Кафедра социально-культурной деятельности

КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной деятельности и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория и история СКД»

на тему: «ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МУК "КАЛНИБОЛОТСКИЙ КДЦ"»

Студента 2 курса направления

подготовки 51.03.03 «Социально-

культурная деятельность»

группы СКД-18 ЗФО

Новик М.И.

Подпись ____________________________

 

Научный руководитель:

д-р филол. наук, доцент кафедры СКД

Павлова О.А.

Оценка _______________________

 

Подпись_______________________

 

Дата допуска к защите_____________

 

Краснодар 2020


 

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………..…..…………………………………...……………….. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Социализация личности как проблема современного общества…………….……………………………………………………………. 6

1.2. Характеристика роли культурно-досуговой деятельности в социализации личности…...………………………………………………………………….… 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МУК "Калниболотский КДЦ"

2.1. Проблемы культурно-досуговой деятельности как системы социализации личности в станице Калниболотской ………………………………………… 21

2.2. Социальное исследование «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социализации личности МУК "Калниболотский КДЦ"»………………………………….………………………………………… 27

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

3.1 Способы решения проблем………………………………………………... 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….......... 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………… 40

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 44

 

 

                                                Введение

 

Досуговое время, то есть свободное время, которое человек может использовать самым разнохарактерным образом, является одним из ключевых средств формирования личности, поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос социализации индивида посредством культурного досуга.

Результаты исследований неумолимо доказывают, что происходит существенное снижение интереса к занятиям культурно-досугового характера. Всё это заставляет задуматься, ведь от того, как организовывает свой досуг индивид, а мы рассматриваем человека любого возраста, так как социализация – это процесс многоуровневый, непрерывный и протекающий на протяжении всей жизни, зависит дальнейшее укоренение его мировоззрения, ценностных ориентиров, установок, норм, системы взглядов на общество и образцов поведения, принятых в нем.

Негативное стремление к урезанию культурно-досуговых учреждений бюджетного, бесплатного характера привело к тому, что значительная доля потребителей культурных благ практически перестала быть включена в систему организации досуга, для большинства потребителей культурно-досуговая деятельность стала недоступна, и на сегодняшний день мы видим тенденцию к социализации личности путем технических средств и средств массовой коммуникации. Чревато это тем, что недополучив социо-культурного опыта, индивид рискует оказаться неприспособленным к жизни в обществе, если вспомнить к тому же, насколько полезны в системе социализации личности вышеупомянутые организации. Организации культурно-досуговой направленности к тому же перестали интересовать людей попросту из-за того, что в большинстве своем устарели.

Все учреждения культурно-досугового типа, а именно театры, библиотеки, Дома культуры или клубные учреждения культуры, музеи, всевозможные центры досуга и развития, культурные, культурно-спортивные комплексы и многие другие представляют собой сферу, открывающую перед индивидом возможности для структурирования внутреннего мира в целом, повышения культурного уровня, всестороннего развития, вырабатывания коммуникативных способностей, способностей контактирования и сосуществования с различными людьми. Данные приобретаемые умения в дальнейшем выступают основополагающей предпосылкой освоения социальных ролей в обществе. К тому же, неоспорим тот факт, что культурно-досуговые заведения служат и для развития нравственности индивида, его эстетического воспитания. Однако в действительности острая проблема зреет в конфликте между тем, что культурно-досуговые учреждения существуют и функционируют, и тем, что количеством посетителей данных организаций среди населения, к большому сожалению, не перестает падать, не смотря на их неоспоримую пользу.

Таким образом, актуальность курсовой работы логически вытекает из установленного противоречия: постановка задачи направлена на выявление и исправление изъянов в культурно-досуговой деятельности учреждений в системе социализации личности для восстановления популярности заведений культуры и досуга, их посещаемости (среди жителей станицы Калниболотской).

Объектом курсовой работы выступает социализация личности в учреждениях культуры и досуга.

Предмет курсовой работы – учреждения культуры и досуга.

Цель исследования заключается в анализе проблем социализации личности культурно-досуговыми учреждениями и способах их решения.

Основная идея исследования: проверить и по мере возможности доказать, что культурно-досуговая деятельность является ведущим фактором в системе социализации личности, способствующая формированию полноценного члена общества.

Основные задачи исследования: 

- охарактеризовать культурно-досуговую деятельность в социализации личности;

- выявить проблемы социализации;

- выявить роль культурно-досуговой деятельности в системе социализации личности;

- охарактеризовать состояние и перспективы культурно-досуговой деятельности в Доме культуры станицы Калниболотской;

- проанализировать путем социального исследования причины низкой посещаемости Дома культуры Калниболотской;

- предложить пути оптимизации ситуации Дворца культуры в населенном пункте;

- разработать социально-культурный проект для ДК ст. Калниболотской.

Базы исследования: Дом культуры станицы Калниболотской Новопокровского района Краснодарского края;

Методы исследования: применялся метод социального анкетирования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Социализация личности как проблема современного общества.

Социальное формирование индивида на сегодняшний день играет одну из основополагающих ролей в формировании личности. От нее зависит и то, каким человек станет, и то, насколько грамотно он сможет реализовать себя в обществе. 

Итак, какие же проблемы в социализации личности имеют место быть в современном социуме?

«Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.» (5,4)  

Условно мы выделяем следующие этапы социализации, которые рассматриваются многими учеными-педагогами: 

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая

виды деятельности);

7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).

Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период,

                                                         8

затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.), хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социализации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

К агентам первичной социализации относят семью, родственников, друзей, педагогов, родителей, другими словами, ближайшее окружение индивида.

Агенты вторичной социализации же – это представители школы, университета, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная» описывает тех, кто оказывает менее важное влияние на человека.

«Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации, к их числу относятся и социальные институты культурно-досуговой направленности.» (17, 20)

Рассмотрев общие характеристики понятия социализации, можно перейти непосредственно к самой классификации проблем социализации в современном обществе. По мнению многих ученых и исследователей данной области, трудности определенного процесса связаны с тремя обстоятельствами:

1) постоянно быстроменяющейся структурой общества;

2) частичным и полным упразднением системы ценностей;

3) ослаблением системы социального контроля;

В современном мире наметилась довольно противоречивая ситуация: с одной стороны от человека как от профессионального кадра и единицы общества требуют умения быстрого взаимодействия с людьми, мгновенной кооперации с ними для оперативного решения поставленных задач, с другой же – технический прогресс толкает личность к изоляции от внешнего мира, как, к примеру, произошло после выхода в свет такого революционного изобретения в техническом мире, как персональный компьютер – многие люди со всей планеты настолько увлеклись виртуальным миром, что их перестал интересовать мир реальный.

Складывающаяся ситуация отрицательно влияет на процесс социализации современного человека: он хуже усваивает социальный опыт, необходимый для сосуществования в обществе, а образовательные учреждения, направленные на привитие индивиду этого самого опыта, не могут справиться с возложенной на них задачей. Выходит, что современное общество устроено таким образом, что отчасти не помогает, а напротив, мешает в социализации и развитии личности. А если дополнить общую картину тем, что в современном обществе очень сложно профессионально самоопределиться, получаем плачевный результат: разочарованную в жизни личность, не нашедшую своего места в жизни.

Здесь следует разобрать такое понятие, как мировоззрение, которое является важнейшим звеном цепи социализации, и формирование которого является базисным в процессе социализации индивида.

«Мировоззрение есть единство двух моментов. Один момент – знание, информация о действительности, а другой момент – позиция, отношения к окружающей среде, человечеству, к самому себе.»(17)

Последнее десятилетие показало, что миру необходим выбор нового вектора дальнейшего развития социализации людей, начиная с детей, так как глубоких знаний, развитой культуры, положительных духовных и физических качеств и навыков профессиональной деятельности уже подчас недостает для современного общества. Оно требует от нового человека овладеть такими качествами, которые способствовали бы благополучному существованию в обществе индивиду. Основными параметрами личностного развития человека можно считать его ориентацию на креативность, оригинальность, активность, способность отстаивать свое личностное мнение не в ущерб отношениям с теми, с кем взаимодействует. От перечисленных качеств и зависит нынешняя успешность человека в социальной жизни, полной противоречий.

Заинтересованность к процессу познания и развития у человека происходит тогда, когда он молод, энергичен и восприимчив к изменениям. Принято считать, что возраст до двадцати пяти лет является наиболее подходящим для профессиональной социализации личности. Именно в этот период времени человек проектирует свое будущее, однако в этом ему может помешать нехватка практического опыта, но эта проблема перед молодыми специалистами стояла всегда, и решение ее как тогда, так и сейчас приходит со временем. В период отрочества и молодости наиболее сильно формируется мировоззрение и самосознание человека, его жизненные ориентиры, ценности и приоритеты.     

«Собственное мировоззрение – целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складывались бы в единую систему. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.» (10)

 «Самосознание — это целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

«Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как правило, - частично.» (21)

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.

В современном мире намечается хорошая тенденция у молодых людей к стремлению дополнить свои знания вторым высшим образованием, всевозможными курсами и тренингами. Молодежь понимает, что сегодня вновь востребован интеллект, творческий потенциал и профессионализм.

Проблема социализации личности во всех возрастных категориях в быстроменяющейся структуре общества является злободневной и потому, что демографические показатели во многих европейских странах и в России с каждым годом снижаются. Этому феномену дали название «старение населения», так как смертность превышает рождаемость. Отсюда то, что взрослая и пожилая часть жителей составляет подавляющее большинство населения, из-за чего обращает на себя внимание исследователей, политиков и ученых, изучающих социальные проблемы, которым приходится по-новому смотреть на место пожилых людей в обществе.

Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли.

Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверен-но и комфортно.

Для ребенка и молодого человека роль культурно-досуговых учреждений заключается в получении новых знаний, усвоении культурно-эстетических норм, развитии физических и психологических сторон, для людей же более зрелого возраста и пожилых людей смысл в посещении культурно-досуговых учреждений содержится преимущественно в коммуникативной или оздоровительной стороне, хотя это спорное утверждение. Свою специфику имеет социализация пожилых людей. Здесь должны учитываться их предпочтения, особенности психологии и здоровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреационными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи, но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым препятствием для социализации пожилых людей. За последние десятилетия в мировой практике образовалось немало социальных инноваций в рамках этих возрастных групп, что является хорошим движением в сторону социализации людей данных групп.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирована система социализации в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а так же индивидуальные предпочтения.

В разных странах существуют также социальные группы, требующие от социальных служб особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, военнослужащие, контингент мест заключения, трудные подростки. Отсюда необходимы поиски новых современных технологий социализации людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров.  

Что еще имеет отношение к проблеме социализации из-за постоянно быстроменяющейся структуры общества? Следует отметить и тот факт, что на протяжении длительного времени в социологии выделяли только по сути один социальный тип личности, присущий каждому возрасту или социальному классу. Конечно, каждая из личностей обладает таким сочетанием качеств и признаков, по которым можно определить ее в какую-либо социальную группу, но вместе с тем она обладает и своими особенностями и различиями.

Что касается упразднением системы ценностей как проблемы социализации личности в современном обществе: одним из свидетельств этой проблемы является то, что в современном обществе происходит ослабление семейных, ученических, коллективных связей, что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев.

Почему же так происходит? В целом, в мире наблюдается «культурное обеднение». Этому способствовала массовая культура в телевидении, кинематографе, музыке и прочем. Сериалы, детективы, расходящиеся миллионным тиражом, попса, однодневные песни безо всякого смысла – все эти элементы массовой культуры приобретают все большую популярность, в то время как настоящее искусство, истинные ценности интересуют все меньшее количество людей.

Одна из самых актуальных проблем социализации для современного общества – проблема отрыва от моральных, нравственных и культурных ценностей человека.

Несомненно, система ценностей, ориентиров и норм складываются на протяжении продолжительного временного промежутка, формируясь под воздействием установленного уклада жизни, идеологии. Обращаясь к вопросу культурного отчуждения нельзя не отметить, что в мире почти повсеместно, в том числе и в России, господствует культурный конформизм, поскольку точка зрения большинства главенствует в социуме и задает жизненные установки. Жажда обладания и культ материального благополучия навязывается нам по телевизору, во всевозможных рекламах. Это привычка соответствовать, унаследованная еще с детства, где мы подчиняемся стереотипам, которые диктуют нам сверху (наши родители и т.д.), играет ключевую роль и здесь.

Перейдем к завершающему пункту классификации проблем социализации личности в современном обществе, которая звучит так: «Ослабление системы социального контроля в системе социализации личности.»

Каждое общество стремится создавать и сохранять социальный порядок, поэтому социализация личности в идеале должна происходить под бдительным надзором общества и окружающих людей, не ущемляя права и свободы личности, ее интересов. Выходит, что они не только обучают индивида, но и следят за верностью усвоенных образов поведения, выступая агентами социального контроля. Дадим определению понятия «социальный контроль».

Социальный контроль – это залог общественной стабильности.

Степень социального контроля зависит от того, какой уровень культуры у общества, а также зависит и от того, в каком состоянии действующие социальные институты.

Во всяком обществе всегда действует несколько видов социального контроля. Это означает, что социальный контроль тоже может стать в какой-то момент неэффективным, даже в том социуме, в котором был эффективен всегда, и тогда начинается использования его замены – нового вида контроля.

В социальном контроле выделяют несколько видов санкций – систем наказания или поощрения, относительно социального контроля стимулирующих людей к выполнению установленных норм поведения:

1) Формальные позитивные санкции. Это общественное одобрение со стороны государственных и официальных организаций и лиц в форме государственных премий, медалей, повышения и т.д.

2) Формальные негативные санкции – наказания, которые опираются на юридическую силу в виде тюремного заключения, или, к примеру, лишения определенных гражданских прав.

3) Неформальные позитивные санкции, заключающиеся в публичном одобрении окружающих, а именно со стороны друзей, знакомых, родственников, приятелей, одноклассников, одногруппников.

4) Формальные негативные санкции, выглядящие как неодобрение со стороны окружающих. Проявляться формальные негативные санкции могут в форме усмешки, злой шутки, пренебрежения, слухов, портящих репутацию человека.

Значение контроля в развитии и стабилизации общества недооценивают. В основном, в этом виноваты государственные структуры, с подачи которых должна осуществляться целенаправленная программа социального контроля. Так, например, в нашей стране в 90-е года сложилась именно такая ситуация, которая конечно же, изменилась в лучшую сторону с того времени, однако до сих пор не стала, скажем так, эталонной в данной области. Однако не стоит думать, что проблемы ослабления контроля в социализации личности существуют лишь на государственном уровне. Общественные объединения, социум в целом, окружающие индивида – это тоже социальный контроль, налаживание которого тоже занимает большое место в анализируемой проблеме.    

Социальный контроль имеет целью, с одной стороны, стимулировать и поощрять общественно полезные поступки действия личности, с другой – принуждать ее воздерживаться от общественно вредного и социально опасного поведения. Иными словами, социальный контроль означает процесс государственного и общественного воздействия на личность, в результате которого реализуются общественные веления и требования нормативного и ненормативного характера.

Таким образом, мы рассмотрели основные проблемы социализации и убедились, что их выявление в современном мире поможет избежать проблем в развитии государства и общества в целом. Ведущее положение данных проблем занимают государственные органы, а также общественные объединения. Совместная их деятельность направлена на формирование полноценной личности с верными жизненными ориентирами и установками, личности, которая обладает ответственностью, самостоятельностью, независимостью и активностью, успешно приобретенными в ходе процесса социализации.

                                    

1.2. Роль культурно-досуговой деятельности в системе социализации личности.

При знакомстве с понятием культурно-досуговой деятельности сразу заметна ее сложная и многоуровневая структура, так как данное определение можно поделить на вполне самостоятельные частицы «культура», «досуг» и «деятельность». Итак, что же обозначают они по раздельности:

Досуг – это сфера свободного нерегламентированного времени человека, посвященная самостоятельно выбранным занятиям, которые развивают, дают возможность реализации индивида, и приносят удовольствие. Досуг автономен.

«Культура - совокупность общественного и умственного развития, присущая индивиду или специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, отмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей.»(5)

«Деятельность – форма активности индивида в обществе, окружающей среде, направленное на какое-либо изменение и преобразование.»(7)

Объединив понятия, получаем, что культурно-досуговая деятельность есть своеобразный синтез культурных явлений, трудовой, рекреационной, научной и образовательной деятельности. Отсюда можно вывести наиболее приближенное к действительности определение культурно-досуговой деятельности.

«Культурно-досуговая деятельность – это организованная, наполненная содержанием активная деятельности человека в свободное время, связанная с его потребностями социально-культурного развития, восстановления физических и духовных сил, перемене деятельности.»(21)

Роль культурно-досуговой деятельности в социализации личности сложно переоценить. Учреждения культуры и досуга благотворно влияют на умственный, духовный и физический рост личности, это невозможно оспорить. И принципы работы, на которые опирается культурно-досуговая деятельность, условно делят на:

1. Принцип гуманизма в процессе получения продуктов культурно-досуговой деятельности.

2. Принцип приоритета общечеловеческих интересов.

3. Принцип преемственности культурного, исторического, педагогического, социального, национального опыта в сфере развития культурно-досуговой деятельности.

4. Принцип соучастия в управлении культурно-досуговыми процессами обществом и государством на региональном уровне.

5. Принцип массового занятия культуротворчеством как основополагающего признака.

6. Принцип плюрализма в культурно-досуговой деятельности, т.е. её многообразие. (8)

Не останавливаясь подробно на данном вопросе, скажем, что культурно-досуговые учреждения выступают интегрирующей сферой, включающей в себя многоуровневое развитие личности. 

Культурно-досуговая деятельность в педагогическом плане состоит в том, чтобы предоставить каждому индивиду разнообразную сумму занятий, направленных на развитие различных сторон его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, а также на физическое совершенствование тела, формирование мировоззрения, навыков общения и межличностной дипломатии, развитию волевых качеств индивида при занятии творчеством, так как творчество требует самоотдачи от того, кто им занимается.

Очевидно, что не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации, которые влияли бы на человека с одинаковой силой и в одном положительном направлении, как и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей, однако научно установлено, что дети, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью, разительно отличаются от тех, кто этим пренебрегал в детстве. Отличия заключаются в ускоренной адаптации к сложившейся обстановке и обществу в нём, в разностороннем развитии, охватывающем границы, далеко уходящие за грань обычно-житейских интересов.

Формируя занятия культурно-досуговой деятельности нужно учитывать и то, что основная функция досуга всё же заключается в получении удовольствия, физического и психологического отдыха. Работникам культурно-досуговых учреждений необходимо делать упор на комбинирование обучения с развлечениями, так можно сохранить интерес у детей к занятиям, при этом интеллектуально развить их при помощи любимого досугового дела в других областях. Радостные эмоции, связанные с этими занятиями, будут способствовать закреплению изученного материала, раскрытию лучших сторон личности. Из чего можно заключить, что культурно-досуговая деятельность наиболее эффективна в этом отношении в социализации личности подростка, так как нужная информация у него усваивается вместе с положительными эмоциями.

Немалую роль в социализации личности культурно-досуговой деятельностью имеет и коллективный характер. Культурно-досуговая деятельностью ведет за собой неразрывное взаимодействие индивида с людьми, социальными группами.

В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения. Наряду с возрождением народного художественного творчества новые импульсы получают общественное движение и различные виды социально-политической деятельности.

«В результате социального взаимодействия людей в социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества.»(4) Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации путем культурно-

досуговой деятельности, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.

Роль культурно-досуговой деятельности в социализация личности - это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими норма-ми, функциями, правилами, ценностями, общественным опытом с помощью культурно-досуговых средств. Этот процесс отличается своей непрерывностью становления, которая происходит в непосредственном контакте с окружающей средой и людьми. В процессе социализации человек приобретает свой социальный опыт, к тому же, следует отметить, что не только приобретает этот самый опыт, а еще и активно его дополняет и наращивает. 

Социализация путем культурно-досуговых методов приносит индивиду не только опыт общения и взаимодействия с людьми, результатом этого процесса, как правило является то, что именно на базе культурно-досуговой социализации у человека вырабатывается свое отношение к миру, индивидуальное восприятие к нему, собственное оценивание того или иного социального процесса. Другими словами, человек начинает осознавать смысл всего окружающего и себя в мире в том числе, то есть происходит сложение системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве.

Культура, включающая весь накопленный опыт, нормы, ценности и идеалы, является основным средством социализации личности, процессом усвоения норм поведения, ценностных ориентиров, обучения нормативности поведения человека в социуме, что, собственно, и способствует становлению личности. По утверждению Л. К. Кругловой, наиболее важную роль в процессе социализации личности играют такие функции культуры, как:

- адаптационная;

- человекотворческая.

Таким образом, культура как досуг не только помогает личности осознать и принять условия окружающего мира и себя в нем, осмыслить образцы и способы социального поведения и действия, нормы и ценности окружающего его сообщества. Освоение культуры также способствует налаживанию коммуникативных способностей индивида, простыми словами, содействует общению людей друг с другом, так как демонстрирует образцы поведения с людьми и учит понимать и принимать особенности каждого человека. Освоение культуры для человека становится залогом для его адекватного и комфортного существования в данном обществе. И вот на этом уровне у человека возникает противоположное стремление: усвоив накопленный предшествующими поколениями культурный опыт, человек стремится создать что-нибудь свое. В общем-то, занятие собственным творчеством и является человекотворческой функцией, основанной на потребностях личности в созидании.

Чувство принадлежности индивида к какой-либо социальной общности очень важна и с другой стороны: потому что любая социальная группа, будь то маленькая и масштабная по величине группа, является носителем какой-либо культуры, определенных своеобразных культурных ценностей. Рассматривая проблему роли культурно-досуговой деятельности в социализации личности, выделяется три уровня идентификации:

- групповой;

- общечеловеческий;

- индивидуальный;

Исторические этапы и жизненный путь человека являются основой для того или иного уровня социализации и идентификации. В так называемые «тихие» фазы развития общества личность в большей мере подчиняется групповым интересам и предписаниям. Образовывается такая проблема, как ущемление индивидуального интересами группового.

В период активного развития этноса в социуме начинают преобладать совсем другие ценности: роль личных достижений, достатка и успеха в большинстве случаем материального характера. Наиболее органично включенными в социум становятся люди с ярко выраженной индивидуальностью, а их самореализация - тесно связанной с общечеловеческими интересами. У них оказываются наиболее четко сформированными именно личностный и общечеловеческий уровни иден-тичности.

Говоря о роли культурно-досуговой деятельности нельзя не сказать о влиянии жизненных этапов человека на особенности его социализации. Так, например, в детском возрасте (до семи лет) преобладает незрелый индивидуально-личностный уровень. В чем же он проявляется? Ответ прост: в желании избе-жать наказания за какую- либо провинность и снискать поощрение за поступки и т.д. Входя в фазу подросткового периода (приблизительно с тринадцати лет), человек начинает относить себя к определенной социальной группе и оценивать все происходящее с ним и вокруг по критериям, принятым именно в этой самой группе, оценивать действия и поступки с точки зрения своей референтной группы. На удивление, для подавляющего большинства данный этап остается прева-лирующим и в зрелом возрасте.

  По-другому протекает процесс социализации в условиях общественного кризиса, когда рушатся устоявшиеся нормы и правила. Дети и подростки руководствуются принципом получения удовольствия. Они достаточно легко и естественно принимают новые социальные нормы, по мере взросления преодолевают конфликты, травмы и страхи раннего детства. Наиболее одаренные индивиды не принимают общепринятых ценностей и руководствуются своими собственными. Сложно адаптируются к изменившимся условиям жизни люди зрелого и пожилого возраста. Их социализация сопровождается глубоким личностным кризисом либо протекает более или менее гладко, если они в стабильный период не в полной мере реализовали свой потенциал, оказавшийся востребованным именно в переломный период.

Следует отметить, что характер и само содержание социализации непосредственным образом связаны с социокультурной средой и активностью самой личности, взаимодействие которых проявляется на уровне общества в целом, в рамках ограниченной микросреды и собственного жизненного опыта.

Если говорить непосредственно о механизмах культурной-досуговой активности личности, следует прежде всего понимать, что побуждает индивида к деятельности. Социологи рассматривают потребности как исходные побудители деятельности человека. Осознанной потребность является интерес, который бывает следующих видов:

1) интерес-отношение (к культурным ценностям, к примеру);

2) интерес-действие (в конкретной деятельности по освоению культурных ценностей);

3) интерес-установка (устойчивость к тем или иным ценностям);

4) интерес-ориентация (избирательное отношение к нормам культуры) Смыслом любой мотивации является достижение определенной цели. Можно составить на основе этого утверждения подобную цепочку: потребность—интерес—мотив—цель.

Проиллюстрировать приведенное утверждение возможно на следующем примере. К примеру, человек хочет заниматься живописью, это его эстетическая потребность, при этом у него уже есть некоторые цели для осуществления задуманного: пойти на выставку, чтобы духовно обогатиться и выявить для себя, что он хочет рисовать. Но также следует сказать, что кроме внутренних побудителей (мотивов) существенную роль в активности личности играют и внешние побудители - стимулы, которые выражают особенности внешней окружающей обстановки. Например, мотивом посещения выставки может быть любовь к живописи, а в качестве стимула - билеты по доступной цене, компания друзей, свободное от работы или учебы время.

«Взаимодействие мотивов и стимулов, формирующее установки, приводит к возникновению диспозиций. Диспозиции личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.» (17) Диспозиции связаны с иерархией ценностей и предпочтений личности, а также с предрасположенностью к деятельности в определенной ситуации.

Потребностям как основному источнику культурной активности человека в данной теме необходимо дать определение.

Потребности – это внутреннее состояние человека, которые заключаются в стремлении индивида овладеть определенными структурами внешней среды или же стремление придать им какие-то конкретные формы и качества. Проявление потребностей: поисковые реакции, притязания, спрос, то есть способности индивида к усвоению и созиданию. Опираясь на выстроенную учеными и социолога-ми иерархию потребностей, можно сказать, что потребности бывают:

- в самореализации, самовыражении;

- в общении, межличностных связях и отношениях с другими людьми;

- в самосовершенствовании, саморазвитии;

- в самоутверждении;

- гедонистические потребности.

- в познании;

- эстетическая потребность;

Таким образом, культурно-досуговой деятельности играет важнейшую роль в социализации личности, выступая в ней и как регулятор отношений между людьми, и как эталон поведения в социуме, и как средство образовательного, развивающего характера.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МУК "Калниболотский КДЦ"

  2.1. Проблемы культурно-досуговой деятельности как системы социализации личности в ст. Калниболотской.

Калниболотское куренное селение, основанное в 1794 году— одно из 40 первых, основанных черноморскими казаками на Кубани. Название перенесено с куреня Сечи, который был назван по старинному селу Калниболото (с 1795 года — Катеринополь;

Земли тут выделялись по жеребьевке. С 1794-го по 1802-ой Калниболотская являлась центром Григорьевского округа Черноморского войска. Тут даже была своя гербовая печать, на которой изображался всадник. Была тут и церковь, построенная в 1796-1797-ом. Называлась она Георгиевской. Деревянная, пятиглавая и с колокольней. Увы, но ее разобрали в 1868-ом году в связи с ветхостью. В 1872-ом построили новую.

 Что касается населения, то уже в 1863-ом году тут было 2928 жителей, живущих в 535 дворах. А концу 19-го века тут жили 11 481 человек в 1813 дворах. К началу 20-го века в Калниболотской было 2 кирпичных, 4 маслобойных заводов, 12 кузнец, 6 училищ. В 1910-ом году в станице начали строительство нового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведение было завершено в 1912-ом году, а в 1913-ом храм открыли.

На сегодняшний день численность населения составляет 8260 человек. Станица продолжает развивать свою инфраструктуру и сферу культурно-досуговых учреждений. Так, в ней находятся три общеобразовательные школы, на базе которых действуют оздоровительные и творческие кружки, проводятся вечерние и праздничные дискотеки для молодежи, детская школа искусств, Дом Культуры, центральный парк, включающий в себя музей, посвященный военным событиям 1941-45 годов и послевоенных лет, центральную библиотеку, различные кафе.

Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности в станице претерпевает большие изменения в связи с трансформацией экономики самой страны. Принципиальную роль в формировании самобытности национальной культуры всегда играли региональные учреждения и местная инфраструктура. В последнее время их стало меньше, и показатели их работы несколько снизились – это опасная тенденция. Последовательная культурная политика на уровне региона, образуя социальные институты на муниципальном уровне, способствует развитию творчества личности, сохраняет традиционный колорит населенного пункта, обеспечивает комплексную реализацию социокультурных прав местных жителей.

Культура является ключом к достижению идеалов полноценного интеллигентного общества в Калниболотской, однако в ней существуют серьезные проблемы, которые условно можно поделить на несколько пунктов:

- утрата региональной идентичности;

- низкая оценка культурно-досуговых учреждений;

- однообразие культурного потребления;

- финансовые трудности культурно-досуговых учреждений и потребителей культурно-досуговых благ;

- кадровое обеспечение культурно-досуговых организаций.

Следствиями этих проблем являются депрессивные настроения в обществе, а также миграционный отток молодежи, особенно из малых городов и сельских населенных пунктов. Одной из основных причин низкой эффективности культурной жизни станицы является то, что сегодня свыше половины сельского населения не имеют возможности приобщиться к художественной культуре и искусству.

Следует, прежде всего, создать систему адекватной оценки достижений местных учреждений культуры на федеральном уровне, обеспечивающую социальный лифт для успешных культурных проектов на местах.

Для подавляющего большинства жителей сельского поселения единственным доступным учреждением культурно-досуговой направленности является Дом культуры или клуб культуры.

Сеть культурно-досуговых учреждений сегодня более чем на 90% сосредоточена на муниципальном уровне. При этом в условиях законодательного разделения бюджетов во многих сельских поселениях органы управления практически лишены возможности содержать сельские учреждения культуры в надлежащем состоянии, финансировать их текущую деятельность. Активное развитие платных услуг в сфере культуры в станице

Станица Калниболотская в настоящее время сдерживается низкой платежеспособностью сельчан.

В культурно-досуговом учреждении ДК, к сожалению, сохраняется тенденция снижения посещаемости. Организациям культурно-досугового типа регионального масштаба не хватает средств на современные музыкальные инструменты, автотранспорт, видео и аудиоаппаратура, костюмы и т.д.

Согласно закону «Об основах законодательства РФ по культуре» на обеспечение доступности из федерального бюджета ежегодно выделяется 2% денежных средств, и 6 % из территориального. Но для полного обеспечения нужд культуры всех регионов страны этого катастрофически недостаточно. Своевременная поддержка и активное участие органов управления различных муниципалитетов в развитии и совершенствовании деятельности культурно-досуговых учреждений позволит занять культурно-досуговым учреждениям сельских районов достойное место в сфере социальных институтов, работникам культуры приобрести достойный социальный статус.   

Другой важной проблемой учреждения культуры сельского поселения МУК "Калниболотский КДЦ" в социализации личностей является кадровая проблема – молодые специалисты не спешат идти в сельскую культуру по причине низкой заработной платы. Отсутствие достойного жилья и соответствующих условий труда дополняют слабый престиж профессии сельского работника культуры.

Как показывает общая статистика по стране: в сфере культуры на селе (по состоянию на 2015г.) заняты 208 тысяч человек. Только 8% из них имеют высшее образование, более 40% не имеют специального образования. Средний возраст работников культуры на селе – 44 года. Кадровый вопрос является актуальным  для населенного пункта, в ДК которого работает минимальное количество специалистов, которые, естественно, не могут осуществлять в полной мере качественную культурно-досуговую деятельность в станице.

Именно от квалификации и компетентности специалистов зависит развитие творчества населения, обогащения содержания деятельности учреждения культуры, поиск новых форм работы, с учетом современных запросов использование тех материальных и выразительных средств, которыми располагают учреждения культуры.

Повышение качества кадровой политики стали бы разработанные вместе с местным муниципалитетом и органами культуры муниципальных образований нормативно-правовые документы по представлению социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры, в разрезе «город-село», организационно-методическому и творческому взаимодействию. Ко всему прочему стоит отметить, что в социализации личности детей и подростков наибольший вес будут иметь молодые специалисты культурно-досуговых учреждений, как наиболее приближенные к новым современным веяниям культуры, моды и т.д.

Одним из основных направлений государственной политики в области культуры является сохранение единого культурного пространства. Однако в настоящее время разрыв в объеме и качестве услуг для жителей города и деревни продолжает увеличиваться, что видно и в Калниболотской: в ДК станицы действует лишь несколько танцевальных и вокальных кружков для детей и подростков, тогда как в ближайшем большом городе (Краснодаре) на базе почти каждого ДК существуют разнообразные кружки и для людей среднего и пожилого возраста, и кружки разнонаправленного характера: спортивные, литературные и т.д.

В области здорового образа жизни наиболее перспективным направлениям является образование: консультации, лекции в школах, клубах. Именно там, а не в медицинских учреждениях, куда, как правило, ходят те, кто уже болен.

Существенным остается и закат со стороны муниципальных органов власти по развитию краеведения, пропаганде истории малой родины, культуры, обычаев и языка в станице Калниболотской. Популяризация может иметь самые разные формы – от сбора и хранения исторических документов до проведения выставок и вечеров воспоминаний. Отсюда вытекает и понятие социальной идентичности.

Само по себе понятие идентичности давно уже стало одной из главных тем социологии, и по ней созданы целые библиотеки литературы. Речь обычно идет о социальном чувстве индивидуума, которое заставляет его ассоциировать себя с некой социальной группой на том основании, что у них есть общие интересы и признаки (или индивидууму кажется, что так и есть на самом деле). Все вместе они образуют сложный и порою противоречивый комплекс, который во многом предопределяет или объясняет поведение конкретного человека в социуме. В этом же ряду находится и региональная (территориальная) идентичность – солидарность с земляками по причине совместного проживания на одной территории в данный момент или в прошлом. Такая идентичность выражается обычно в причислении себя к жителям определенной местности, района, города со своими культурными ценностями и понятиями.

Именно учреждения культуры – библиотеки, клубы, дома культуры, музеи, оздоровительные и творческие комплексы – играют важную роль в содействии процессов развития и сохранения традиционной культуры, поэтому ДК стоит задуматься и том, чтобы популяризировать историю населенного пункта среди, к примеру, учащихся школ.

Наконец, муниципальные и региональные культурно-досуговые центры в части своего системообразующего воздействия равнозначны с ведущими федеральными учреждениями культуры. Утверждение о том, что можно сохранить традиции в ведущих учреждениях, уничтожив, по сути, институты культуры на местах, наивно и сопряжено с непониманием значения центров художественной самодеятельности, их роли в сохранении и развитии самобытной национальной культурной традиции.

Важно здесь отметить и то, что современное состояние культуры социума определяется внутриполитическими особенностями современного периода и интеграцией в глобальные цивилизационные процессы. Культурно-досуговый вектор развития ориентирован преимущественно на западные ценности, даже в таком маленьком населенном пункте, как станица Калниболотская. При этом уровень повседневной культуры поведения, общения и взаимоотношения людей в нашей стране, по результатам социологических исследований, оценивается как довольно низкий (2,66 по пятибалльной шкале), что свидетельствует о неудовлетворенности людей современной культурой человеческих отношений.

«Культурный обмен» носит однонаправленный характер импорта наиболее привлекательных зарубежных форм, ценностей культуры, её идей. Духовные ориентации вытесняются материальными интересами людей, а духовность подменяется современными образцами и продукцией массовой культуры. Деформация проявляется в современных идеалах, и общественное мнение обеспокоено снижением общекультурного уровня в стране, снижением духовности в обществе и влиянием массовой культуры на сознание большой части людей.

Не смотря на это, учреждения культуры должны соответствовать современным жизненным реалиям. Общая культурно-досуговая проблема деятельности Дома культуры состоит в противоречии между современными культурно-досуговыми запросами и интересами населения с одной стороны, и реальной практикой работы ДК, деятельность которого не в полной мере соответствует современным культурно-досуговым процессам. Дом культуры как основной центр досуга в сельской местности является монополистом в области организации культурно-досуговой деятельности в ст. Калниболотской. При этом существует проблема привлечения людей в учреждения культуры. Основной контингент участников коллективов художественной самодеятельности – дети и подростки. Массовые праздничные мероприятия посещают разные люди, одновременно составляющие общность, сформированную на основе территориально-поселенческого признака. Одной из проблем в работе Дома культуры является невостребованность предлагаемых населению услуг. Парадокс ситуации в том, что не люди нуждаются в Доме культуры, а Дворец культуры нуждается в людях.

Таким образом, рассмотрев проблемы организации культурного досуга, можно сделать вывод о том, что формирование культуры личности в ДК ст.Калниболотской происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на частичную самоокупаемость культурно-досуговых учреждений, недостаточной финансированностью организации культуры и досуга, кадровой недостаточностью, незаинтересованностью проблемами общества, семьи, образования и досуга. Необходимость постоянного пополнения и обогащения содержания деятельности культурно-досуговых учреждений, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий также является насущной проблемой Дома культуры, из-за которой происходит спад посещаемости культурно-досуговых организаций, особенно среди подрастающего поколения, которому культурно-досуговая деятельность необходима для полноценного развития личности.

 

 

2.2. Социальное исследование «Проблема культурно-досуговой деятельности в системе социализации личности МУК "Калниболотский КДЦ"»

По результатам социологического исследования изучения проблемы поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов в системе социализации личности МУК "Калниболотский КДЦ" можно сделать вывод, что молодежь полностью довольна работой учреждения.

В рамках реализации социологического исследования «Проблема культурно-досуговой деятельности социализации личности МУК "Калниболотский КДЦ" с 10 февраля по 28 февраля 2020 года было проведено социологическое исследование по изучению поиска и формирования наиболее предпочтительных направлений, форм и методов.

Цель исследования заключалась в выявление проблемы поиска и формирования форм и методов в социализации личности МУК "Калниболотский КДЦ"

В ходе социологического исследования были использованы следующие методы сбора информации: анкетный вопрос, наблюдение, анализ документов.

В анкетах респондентам было предложено 15 вопросов, которые позволили собрать информацию о проблеме исследования.

Выборка была основана на привлечение к опросу молодых людей станицы Калниболотской.

Анкетным опросом охвачено: 20 респондентов.

1.Какой ваш возраст?

 

2. Ваш пол?

 

3. Ваше социальное положение?

По результатам первых 3 ответов мы выявили, что в опросе участвовало большинство работающих респондентов женского пола в возрасте от 20 до 25 лет.

4.Какой вид отдыха вы предпочитаете?

Большинство молодых людей выбрали вариант «Живое общение», обосновав тем, что можно провести свободное время с друзьями, обсудить новости, поделиться эмоциями.

5. Что вам ближе всего?

 

В данном вопросе большинство выбрали вариант «Спорт», так как заниматься здоровым образом жизни полезно, молодежь ходит на разного рода спортивные кружки, посещают акции, проведенные Дворцом Культуры.

6. Есть ли у Вас хобби?

 В станице Калниболотской живет активная молодежь, которая состоит в большинстве творческих, спортивных кружков.

7. Ведете ли вы активный образ жизни?

 

 

Только несколько человек выбрали вариант «Нет», остальные предпочитают вести активный образ жизни, гулять, общаться, посещать кружки и мероприятия, проведенные ДК, в целях социализации и привлечения молодежи к творчеству и спорту.

8. Есть ли Вашем жилом округе место, помещение, где можно провести приятно время, отдохнуть?

Выявлено, что в станице Калниболотской есть КДЦ,ДШИ, Спортивный клуб, парки, библиотеки, детские площадки и кафе, которые позволяют молодежи активно проводить время, общаться, развлекаться и заниматься любимым делом.

По следующим ответам проведен общий анализ.

9. Знакомы ли Вы с МУК "Калниболотский КДЦ"?

 

10. Посещали ли вы культурно-досуговые мероприятия, проводимые в МУК "Калниболотский КДЦ"?

 

11. Хотели бы Вы, чтобы культурно-досуговых мероприятий для молодежи было больше?

 

12. Являетесь ли вы участником проводимых мероприятий?

13. Планируете ли вы и дальше посещать мероприятия в МУК "Калниболотский КДЦ"

 

Большинство молодежи знает и посещает мероприятия МУК "Калниболотский КДЦ". Респонденты считают, что работники ДК проводят много интересных мероприятий, акций, чтобы обеспечить процесс социализации, развития и привлечения молодых людей к творчеству и искусству. Работники культуры активно привлекают молодежь станицы Калниболтской к проведению массовых мероприятий и разного вида творческих и спортивных кружков.

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: