Периодизация индивидуального развития

Если рост можно охарактеризовать как количественное явление, то развитие – это качественные изменения. В развитии растения принято выделять следующие этапы: 1) эмбриональный; 2) ювенильный; 3) этап зрелости и размножения; 4) сенильный. Эмбриональный этап онтогенеза семенных растений – развитие зародыша от зиготы до созревания семени включительно. В это время ростовые процессы находятся в скрытой фазе или фазе подготовки. Ювенильный этап (этап молодости) включает в себя прорастание семян или органов вегетативного размножения (клубни и др.) и характеризуется накоплением вегетативной массы. Растение в этот период, как правило, не способно к половому размножению. В начале ювенильного этапа растения не переходят к образованию репродуктивных органов даже в оптимальных для этого условиях. Впоследствии они постепенно приобретают способность к репродукции, т. е. это этап доминирования ростовых процессов вегетативных органов. Этап зрелости и размножения характеризуется заложением репродуктивных органов, их ростом и развитием, формированием семян и плодов. Этап старости и отмирания – период от полного прекращения плодоношения до естественной смерти организма.

Фитогормоны. Растительные гормоны (фитогормоны) представляют собой вещества, "распространяющиеся, - по выражению К. А. Тимирязева, - в организмах и вызывающие органические изменения на далеких расстояниях". К догадке о существовании таких веществ пришел еще Чарлз Дарвин в своих исследованиях (1880) над движениями растений.

 

Современное учение о гормонах было основано и развито главным образом в трудах акад. Н. Г. Холодного по изучению гормона роста – ауксина. Ауксин оказывает действие на рост клеток, деление их, на формирование органов, зависящее от концентрации и длительности действия ауксина и от физиологического состояния клеток.

 

Из некоторых микроорганизмов было извлечено ростовое вещество, оказавшееся индолилуксусной кислотой и названное гетероауксином.

 

За последние несколько лет большое внимание исследователей привлекли физиологически активные вещества, получившие название гиббереллинов. Это название происходит от латинского названия гриба Gibberella; экстракт среды этого гриба влияет на рост цветковых растений.

Наиболее хорошо изучены четыре гиббереллина. В настоящее время установлено, что гиббереллины встречаются и у высших растений. Характерной реакцией растения на обработку гиббереллинами является удлинение стебля. Гиббереллины выводят из состояния покоя почки, клубни и луковицы. В отличие от ауксинов они безразличны к действию света и не образуют каллуса при поранениях. Цитокинины задерживают старение листьев. Одним из показателей процесса старения является разрушение хлорофилла. Так,если срезанные листья

Табака выдерживать во влажной атмосфере, они постепенно желтеют.

Фотопериодизм — это способность растений переходить к цветению только при определенном соотношении длины темного и светлого периода суток. Он выражается в изменении процессов роста и развития, обеспечивающих адаптацию онтогенеза конкретного вида растений к сезонным особенностям климатических условий в данном месте его произрастания. Длина дня и ночи используется растением как астрономические часы, показывающие лучшее время перехода к активному цветению, развитию клубней и луковиц или подготовки к сезонным неблагоприятным условиям.

Длиннодневные растения (ДДР) — рожь, ячмень, пшеница и др. — требуют для своего развития длинного дня и короткой ночи, зацветают при длине дня больше определенной (критической) продолжительности (рис. 135). На рисунке 135 показано влияние длины дня на развитие хризантемы, в таблице — приложении к рисунку — на цветение шпината и периллы.

 

Короткодневные растения (КДР) — просо, соя, рис и др. — требуют для своего развития длинной ночи и короткого дня, зацветают при длине дня меньше определенной (критической) продолжительности.

Нейтральные растения — томат, некоторые сорта хлопчатника и др. — зацветают при любой длине дня.

.

 

 

Информационные источники

1. Учебник: Е.В.Шумакова, Ботаника и физиология растений, М.: Академия, 2015.

2. http://www.agriculture.uz/filesarchive/PlantPhysiologyLecture7.pdf

3. http://www.6y.ru/B5052Part5-38.shtml

4. https://mylektsii.ru/10-18523.html

Задание 1. Составьте глоссарий основных понятий темы.

Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: «Теория циклического строения и омоложения растений».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: