Существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет

Жарков Руслан

НиН19-2

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

ЗАДАНИЕ№1

Ниже приводится определение Дж. Локком естественного состояния общества и его основных черт:

«Люди, живущие вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одних над другими и с правом судить друг друга, и представляют собой, собственно, естественное состояние … то есть состояние абсолютной свободы, чтобы направлять свои действия и распоряжаться своей собственностью и личностью по своему усмотрению в рамках естественного закона, не спрашивая разрешения и не завися от чьей либо воли... Это было, конечно, состояние равенства... ни один человек не имеет больше, чем другой. Нет ничего более очевидного, чем то, что творения одних и тех же родов, и классов, беспорядочно родившихся с одинаковыми природными задатками и использованием одинаковых способностей, должны быть также равными между собой без субординации или подчинения. Но хотя это (естественное состояние) является состоянием свободы, оно не есть состояние своеволия: хотя человек в этом состоянии располагает собой или своим имуществом, все-таки у него нет свободы, чтобы убить себя или даже любое живое существо, которым он владеет, м исключением тех случаев, когда какая-то более благородная цель, чем простое самосохранение, призывает его к этому. У естественного состояния есть естественный закон, который управляет им, который связывает каждого; и разум, являющийся таким законом, учит все человечество, кто бы ни советовался с ним, что все существа равны и независимы, никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого, так как мы все собственность Бога».

Как вы думаете, откуда у Локка берется вера в счастливое естественное состояние в отдаленном прошлом?

Вера в счастливое «естественное состояние» в отдаленном прошлом могла возникнуть при обращении к мифам античности о золотом веке, библейским рассказам о веке патриархов и др.

“Естественное состояние” — это не варварство и дикарство, а общество, руководствующееся только «разумом», который предстаёт естественным законом. Многие считают, что этот закон имеет божественную природу («не убий» – это часть естественного закона, а правила ПДД – нет).

С кем из своих предшественников фактически полемизирует Локк?

Локк в большинстве своем полемизирует с Томасом Гоббсом. Гоббс считал, что при “естественном состоянии” господствовала война всех против всех, поведение людей мало отличалось от звериного, жизненный путь был скоротечен и погружён во тьму.

Локк придавал определяющее значение теологической основе данного состояния и утверждал, что вне этой основы “естественное состояние” лишено ясного логического основания. В то время как Гоббс был атеистом.

Какое значение имела эта полемика?

Полемика между Дж. Локком и Т. Гоббсом имела определяющее значение и играла большую роль в развитии и преобразовании историко-правовой мысли. Теоретические положения, политико-правовые взгляды и рассуждения данных философов стали опорой развития политической мысли эпохи Просвещения, а также имеют весомый характер и по сей день.

ЗАДАНИЕ№2

«Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами. Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»

1. О каком методе познания идет речь?

Метод познания – индукция (от частного к общему)

2. Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

Первая дорога - от чувства и частных случаев переносит к аксиомам самого общего характера, и затем к суждениям на основании этих принципов, чтобы вывести на их основании промежуточные аксиомы - это наиболее распространенный путь.

Хотя самой верной дорогой (в соответствии с методом индукции), Бэкон считал вторую.

Вторая дорога- от чувства и частного приводит к аксиомам, затем, поднимаясь по ступеням лестницы обобщения, подводит к аксиомам самого общего характера хотя она еще не пройдена людьми.

ЗАДАНИЕ№3

«Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине».

1. Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

Фрэнсис Бэкон

2. Каков основной принцип такой философской ориентации?

Центральная философская идея Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризм, то есть в основе познания лежит лишь опыт. Именно опыт (как теоретический, так и практический) приближает к истинному знанию.

Также в основе лежит индуктивный метод (от частного к общему, “ Целое всегда больше суммы его частей”).

3. Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

Лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

4. Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?

Главным методом познания Бэкон определял индукцию.

Истина будет отражена в аксиомах самого общего характера

ЗАДАНИЕ№4

1. Кто из философов Нового времени сформулировал положение «Природа есть причина самой себя»?

а) Т. Гоббс;                                 в) Р. Декарт;

б) Дж. Локк;                                  д) Д. Беркли.

г) Б. Спиноза;

2. Какой путь познания Ф. Бэкон считал истинным? (ответ поясните)

а) «Путь паука»;

б) «Путь пчелы»;

в) «Путь муравья»

Бэкон считал “путь пчелы” идеальным способ познания. Философ, применяя этот метод в исследованиях, обладает всеми преимуществами "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков (“чистый разум” или “чистый эмпиризм”).

Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее сущность.

3. Кому из английских философов Нового времени принадлежит высказывание о том, что существовать – значит «быть воспринимаемым»? (поясните, что это значит)

а) Ф. Бэкон;           г) Д. Беркли;

б) Т. Гоббс;            д) Д. Юм.

в) Дж. Локк;

 

Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира:

Все чувственные вещи (горы, реки, дома и др.) по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как и предметы, видимые во снах. Но, в отличие от воображаемых образов сновидений, объекты, воспринимаемые в реальности, являются результатом воздействия Божества, которое вызывает «идеи ощущений» в сознании человека.

Существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: