Семья как социальный институт

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Студентки 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Ивановой В.И.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

 

Краснодар 2020


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 Семья как социальный институт........................................................7

1.2 Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи……14

1.3. Социальная роль досуга…………………………………………….18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений………………………………………………………………23

2.2. Формы и функции семьи…………………………………………...25

2.3. Организация исследования…………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемых источников……………………………………………

 


ВВЕДЕНИЕ

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества разных групп: сверстников или друзей, трудовую бригаду и т.д.- но лишь семья остается той группой, которую человек никогда не покидает.

В процессе многих опросов и диагностик, в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин: невысокий экономический уровень большинства семей; низкая культура общественной жизни (стресс); двойная нагрузка на женщину в семье; высокий процент разводов; помощь мужа лишь в воспитании, отношение к воспитанию.

В следствии чего нарушаются и утрачиваются многие ценности отечественной культуры, знание фольклора, являющегося одной из основ национального воспитания.

В этой связи закономерным становится взаимодействия семьи и досуговых учреждений, особенностей разработки федеральных и региональных программ семейной политики. Особое значение имеет анализ социально-культурных условий развития семейного досуга, которые представляют собой совокупность технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.

Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях.

Объект исследования — семья как социально-культурный институт

Предмет исследования – организация семейного досуга в культурно-досуговом учреждении.

Цель исследования: изучить семью как социальный институт, а также проблемы организации в сельской местности.

Задачи исследования:

- Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;

- Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;

- Проанализировать организацию досуга в современной семье

Гипотеза исследования:

- развития досуговых интересов семьи в контексте взаимодействия с социальной средой;

- соблюдения комплекса социально-культурных условий, необходимых для осуществления социальной адаптации семей.

База исследования: Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п»

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ

Семья как социальный институт

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Социальные институты носят индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.

Следовательно, социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Советский социолог Анатолий Григорьевич Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (взаимоотношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества и первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи,

3) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: