Виды строевых упражнений

Построение- это действия детей для размещения в том или ином строю. К ним относится построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг,несколько кругов, полукругом, в рассыпную.

Построение в колонну по одному. Колонна – строй, в котором дети расположены в затылок к друг другу на дистанции(расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутые вперед руки. Такой строй называется сомкнутым. Во главе колонны находится направляющий, а в конце ее замыкающий.

При подаче команды и на протяжении всего построения в колонну по одному воспитатель сам принимает основную стойку, старается быть предельно подтянутым и служить образцом для детей. В положении основной стойки дети стоят недолго:подается команда повернуться направо, налево начинать движение или принять стойку «вольно». По команде «Вольно!» в сомкнутом строю дети, не схядя с места, переносят массу тела на одну прямую ногу(правую или левую), другую слегка сгибают в коленях.Руки опущены вдоль туловища или за спиной(захват за запястие-правая рука держит за запястье левую руку). В разомкнутом строю по команде «Правой(левой)-вольно!» отставляется правая(левая) нога на шаг в сторону, масса тела равномерно распределяется на обе ноги.

В младших группах для закрепление навыка построения в колонну по одному проводятся игры «Поезд», «Пойдем гулять», «За высоким и низким» и др.

В старшем возрасте распоряжение заменяется командой «В колонну по одному – становись!».В процессе обучения построению в колонне по одному воспитатель делает указания, относящиеся к положению туловища, головы(«Станьте прямо», «Выпрямите спину», «Плечи рассправте», «Голову выше»).Для уточнения положения ног дается указание «Поставте пятки вместе, носки врозь!». Для закрепления правильной стойки при построении в колонну по одному дети старшего дошкольного возраста поочередно выполняют команды «Смирно!», «Вольно!».[1,c52]

Построение в пары(парами). В младших группах по распоряжению воспитателя «Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и обо встают на указанное место.Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлогает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку.В старших группах построение в пары(в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному (как на месте, так и во время ходьбы).

Построение в одну шеренгу. Шеренга-строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал (расстояние) между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. Такой строй называется сомкнутым. Разомкнутый строй, когда интервал между детьми равен одному и более шагам. В шеренге различают начало и конец строя(франг):правый и левый. Стоящего первым на правом фланге называют правофланговым, а на левом фланге-левофланговым. Сторона строя, в которую дети обращены лицом, имея правый фланг с правой стороны и левый- с левой, называется фронтом. Сторона строя, противоположная фронту, называется тыльной.В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии не менее одного шага от стены, а придвустороннем освещении-спиной к южным окнам, чтобы свет не мешал занимающимся наблюдать за действиями воспитателя.Равнение проводится по команде «Равняйсь!». При этом правофланговый занимает стойку «смирно». Все остальные дети поворачивают голову вправо, правое ухо выше левого, подбородок приподнят, и каждый должен видеть грудь четвертого человека(считая себя первым).После этого подается команда «смирно!»Чтобы шеренга была ровной, детей учат сначала ровняться по предметам(ленточки, шнур).Строя детей около шнура, приучают смотреть на носки рядом стоящего ребенка («По носкам-равняйсь!»). После того как дети научатся равняться по шнуру, носкам, дается задание равняться по груди («По груди-равняйсь!»).Строиться в одну шеренгу детям предлагают сначала в одном(знакомом) мести, а затем-в любом. Когда дети освоят построение в одну шеренгу, можно проводить подвижные игры, в которых будет использоваться указанное построение(«Перелет птиц», «Два мороза» и др.[1,c55]

При построении в круг. дети стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равным ширине ладони, лицом к центру приняв основную стойку. Выполняется по команде «В круг – становись!». Для построения в круг из шеренги возможны два способа: а) дети берутся за руки, а воспитатель, левой рукой захватывает правую руку направляющего, двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего (рисунок. 5а);

б) Воспитатель становится против ребенка посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки, построиться в круг». Ребенок в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг педагога(рисунок.5б).

 

а б

Рис. 5 Построение в круг

Для построения двух, трех, четырех и более кругов вначале целесообразно,пользоваться зрительными ориентирами. Детей делят на 2,3, 4 подгруппы. Они ходят или бегают по залу, а по сигналу воспитателя каждая подгруппа строится вокруг указанного ему ориентира. В дальнейшем задания усложняются:после ходьбы или бега дети закрывают глаза, а воспитатель переставляет предметы в другие места и по распоряжению «Станьте в круг» дети находят свои предметы и строятся вокруг них.

Перестроение из одного круга в два возможно двумя способамиа) выполняется после предварительного расчета «по три» по команде «В два круга - стройся!» первыеномера стоят на месте, вторые выходят вперед к центру круга на два шага, третьи делают пол шага вправо по кругу. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!» первые номера стоят на месте, вторые делают два шага назад, третьи – полшага влево; б) действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две.

Перестроение из одного круга в три возможно двумя способами а) выполняется после предварительного расчета «по семь» по команде «В три круга – стройся!». По этой команде первые, третьи и пятые номера стоят на месте; вторые и шестые делают два шага к центру круга; четвертые – выходят вперед на четыре шага; седьмые – полшага вправо. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!»: первые, третьи и пятые стоят на месте; вторые и шестые делают два шага назад; четвертые – четыре шага назад; седьмые – полшага влево.б) действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три.

Построение в рассыпную -это размещение занимающихся в разных местах зала без точно установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.

Перестроения –переходы из одного строя в другой. Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги — стройся!» По этой команде первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером (рисунок 6). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

 

Рис. 6 Перестроение из одной шеренги в две

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета «по три». Для этого подается команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую — на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно (рисунок 7). Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Рис. 7 Перестроение в три шеренги

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В колонну по два - стройся!» Действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две. Предварительно производится расчет на «первый-второй», затем подается команда. По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правую, - шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» приставляют левую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «В одну колонну – стройся!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на «два» - шаг правой, встав в затылок первым, и на «три» приставляют левую ногу.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три производится по команде: «В колонну по три - стройся!». Действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три. Предварительно производится расчет по три. По исполнительной команде вторые номера стоят на месте; первые делают шаг влево - назад и встают рядом со вторыми слева от них; третьи делают шаг вправо - вперед и тоже встают рядом со вторыми, но справа от них. Перестроение из колонны по три в одну колонну выполняется в обратной последовательности.

Для перестроения в движении, из колонны по одному в колонну по три (четыре) одновременным поворотом налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре) — марш!». Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом педагог может попутно дать указания об интервале и дистанции (рисунок 10а). Для обратного перестроения детей поворачивается налево (направо) и подается команда: «Справа (слева) в обход налево (направо) в колонну по одному шагом — марш!» (рисунок 10б).

 

Рис. 10. Перестроение группы из колонны по одному в колонну

по три «поворотом в движении» (а); с последующим

перестроением в колонну по одному (б)

 

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонну по одному направо и налево в обход — марш!» (дробление, рисунок 11а). При встрече колоннподается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (сведение, рисунок 11б).

 

а б

Рис. 11 Способы перестроения

а – дроблением; б – сведением

 

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить детей в колонну по четыре, восемь и т.д.

Обратное перестроение разведением и слиянием производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход — марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить детей в колонну по одному (рисунок12 а, б)

 

а б

Рис. 12 Способы перестроения

а – разведением; б – слиянием

 

Размыкание и смыкание. Размыкания-способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания –приемы уплотнения разомкнутого строя. Эти движения применяются при подготовке к выполнению упражнений и после их окончания и проводятся как с места, так и в движении, в различных построениях.При размыкании и смыкании используются обычный, приставной, скрестный шаг, прыжок, бег.При смыкании нужно обязательно указать, в какую сторону сомкнуться, каким способом и сколько сделать шагов или прыжков. Смыкание дети начинают все дети одновременно. Для смыкания в колонне применяется команда «Вперед(назад) сом-кнись!» («Вперед на два шага сомкнись!»).

Размыкание в круге, полукруге проводится на вытянутые в стороны руки, и дети делают шаги назад («На два шага разом-кнись!»). При смыкании («В круг сом-кнись!») шаги выполняются вперед, и после этого руки опускаются вниз.При построении врассыпную размыкание производится на вытянутые вперед и в стороны руки(«На вытянутые руки вперед разом-книст!»).

 

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=fs9S1JEYxMw

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: