Инновационные методы обучения на уроках истории

Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».

Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».

Все это связано с развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.

 

Особенности традиционной и инновационной педагогики

  Традиционная, «знаниевая» педагогика Инновационная, «способностная» педагогика
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности
Интегральная «Школа памяти» «Школа развития»
Преобладающий Субъект-объектный Субъект-субъектный
Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
Краткая характеристика стиля взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диало-гичность, открытость, рефлексивность
Формы организации образовательного процесса Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
Методы обучения Иллюстративно-объясни-тельные, информационные Проблемные: 1) проблемного изложения, 2) частично-по-исковый, 3) эвристический, 4) исследовательский
Ведущий принцип «Продавливание» «Выращивание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность – рефлексия – знания
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, консультант
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса к учебной деятельности и мотива к лич-ностному росту у значительной части учащихся Активность, наличие мотива к самосовершенствованию и интереса к учебной деятельности у значительной части учащихся

 

Какие же подходы наиболее применимы в педагогике развития?

Проблемно-поисковый подход.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Коммуникативный подход.

Коммуникативный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен еще и как дискуссионный. Урок-дискуссия также относиться к категории интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. Он предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и пытается понять альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге; ведет поиск оснований для общей позиции.

Игровой подход.

Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения, «проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируется кризис.

Исследовательский подход.

В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся.

Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Уже в самом понятии «исследование» заложено представление о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Использованию информационных технологий на уроках истории отводится немаловажная роль.

Здесь важно понять, что компьютер не заменит учителя. Он был и будет основным лицом на уроке. Компьютер это составляющая часть урока. На уроке использую готовые компакт – диски в настоящие время их достаточно много и разных направленностей. А также использую

1. Электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мелодия, Энциклопедия Аванта+, Энциклопедия история России 862 – 1917 гг. и т.д.)

2. Репетиторы – контролеры – выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам

3. Компьютерные учебники – в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. Использование таких учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов (История России 20 в. – авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина)

4. Мультмедиапрезентация, которая создается учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока.

5. Интернет – ресурс.

Проблемы современного школьного исторического образования

Реформа системы среднего образования в контексте реформирования общества.

Тенденции и перспективы развития сферы образования на современном этапе.

Реформа системы школьного исторического образования в России и проблемы поиска приоритетов политики в области образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: