Ключевые события, определившие контуры постсоветской системы общего исторического образования в России (1991–2012 гг.)

Общее среднее образование

- Подготовка социально-педагогических условий для перехода к вариативному образованию, принятие политического решения о подготовке новых вариативны учебников истории и обществознания (с 1990 г.);

- Разработка концепций содержания и структуры учебных курсов истории и обществознания на основе новых теоретико-методологических подходов, включающих принципы гуманизации, гуманитаризации, построения личностно ориентированного образования (с 1988 г., особенно активно – в первой половине 1990‑х гг.);

- Начало перехода от советской системы исторического и обществоведческого образования к постсоветской российской системе (1991–1992 гг.);

- Принятие Закона РФ «Об образовании» (1992 г.);

- Введение концентрической структуры исторического и обществоведческого образования (1993 г.);

- Разработка и введение нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (БУП – 1993);

- Начало разработки стандартов общего образования (1993 г.);

- Проведение коллегии Министерства образования РФ по вопросам развития исторического и обществоведческого образования, утверждение Решения коллегии Министерства образования РФ от 28 декабря 1994 г. № 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»;

- Утверждение временных стандартов общего образования (1994 г.);

- Утверждение новых версий стандартов общего образования (1998 г.);

- Разработка и введение базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (БУП – 98);

- Подготовка и издание учебников истории и обществознания нового поколения (во второй половине 1990‑х гг. были изданы обновленные учебники истории и обществознания, включая учебники права, экономики);

- Утверждение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» как документа, определяющего стратегию развития образования до 2010 г. (декабрь 2001 г.). Ключевая задача – достичь современного качества образования, добиться его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

- Введение федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования РФ от 26 декабря 2001 г. № 4244);

- Введение федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) по всем предметам базисного учебного плана, включая историю, обществознание (2004 г.). «Стандарт содержания образования» (ФК ГОС) как попытка определить на государственном уровне обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений;

- Попытки в субъектах РФ и на федеральном уровне разработать теоретические основы национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта (НРК ГОС), которые не привели к позитивным результатам (обратите внимание: в федеральном образовательном стандарте второго поколения НРК ГОС не выделяется как компонент стандарта);

- Трансформация механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне (2004–2005 гг.), экспертная функция ФЭС передана двум государственным академиям – РАН и РАО;

- Начало разработки федерального стандарта общего образования второго поколения (с 2006 г.) как попытка преодолеть недостатки ФК ГОС;

- Утверждение Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. («Стратегия – 2020», 2008 г.);

- Введение государственной аттестации и оценки образовательных достижений учащихся по истории в форме (ЕГЭ) (в штатном режиме – с 2009 г.);

- Принятие решения о широком экспертном обсуждении «Стратегии -2020» для доработки документа в условиях дефицита ресурсов (2010 г.), начало работы экспертных групп (2011 г.);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- Второй вариант Закона «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г., подписан Президентом РФ В.В. Путиным 30 декабря 2012 г.;

- Правительство РФ Распоряжением № 2148‑р от 22 ноября 2012 г. утвердило представленную Министерством государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020‑е гг.

***

Историческими событиями конца ХХ века, которые одновременно стали символами начала нового столетия, явились распад СССР, создание суверенного Российского государства, завершение «холодной войны» в её прежнем формате и ядерного противостояния между сверхдержавами.

Эти события обозначали конец прежней и начало новой исторической эпохи, которая, как тогда казалось многим нашим современникам, должна была стать воплощением надежд на устройство справедливого общества, эффективной рыночной экономики, демократизацию общества, утверждение верховенства права. Последующие события в чем-то оправдали общественные ожидания, а в чем-то вызвали глубокий пессимизм.

Значимую роль в становлении новой российской государственности выполняет общеобразовательная школа, которая призвана социализировать российскую молодежь, формировать ее ценностные ориентиры. Ключевую роль в этом процессе играет система исторического образования. Именно в рамках этой системы в первую очередь формируется гражданская идентичность, актуализируется историческая память. Сегодня, спустя два десятилетия после начала новой исторической эпохи, актуально проанализировать образовательную политику реформирования и модернизации образования, оценить масштабы и результативность реформы российской системы общего исторического образования, осмыслить проблемы и тенденции развития этой системы.

В 2012 г. завершился двадцатилетний период становления в школах России постсоветской системы общего образования. Определенными хронологическими и смысловыми рамками этого периода можно считать появление Закона РФ «Об образовании», который был подписан Президентом РФ Б.Н. Ельциным 10 июля 1992 г. [1], и Закона «Об образовании в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. и подписан Президентом РФ В.В. Путиным 30 декабря 2012 г.

Предпримем попытку осмыслить достигнутое за это двадцатилетие, ответить на вопрос, что и почему сделать не удалось, наметить перспективные тенденции.

Рассмотрим процесс обновления системы образования в постсоветской России как общественный феномен. Определим ключевые понятия.

В российском социально-педагогическом дискурсе изменения в сфере образования в суверенной России в первое десятилетие новой российской государственности обычно определяются как «образовательная реформа». Для осмысления последующих преобразований в 2000‑е гг. обычно употребляется термин «модернизация системы образования».

Выскажем в связи с этим своё видение сущности произошедших изменений. Начнем с терминов. Реформа (от франц. réforme, от лат. reformo – преобразовываю) – означает преобразование, изменение, переустройство какой‑либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений).

Понятие «модернизация» и соответствующий термин (от греч. moderne – новейший) означает усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, условиями, показателями качества. В образовательной практике под модернизацией понимается обновление и совершенствование действующей системы образования. Второй термин, как нам представляется, более реалистичен с точки зрения характеристики феномена становления в России постсоветской системы образования за двадцатилетний период в целом.

В научно-педагогическом сообществе определение сути процессов становления постсоветской системы образования как образовательной реформы частью экспертов не разделяется. Понятие модернизации образования вызывает меньше возражений.

С нашей точки зрения, процессы становления в России постсоветской системы школьного исторического образования в 1990‑е гг. могут рассматриваться как образовательная реформа. Подчеркнем, что под реформой мы понимаем кардинальное сущностное изменение ценностей, целей, базовых принципов, структуры и содержания образования.

Интересная деталь. Программа реформы сферы образования была одобрена педагогами еще в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования. Вспоминая тот съезд, скажу: масштабное было событие. Тем, кто стремится лучше понять атмосферу общественно-педагогического движения в России на рубеже эпох, сущность образовательных реформ в России начала 1990‑х гг., назову общедоступные источники – в первую очередь, труды первого министра образования постсоветской России Э.Д. Днепрова, в частности его фундаментальную монографию «Современная школьная реформа в России». Эта книга поможет заинтересованным педагогам осмыслить сущность образовательной реформы в постсоветской России.

Ключевой идеей образовательной реформы начала 1990‑х гг., как подчеркивает академик РАО Э.Д. Днепров, была идея развития образования. На ней основывалась триада целей реформы: создание необходимых условий для развития личности; запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества. Определяющим условием реализации данной идеи стало пробуждение субъектности в каждом субъекте образовательного процесса: в ребенке, в учителе, в управленце, в школе, в родителях, в региональном и национальном сообществах – в обществе в целом.

Успешность и эффективность образовательной реформы помимо институциональных факторов во многом зависела от социально-политического и психологического климата в стране. В условиях демократизации общественной жизни соответствующие изменения в системе образования были органичны. Демократизация, гуманизация как поворот школы к личности ребенка, гуманитаризация образования как преодоление утилитарного технократизма имели шанс быть успешными. При этом оставался вопрос о педагогической эффективности предпринятых шагов по радикальному обновлению советской системы образования.

Напомним, первым указом, который подписал Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, стал Указ от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».

В документе, подготовленном при активном участии министерства образования РСФСР, возглавляемого министром Э.Д. Днепровым, был намечен ряд мер по поддержке (в основном финансовой) системы образования. Текст Указа имел явно декларативный характер.

Многое из заявленного так и не было исполнено, например обещание «направлять ежегодно за рубеж для обучения, стажировки, повышения квалификации не менее 10 тысяч учащихся, аспирантов, преподавателей и научно-педагогических работников» [5, п. 4]. Тем не менее, принятие этого Указа символизировало статус системы образования в стране, подчеркивало приоритетность образования в новой России.

Демократическое переустройство системы образования получило правовой статус в результате принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании», в котором были зафиксированы новые социально-политические ориентиры, гуманистические ценности российского образования. Действие закона распространялось на все сегменты системы образования – от дошкольного, общего среднего, дополнительного образования детей до высшего профессионального. В августе 1996 г. был принят Федеральный закон № 125‑ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который стал основным правовым регулятором развития системы высшего профессионального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: