Специфика деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры

Деятельность любого творческого коллектива слагается из основных четырех направлений:

· организационного,

· учебно-воспитательного,

· постановочно-репетиционного,

· концертно-исполнительского.

Каким бы по географической принадлежности и жанровому направлению не был коллектив, следование этим направлениям является обязательным.

Безусловно, каждый творческий коллектив имеет свои индивидуальные особенности и специфику организации, все коллективы имеют и общие принципы организации коллективной творческой деятельности, к которым относятся:

· массовость и общедоступность: каждый человек может заниматься танцами;

· добровольность: при организации хореографического коллектива необходимо учитывать склонности будущих участников к танцу, их большое желание научится танцевать, а так же возрастные и индивидуальные особенности;

· систематичность и планомерность занятий коллектива: занятия танцами связаны, прежде всего, с физическим развитием и тренировкой тела, поэтому несоблюдение этого принципа часто приводит к травмам, а иногда и к более тяжелым последствиям;

· инициативность самих участников: дает возможность руководителю не только полагаться на свои права и обязанности, а воспитать из участников более активных и творческих личностей, предоставляя им больше ответственности за общее дело.

Творческие формы, используемые в процессе работы творческого коллектива - спектакль, концертная программа, хореографическая композиция, - имеют двунаправленное значение. С ними самодеятельные артисты выходят к зрителю и тем самым оказывают определенное культурное воздействие на него. От того, насколько художественным будет это воздействие, зависит и воспитательная цель такого представления.

Например, если художественный уровень произведений не высок и зритель остался неудовлетворенным, то в следующий раз он, скорее всего, не пойдет на выступление данного коллектива. Потеря зрителя для артиста - это серьёзная творческая проблема. Но не менее значимо данная проблема выглядит в ракурсе воздействия на самих участников коллектива, которые в течение длительного времени изо дня в день встречались с материалом низкого художественного уровня, что не могло не сказаться на недостаточном развитии их эстетического вкуса, творческих потребностей и интересов.

Следовательно, направленность репертуара для участников творческого самодеятельного коллектива имеет большое значение в контексте решения задач художественного творчества, а именно - формирования личности средствами искусства. Вместе с тем начинающий артист, какими бы способностями он не обладал, не может освоить и воспроизвести на сцене большие творения литературы, музыки и хореографии. Поэтому важно понять, что воспитывающим является самопознание в процессе творчества, создающего искусство. Это и есть предпосылка художественного воспитания, с одной стороны, и получения художественного результата, то есть истинного сценического произведения - с другой.

Социально-педагогический смысл любительского творчества - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им социальной и нравственной направленности. Решение этих задач связано с формированием репертуара, вокруг которого и строится работа каждого хореографического коллектива. От качества репертуара, его художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит эффективность функций, реализуемых в процессе организации любительского хореографического творчества. Вопрос о репертуаре тесно связан с содержанием и направленностью деятельности коллектива, а также с той ролью, которую играет хореографическое творчество в эстетической жизни личности и общества в целом.

Проблема репертуара в любительских коллективах всегда существовала и продолжает существовать. В условиях организации любительского творческого коллектива, в первую очередь, сложности связаны с тем, что каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководитель как раз и подбирает произведения. Формирование репертуара определяется также теми конкретными задачами, которые решает коллектив на данном этапе, исходя из уровня подготовки его участников. При этом необходимо помнить, что репертуар является как основой творческого роста коллектива, так и важным средством идейно-эстетического воспитания его участников.

Репертуар творческого коллектива должен быть педагогически обоснованным, стабильным, разнообразным в творческом и художественном отношении. При этом в нём следует сохранять постановки, которые полнее отражают творческое лицо коллектива, наиболее интересные и яркие по мысли и сценическому воплощению. Стабильность репертуара создаст наглядную перспективу роста и движения коллектива, однако, нельзя забывать об его обновлении, что будет доказательством и свидетельством успешной работы коллектива. Младшие участники будут иметь возможность видеть на примере старших, каких результатов они могут добиться и к чему они могут прийти через некоторое время. Такая наглядная демонстрация имеет огромное значение для сплочения коллектива, формирования в нём творческой атмосферы и стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени сложности исполнение танцев порождает хорошее, здоровое соревнование между участниками коллектива и их мотивацию к своему дальнейшему культурному и творческому развитию.

Таким образом, специфика творческого коллектива заключается в следующем:

1. Творческий коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.

2. Творческий коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.

3. Лидер творческого коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.

4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Творческий коллектив и специфика его формирования и развития объясняются спецификой самого творческого процесса - процесса создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. Творчество - особый характер любой деятельности человека. Кроме того, творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.

Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры.

Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: