Основные проблемы деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры

Региональная культура в России подвергается значительным изменениям в связи с трансформацией экономики страны, развитием общества и качественными изменениями в мире.

Важную функцию в формировании самобытности и оригинальности национальной культуры всегда играли региональные учреждения культуры и местная инфраструктура. В последнее время их стало меньше, и показатели их работы несколько снизились – это опасная тенденция, которая требует внимательного изучения и разработки плана по исправлению данной ситуации.

В социокультурной сфере России на сегодняшний день, по данным социологических исследований, выявлены следующие основные проблемы:

· низкая самооценка социума;

· однообразие культурного потребления;

· утрата региональной идентичности.

Следствиями данных проблем является миграционный отток молодежи, особенно из малых городов и сельских населенных пунктов. Одной из основных причин низкой эффективности культурной жизни страны является то, что сегодня малые города, а особенно сельская местность, не имеют возможности приобщиться к художественной культуре и искусству. Следует, прежде всего, создать систему адекватной оценки достижений местных учреждений культуры на федеральном уровне, обеспечивающую социальный лифт для успешных культурных проектов на местах, для увеличения мотивации участников самодеятельного творческого процесса, усиления вовлеченности представителей культуры и искусства на местах в общий творческий процесс.

Как свидетельствует практика многих российских регионов, общество прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.

Но, к сожалению, изменения политической, экономической и социальной систем России, не смогли не сказаться на функционировании культуры. Значительное место в подготовке и передаче культуры по-прежнему занимают самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры, которые переживают тяжелые времена. Дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы, в настоящее время утратили свою старую роль. Однако «классические» творческие объединения, среди которых ведущее место принадлежит хоровым и хореографическим коллективам, оркестрам народных инструментов, по-прежнему активно занимаются удовлетворением и развитием художественно-эстетических запросов населения благодаря творческому потенциалу участников этих коллективов.

Сеть культурно-досуговых учреждений более чем на 90% сосредоточена на муниципальном уровне. Однако, бюджет сформирован таким образом, что финансирование домов и дворцов культуры в муниципалитетах не предполагает достаточное финансирование, которое должным образом сможет поддерживать состояние культуры, необходимое для достойного развития культуры. Активное развитие платных услуг в сфере культуры на селе в настоящее время представляется невозможным в связи низкой платежеспособностью сельчан.

Пришло время не просто учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Отдельная проблема - поиск правильных методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, руководителей коллективов, специалистов, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время.

Другой важной проблемой учреждений культуры сельских поселений является кадровая проблема – молодые специалисты не хотят идти в сельскую культуру по причине низкой заработной платы. Отсутствие достойного жилья и соответствующих условий труда дополняют слабый престиж профессии сельского работника культуры. Средний возраст работников культуры на селе – 44 года.

В советское время культурно-досуговые учреждения имели полное ресурсное обеспечение, серьезную, постоянно обновляемую материальную базу. Такая поддержка клубов со стороны государства была не случайной. Помимо вовлечения населения в процесс освоения различных видов искусства и художественной деятельности, организации свободного времени, система клубов имела огромное значение в пропагандистской и идеологической работе, патриотическом воспитании населения. Сегодня деятельность клубов как средства идеологической работы незаслуженно забыта. Между тем, потенциал сети культурно-досуговых учреждений на селе может помочь в осознании россиянами прогрессивного развития страны, результатов деятельности руководства России. И напротив, нарастающая деградация клубной инфраструктуры негативно отражается на интеллектуальном уровне жителей села и неизбежно сказывается на социальной стабильности сельских территорий.

Но ведь смысл самодеятельных художественных коллективов, профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования.

В деятельности учреждений культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья), организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого самодеятельного творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

В коллективной творческой деятельности любой человек должен удовлетворять познавательные интересы, увлекаться, включаться в совместную деятельность, в творческий процесс, достигать определенных успехов в освоении творческих навыков.

Понятно, что любой коллектив в ходе рабочего и творческого процесса будет иметь свои проблемы, которые могут стать серьезной причиной невыполнения поставленных задач.

Большинство трудностей в работе связано с эмоциональными и психологическими особенностями той или иной группы населения, возрастной или социальной, то также некоторые проблемы носят административный, финансовый характер.

Начнем с определения состава возрастных групп. В ходе их формирования возникают сложности распределения, так как на начало учебного года не все дети достигают нужного возрастного порога. В таком случае, необходимо опираться на индивидуальные способности ребенка для выявления его возможностей усвоения материала. И исходя из такого анализа, определить к более старшим детям, либо младшим. Таким образом, в культурно-досуговых учреждениях деление на группы в творческих коллективах проводится скорее не по возрастному признаку, а по наличию способностей, опыта в том или ином виде деятельности, что осложняет процесс принятия новых членов коллектива, так как требуется проведение проверки, тестирования, которое требует дополнительного времени.

Сложным является и сам творческий процесс в творческом коллективе. Проблемы возникают с усвоением доводимой информации, пассивной реакцией на предлагаемый материал. Здесь необходимо предложить руководителю проанализировать ситуацию и изменить педагогическую лексику, подход к изложению необходимой информации согласно возрасту участников, подобрать интересный материал, использовать в работе новые педагогические и воспитательные приемы, вдохновить на осуществление творческой деятельности.

В процессе работы творческого коллектива происходит сложный процесс коммуникативной деятельности, которая определяется целью и задачами, поставленными перед руководителем, участниками коллектива и их родителями. Очевидно, что избежать конфликтов в таком многоплановом общении не представляется возможным. Поэтому руководитель коллектива должен ориентироваться на соблюдение баланса в коллективе.

Не все дети соглашаются находиться в репетиционном зале во время занятий без родителей. Руководителю приходится находить весомые аргументы, чтобы соблюсти порядок. Если это не удается, то в виде исключения, можно разрешить присутствие одного из родителей. Нужно заметить, что неоднократность такого поведение обычно говорит о неготовности ребенка к посещению занятий или отсутствии интереса к данному роду деятельности. В таком случае рекомендуется прекратить посещение, так ребенок должен в том числе проявлять самостоятельность, приобрести это качество в процессе творческих занятий.

Часто реализация поставленных задач срывается из-за дисциплинарных нарушений, плохого эмоционального самочувствия участников коллектива. В этом случае руководитель должен быстро найти средства перенаправить внимание участника средствами игры, интересного рассказа, поучительной истории, чтобы вернуться к продолжению обучения.

Со стороны населения возникают недовольства по оформлению предоставления платных услуг. На сегодняшний день, это договор о платных услугах, который не обеспечен должно защитой прав потребителя и скорее носит характер партнерского соглашения. Ввиду нестабильного экономического положения оговаривается возможное повышение цены за занятия, а в соглашении это не прописано. Так же не устраивает ограниченный список льгот. Возникновение данных вопросов необходимо предупреждать оформлением соответствующих нормативных договоров, действующих в рамках современных директив о предоставлении платных услуг. Однако, нормативные акты и правовая база для регулировки подобных отношений.

Есть еще одна проблема: в обеспечении необходимыми техническими средствами. Формально коллектив, занятия которого проводятся на любой основе, должен иметь ресурсы для улучшения материальной базы. Однако, находясь в составе государственного образовательного учреждения, оказывается весьма проблематичным достать средства из внутреннего бюджета. Приходится обращаться за спонсорской помощью, в виде добровольной материальной помощи со стороны участников коллектива.

Круг возникающих проблем в деятельности творческого коллектива можно разделить на два сектора. Проблемы организационного характера и трудности учебно-воспитательные. Мы описали общие проблемы, которые можно встретить в любом творческом коллективе, но также к ним добавятся трудности, специфические для каждого конкретного коллектива – в зависимости от возраста участников, жанровой принадлежности и других факторов.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: