Иов.21:24. внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом

Иов.21:25. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.

Иов.21:26. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.

В подобной роли друзья выступают потому, что божественное мироправление следует совершенно иным началам. Оно не знает мздовоздаяния ни здесь на земле, ни по смерти. Один, т. е. нечестивый умирает в состоянии полного внешнего благополучия («в полноте сил своих»; ср. Пс 37.4, 8), со всеми признаками счастливо проведенной жизни (ст. 24; ср. Ис 58.11), другой – праведник сходит в могилу, испытав всю горечь обреченной на страдания человеческой жизни («с душою огорченною», ср. Иов 3.20, 7.11, 10.1). Для праведника и грешника не существует мздовоздаяния на земле, нет его и по смерти. Оба одинаково будут покоиться в могиле, сделаются добычей червей (ср. Иов 17.14; Еккл 9.2).

Иов.21:27. Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете.

Иов.21:28. Вы скажете: где дом князя, и где шатер, в котором жили беззаконные?

Возражением против высказываемого Иовом взгляда являются неоднократные заявления друзей, что одним из доказательств наказания грешников является гибель его жилища (Иов 8.22, 15.34, 18.15, 21). Ввиду возможности повторения их и в настоящем случае («где дом князя?») Иов приводит ослабляющие силу этого соображения данные.

Иов.21:29. Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями,

Иов.21:30. что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?

Ими являются свидетельства много видевших и слышавших путешественников, т. е. данные с оттенком всеобщности, повсеместности. Они удостоверяют, что нечестивый не подвергается бедствиям, ускользает от гибели.

Иов.21:31. Кто представит ему пред лице путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал?

И если сам Бог щадит грешника, то тем более никто из людей не осмеливается упрекать и обличать его в неправдах и наказать.

Иов.21:32. Его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу.

Не обличаемый никем в течение своей жизни, нечестивый пользуется знаками внимания и уважения и после смерти. Его с почетом провожают до могилы, и память о нем не исчезает, как утверждает Вилдад (Иов 18.17), а продолжает жить: «на его могиле ставят стражу» – такой или иной памятник, – или же просто оберегают ее от разрушения.

Иов.21:33. Сладки для него глыбы долины, и за ним идет толпа людей, а идущим перед ним нет числа.

С почетом погребенный, не тревожимый дурными отзывами потомков, грешник спокойно спит в «глыбах долины» (Иов 38.38) – любимом месте погребения на востоке, а то счастье, которым он пользовался в течение своей жизни, вызывает в потомках не чувство ужаса (Иов 18.20), а стремление подражать ему (ср. Еккл 4.15–16), подобно тому, как и он шел по стопам своих предшественников.

Иов.21:34. Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.

Отсутствие мздовоздаяния делает несбыточными советы и обещания друзей, что под условием обращения к Богу Иов получит земное счастье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: