Прочитайте текст С. Мизерова и сочинение по нему. Выделите в тексте сочинения все необходимые составные части

АНАЛИЗ ТЕКСТОВ СОЧИНЕНИЙ

(практика)

Задание №1

Прочитайте текст Н.С. Лескова и сочинение по нему. Выделите в тексте сочинения все необходимые составные части.

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде... (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана...

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда... (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно... – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами... (21)Хотел догнать... (22)Простите, что сижу перед вами... (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек... (35)Ты не подумал утаить чужое

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать... (45)Пошёл доход... (46)Щи варили... (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50) Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)

 

Сочинение

В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему влияния общественного мнения на восприятие человеком другого человека, помогает читателю задуматься о том, почему иногда нам проще наклеить на кого-либо ярлык «странный», «вор и обманщик», «глупый», нежели попытаться разглядеть за порой неприглядной внешностью человеческую Душу.

Эту проблему автор раскрывает на примере истории с Селиваном. За ним давно уже укрепилась слава колдуна и разбойника, который способен «убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами». Именно поэтому, когда обнаруживается пропажа тётиной шкатулки с лежащими в ней тысячами, ни у кого, в том числе и у рассказчика-героя, не возникает сомнения, что теперь она «в руках Селивана», который попытается с ней скрыться. Собираясь в погоню за Селиваном, исправник уповает на то, что общая «нелюбовь» к этому человеку поможет быстро его поймать, ведь «его никто не станет скрывать». Тем более неожиданным для всех оказывается поступок Селивана, вернувшего тётины деньги.

Отношение к Селивану совершенно изменяется после эпизода с возвращением шкатулки. Из «опороченного» его «дворишко» превращается в постоялый двор, куда часто заезжают люди. Рассказчик-герой ловит себя на мысли, что теперь лицо Селивана кажется ему добрым и прекрасным. Чтобы подчеркнуть значимость проблемы влияния общественного мнения на восприятие человеком человека, автор использует риторические вопросы (предложения 50, 53), а также восклицательное предложение (предложение 49).

Мне кажется, автор считает, что часто общественное мнение играет решающую роль в нашем восприятии окружающих.

Я абсолютно согласна с позицией Н.С. Лескова. Не только этот великий русский писатель, но и другие классики отечественной литературы, такие как А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, не раз обращались к данной проблеме. Не видна за маской мелкого чиновника трагедия Акакия Акакиевича, разрушает возможность любого диалога с представителями московского высшего света слух о сумасшествии Чацкого …

Замечательный русский писатель, драматург Николай Семёнович Лесков заставляет своих читателей задуматься о необходимости быть внимательнее к окружающим людям и руководствоваться в выстраивании взаимоотношений с ними не только стереотипами общественного восприятия.

 

Задание №2

Прочитайте текст С. Мизерова и сочинение по нему. Выделите в тексте сочинения все необходимые составные части.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

(5)Всё переменилось в один день. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле – вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь – жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта – всё возвращается назад…

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек,в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолеты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет отщемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову)

Сочинение

Что такое мечта и почему измена ей превращает жизнь в серые будни? Стоит ли стремиться к своей мечте, не легче ли идти проторённым путём? Эти и многие другие вопросы поднимает С. Мизеров.

В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему роли мечты в жизни человека.

Образная система текста С.Мизерова построена по принципу антитезы: мечта и реальность. Мечта окрылила Кольку, подарила ему смысл жизни, открыла перед ним, жившим в маленькой деревне, где удел человека – «ездить по земле», возможность счастья, обретения новых жизненных пространств: «летать на самолёте», «грезились серебристые крылья». Не случайно появляется глагол «грезились» как отражение сильной увлечённости мечтой, а одним из центральных становится мотив свежести небесного воздуха – «густого, упругого»

Продолжая размышлять над проблемой, автор показывает, что преградой к достижению мечты может стать страх, как это и случилось с Колькой: «ужас будто удав», ветви деревьев «словно кривые руки», а просёлки «словно гадюки». Изменивший своей мечте Колька проживает тускло-безрадостную жизнь, не ощущая небесной свежести, лишь изредка взволнованно поднимая глаза к небу.      

По мнению С.Мизерова, человек, изменивший мечте, вряд ли обретёт счастье, хотя для воплощения своей устремлённости нужна зачастую немалая смелость.

Мне бы хотелось согласиться с автором и высказать свою позицию: мечта напрямую связана с целью и смыслом жизни, ведь человеческая жизнь – это постоянное движение вперёд. Меня, например, всегда восхищала личность Лео Антоновича Бокерии – ведущего кардиохирурга России. Приехав из Абхазии в Москву, он поступил в медицинский институт. Затем аспирантура, защита кандидатской, а вскоре и докторской диссертации. Сейчас Лео Антонович – академик, член многих зарубежных медицинских обществ, практикующий кардиохирург, президент общественной организации «Лига здоровья нации». Вот пример достижения мечты, реализации цели и обретения смысла жизни.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что мечта должна быть в жизни каждого человека, это стимул для движения вперёд.

 

Задание №3

Прочитайте текст Б. Екимова и сочинение по нему. Выделите в тексте сочинения все необходимые составные части. Оцените сочинение согласно «Критериям проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом».

(1)Два случая. (2)Между ними − срок долгий, почти жизнь.

(3)Первый − совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя − человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:

(12)− Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо....

(17)Наконец вижу: мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.

(19)− Тебе что было велено.... − начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:

(20)− Не ругай меня, пожалуйста, ладно?...

(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку. (23)А мне жалко стало − уж больно он хорошо попросил: (24)«Не ругай, пожалуйста....» − не испуг, а лишь искренняя просьба. (25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».

(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто − нараспашку, волосы − дыбом, на лице и в глазах − наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (30)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.

(31)− Не ругай.... − повторила мать и тоже улыбнулась. (32)− Ну, ладно. (33)Тогда не будем ругать.

(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.

(35)Прошло много и много лет. (36)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, − жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.

(41)И вот похолодало, месяц − сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд − дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.

(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.

(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.

(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него − работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (63)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.

(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:

(65)− Не ругайте меня, пожалуйста.

(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце. (67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:

(68)− Ладно, не будем тебя ругать.

(69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была.... (72)И ростом, и статью. (73)А характер.... (74)Куда что делось. (75)Человек я − тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.

(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.

(По Б. Екимову*)

А) Сочинение №1

Какими должны быть отношения между близкими людьми? Почему так важно уметь прощать тех, кто нам дорог? Над этими вопросами размышляет писатель Борис Екимов, поднимая проблему доброты и милосердия.

 В центре внимания автора два случая из жизни одной семьи, которые разделяет множество лет – «почти жизнь», как отмечает писатель. Сначала мы видим, как наивная просьба мальчика: «Не ругай меня, пожалуйста, ладно!..» – заставляет смягчиться взрослых. А через много лет те же слова произносит пожилая мать и бабушка, которой трудно оставить родной дом даже на несколько месяцев. «Не ругай» – эта фраза стала лейтмотивом всего текста. Она должна заставить нас задуматься о том, как щедры люди на жестокие и обидные слова и как скупы на похвалу и одобрение. Каждое слово несёт в себе заряд положительной или отрицательной энергии, лечит душу или наносит раны. А жизнь человека коротка, «на один огляд». Стоит ли тратить её на обиды и ссоры? «Не ругай» – это призыв, обращённый к каждому из нас.

Таким образом, размышляя над проблемой, Борис Екимов приходит к следующему выводу: люди должны быть добрее, должны научиться прощать чужие промахи и ошибки, так как на свете нет ничего важнее взаимопонимания и любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: