История и методология юридической науки

Учебный курс с изменениями 2017г. дисциплины

 

РАЗРАБОТЧИК:

  А.В. Лобыничев, доцент
(подпись) (ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

 

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на совместном заседании базовой кафедры «Государственного и международного права»
«30» 06 2017 г., протокол № 18
Зав. кафедрой                                                                  О.Ю.Куликова

 

 

Санкт-Петербург 2017

 

 
История и методология юридической науки Учебный курс 2017 Оглавление Введение Раздел I. История российской юридической науки Тема 1. Определение, объект и предмет юридической науки 3 Тема 2. Традиционное право Руси 4 2.1. Киевская Русь 5 2.2. Монгольское иго. 5 2.3. Уложение 1649 года. 5 2.4. Петр Великий и его наследники. 6 2.5. Свод законов (1832 год). 6 Тема 3. Социалистическое право 8 3.1. Оригинальность социалистических правовых систем. 8 3.2. Марксизм-ленинизм 9 3.3. Отношения между советскими и иностранными юристами. 13 Тема 4. Новый строй 13 4.1. Советское право после 1917года 13 4.2. От буржуазного государства к социалистическому 14 4.3. От социалистического государства к коммунистическому обществу 17 4.4. Принцип социалистической законности 20 Тема 5 Источники социалистического права 26 5.1. Закон 26 5.2. Иные законодательные акты 28 Тема 6. Судебная практика в Советской России 32 6.1. Судебная организация 33 6. 2. Несудебное разбирательство споров 36 6.3. Арбитраж 37 6.4. Общественные организации 40 6.5. Роль судебной практики 40 6.7. Обычай и правила социалистического общежития 43 Тема 7. Доктрина 44 7.2. Структура права 45 7.3. Собственность. 48 7.4. Договоры   Раздел II Юридическая методология Тема 1. Определение, объект и предмет юридической методологии Тема 2. Методология правовой науки 2.1. Предпосылки появления права 2.2. Юридический метод и аналитическая психология 2.3. Проблемы методологии правовых исследований Тема 3. Основные права и свободы 3.1. Конфликт интересов 3.2. Системность 3.3. Презумпция Тема 4. Соразмерность 4.1. Необходимость (обоснованность) ограничений интересов 4.2. Обязательное установление целей правового регулирования 4.3. Соответствие правовых средств (принимаемых мер) поставленным целям Тема 5. Необходимость защиты нарушенных прав и законных интересов 5.1. Правомерные ожидания (правовая определенность)   5.2. Законность 5.3. Приоритетные интересы Тема 6. Хорошее управление 6.1. Равенство (отсутствие дискриминации)   Введение   Учебный курс подготовлен в соответствии с рабочей программой дисциплины "История и методология юридической науки", которая включена в базовую часть основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция". Содержание курса основано на материалах из СМС КонсультантПлюс, которые в электронной форме предоставляются всем обучающимся: 1. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с. 2. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов. 3-е изд., стереотипное. М.: Юстицинформ, Омега-Л, 2010. 320 с. По объему Учебный курс создан в зависимости от количества учебных часов, отведенных на данную дисциплину в учебном плане СПбГМТУ 40.04.01.А.01.17.Д Из них количество часов по формам обучения:       очная вечерняя заочная  Лекционные занятия -                                                 8  29         2 Самостоятельная работа студентов -                             108 86   132 Тема 1. Определение, объект и предмет юридической науки Юриди́ческая нау́ка (правоведение, юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука — одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Особое место занимает общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и др. общие вопросы юридической науки.

Предмет любой науки - зеркальное отражение в научных определениях (понятиях, основах, принципах, закономерностях) той объективной реальности, которую познает конкретная область научного знания. Без раскрытия объекта познания невозможно определить и предмет науки, ее функции, структуру и систему. Сказанное в полной мере относится и к Юридической науке. Таким образом, предметом юриспруденции являются общественные отношения, которые требуют правового регулирования и поддаются такому регулированию. К предмету также можно отнести те объективные законы, которым подчиняется деятельность по организации правового регулирования общественных отношений, нуждающихся в нем.

Наука юриспруденции в течение своего формирования и развития прошла длительный путь, в процессе которого менялся ее статус. Она переживала периоды взлетов и падений. В периоды расцвета ученые входят во власть и в моду, а сами научные произведения воспринимаются как неотъемлемый атрибут общественного знания. Почет, уважение, признание и авторитет известны науке. В худшие времена научное знание не оказывает практически никакого влияния на общественно-политическую, в том числе на правотворческую, деятельность. В периоды расцвета наука становится правом, в периоды падений она занимает скромное место источника права. В известной степени значение и статус любого явления оцениваются через его роль в социальной жизни, степень его влиятельности. Это в полной степени относится и к науке. Представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обусловливает ее большую роль в жизни общества. Подобный подход позволяет выявить факторы, влияющие на статус науки, а также определить способы ее влияния на правотворчество.

Следует отметить, что наука как форма права пока не исследована, и в этом смысле имеются огромные резервы. Кроме того, весьма перспективным представляется обращение к науке как фактору, определяющему развитие права. В контексте изучения вопросов источников и форм права статус науки представляется очень важным. С одной стороны, наука, как правило, должна выполнять роль источника права для других форм права. С другой - иногда она может выполнять и роль формы права, которая ей не свойственна.

Г.Ф. Шершеневич в своей работе "Наука гражданского права в России", объясняя процесс зарождения юридической науки в России, отмечал, что, зная исторические условия умственного развития России, "принужденной скачками догонять Западную Европу, с которой после долгого разобщения ей пришлось в XVIII в. сближаться, нельзя было ожидать, чтобы наука права развивалась в России самостоятельно". "Молодая страна, вступившая недавно на путь культуры и цивилизации Западной Европы, завязавшая сношения с соседними странами, которых прежде чуждалась, естественно должна была обратиться к ним с научными запросами. Прежде чем приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы. Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Много нужно было времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений".

Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной Академии наук "положено было место для законоведения". Но все эти стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке, переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: