаграммы, гистограм­мы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после тек­ста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости между изучаемыми параметрами наглядно могут отражать графики, на осях которых откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно раз­мещают независимую переменную, по оси ординат — зави­симую переменную.

График и текст должны взаимно дополнять друг друга. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых. Линии на графике должны отражать значимость пара­метра, важнейшие необходимо обозначать цифрами. Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Секторная диаграмма — диаграмма, в которой значения (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Разновидностью диаграмм является гистограмма — это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной пря­мой (например, оси абсцисс). Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (ча­стотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частоты (отношение числа наблюдений, попав­ших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. Аналог диаграммы — полигон. Этот графический спо­соб отображения данных преимущественно используется для изображения дискретных рядов.

Диаграммы и профили представляют результаты диаг­ностики с использованием многопараметрических (много­компонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволя­ют в наглядной форме показать индивидуальные и усред­ненные оценки по тестам или по факторам.

Для отображения корреляционных связей между парамет­рами можно использовать схему, которая называется корреля­ционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внут­ри них проставляются номера признаков или сокращенно запи­сывается название признака (параметра). Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисун­ку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреля­ционных связей. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распреде­лять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наи­более важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

Большую наглядность представлению результатов кор­реляционного анализа придают корреляционные кольца и корреляционные ряды.

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обознача­ются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозна­чения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка поме­щается текст, поясняющий его содержание и обозначения.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методичес­кой ошибкой. При ссылках на таблицы следует писать: «в соответ­ствии с данными в таблице 5», или «как видно из таблицы 5», или «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что...», или приводится ссылка в скобках (таблица 5). При ссылках на рисунки пишется: «как видно на ри­сунке 3,...», «Как представлено на рис. 6,...», «из рисунка 3 видно, что...» или дается ссылка в скобках (рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, ис­пользованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

Важной частью описания эмпирического исследования должны стать обсуждение и интерпретация полученных результатов. Поэто­му после приведения в тексте количественных и качествен­ных данных, необходимо их сопоставить, аналитически опи­сать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, ло­гики научного анализа, а также собственного понимания пси­хологических механизмов изучаемых явлений.

Что касается интерпретации результатов, то она всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. По­этому стиль ее изложения часто включает такие выражения как: «это может объясняться тем, что...», «по нашему мне­нию,...», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».

После завершения интерпретации следуют выводы. Чет­ко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью при за­вершении описания любого фрагмента работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АННОТАЦИИ НА УЧЕБНИК ИЛИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

Аннотация есть краткое изложение содержания печатного издания или рукописи. Аннотация может носить информационный или рекламный характер. В аннотации учебника или учебного пособия должны найти отражение следующие моменты:

Кому адресовано пособие и насколько оно соответствкет образовательной программе;

Насколько актуально и целесообразно данное пособие;

Структура пособия, целесообразность выделения разделов, глав, тем;

Анализ содержания пособия с точки зрения научности и доказательности информации, систематизированности, доступности языка изложения и т.д.;

Методическая оснащенность пособия, способствующая лучшему усвоению учебного материала (наличие методических указаний для пользователей, задания по закреплению материала, контрольные и развивающие задания, списки рекомендованной литературы, тематика рефератов и курсовых работ, шрифтовые оформления, памятки, указатели, сноски и др.);

Использование различных видов наглядности (художественной, схематической, графической, символической);

Полиграфическое оформление пособия (шрифт, бумага, переплет и т.д.);

Основные достоинства и недостатки пособия;

Рекомендации по использованию пособия.

 

Основная литература:

1.Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2007. - 319 с.: ил. - (Учебник нового века). - Библиогр.: с. 311 - 318. - ISBN 978-5-8046-0176-9. - ISBN 5-8046-0176-8.

2.Попков, В.Н. Научно-исследовательская деятельность: учебное пособие / В.Н. Попков; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2007. - 339 с.: схем., табл.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298132 (17.11.2015).

Дополнительная литература:

1.Коновалова, М.Д. Экспериментальная психология: конспект лекций: учебное пособие для вузов. - Москва: Высшее образование, 2006. - 188 с. + Приложения. - (Хочу все сдать!). - ISBN 5-9692-0082-4.

2.Колупаева, Н.И. Организация педагогической практики студентов: методические указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования / Н.И. Колупаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 238 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2856-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258894 (17.11.2015)

3.Мусина, О.Н. Основы научных исследований: учебное пособие / О.Н. Мусина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 150 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4614-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278882 (17.11.2015).

Ресурсы сети «Интернет»:

Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
http://www.bibliotech.ru Электронно-библиотечная система Заключен Государственный контракт № 526-01-02/10 от «15» ноября 2010 г. Доступ с помощью специализированной программы по индивидуальному логину и паролю
window.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Свободный доступ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека Доступ по индивидуальному логину и паролю в университетской сети
http://vlibrarynew.gpntb.ru Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки Свободный доступ
http://elibrary.rsl.ru Электронная библиотека Российской государственной библиотеки Свободный доступ
http://uisrussia.msu.ru Университетская информационная система Россия. Доступ внутри университетской сети
http://www.e-nasledie.ru/index.html Электронная библиотека «Научное наследие России» Свободный доступ
edu.chsu.ru Образовательный портал Череповецкого государственного университета Доступ по индивидуальному логину и паролю в университетской сети

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: