Цель урока: сформировать знания об основных этапах развития генетики как науки о наследственности и изменчивости живых организмов и её значении в современном мире.
Задачи:
1.Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами и местом каждого из них в учебной теме.
2.Углубить знания о материальных носителях наследственности.
3.Формировать убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.
Задание: 1. Прочитать § 22 с. 54 - 55, § 23 с. 56 - 57, § 24 с. 58 - 59.
2. Переписать основные схемы скрещивания в конспект.
Условные обозначения: Р - родители, F - поколение (дети), г - гаметы, А, В - доминантные признаки; а, в - рецессивные признаки
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
I. Моногибридное скрещивание по одной паре признаков. 1. При полном доминировании проявляется только доминантный признак. 2. При неполном доминировании признак имеет среднее (промежуточное) значение между доминантным и рецессивным | Скрещивание гибридов при полном доминировании. при неполном доминировании. | I. Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель). При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей. II. Закон расщепления. (Г.Мендель). При скрещивании гибридов I поколения во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу. |
II. Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков | Скрещивание гибридов | Закон единообразия I поколения соблюдается. III. Закон независимого наследования признаков (Г. Мендель). При скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями. Расщепление по фенотипу 9:3:3:1 |
III. Анализирующее - это скрещивание особи с доминантным фенотипом с особью с рециссивными признаками (гомозиготой) для определения генотипа особи с доминантным признаком | I вариант II вариант | Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА). Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство дает расщепление 1: 1, то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа). |
IV. Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме | Без кроссинговера При кроссинговере | Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцепленно. Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера. Количество кроссверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган). |
V. Генетика пола Пол определяется наличием пары половых хромосом.Все остальные пары хромосом в кариотипе называются аутосомами. | I вариант Соотношение полов 1:1 II вариант Соотношение полов 1:1 III вариант Соотношение полов 1:1 | Пол организма определяется сочетанием половых хромосом. Пол, содержащий одинаковые половые хроммосомы (XX), называется гомогаметным, а различные половые хромосомы (XY) - гетерогаметным. Гетерогаметные особи образуют два типа гамет. У большинства организмов (млекопитающих, амфибий, рептилий, многих беспозвоночных) женский пол гомогаметный, а мужской - гетерогаметный (I вариант) У птиц, некоторых рыб, бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант) У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО. |
VI. Наследование признаков, сцепленных с полом. Признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, называются сцепленными с полом | Если одна из X хромосом содержит рецессивный ген, определяющий проявления аномального признака, то носителем признака является женщина, а признак проявляется у мужчин. Рецессивный признак от матерей передается сыновьям и проявляется, а от отцов передается дочерям. Примером наследования признаков, сцепленных с полом у человека, является гемофилия и дальтонизм. |
Источники литературы:
|
|
|
|
1. Л.Н. Сухорукова «Учебник по биологии 10-11 кл.»,
2. Интернет ресурсы.
Обратная связь: zarema.podznoeva@gmail.com