Учебный курс с изменениями 2017г. дисциплины
РАЗРАБОТЧИК: | |
А.В. Лобыничев, доцент | |
(подпись) | (ФИО, ученая степень, ученое звание) |
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА |
на совместном заседании базовой кафедры «Государственного и международного права» |
«30» 06 2017 г., протокол № 18 |
Зав. кафедрой О.Ю.Куликова |
Санкт-Петербург 2017
|
Предмет любой науки - зеркальное отражение в научных определениях (понятиях, основах, принципах, закономерностях) той объективной реальности, которую познает конкретная область научного знания. Без раскрытия объекта познания невозможно определить и предмет науки, ее функции, структуру и систему. Сказанное в полной мере относится и к Юридической науке. Таким образом, предметом юриспруденции являются общественные отношения, которые требуют правового регулирования и поддаются такому регулированию. К предмету также можно отнести те объективные законы, которым подчиняется деятельность по организации правового регулирования общественных отношений, нуждающихся в нем.
|
|
|
|
Наука юриспруденции в течение своего формирования и развития прошла длительный путь, в процессе которого менялся ее статус. Она переживала периоды взлетов и падений. В периоды расцвета ученые входят во власть и в моду, а сами научные произведения воспринимаются как неотъемлемый атрибут общественного знания. Почет, уважение, признание и авторитет известны науке. В худшие времена научное знание не оказывает практически никакого влияния на общественно-политическую, в том числе на правотворческую, деятельность. В периоды расцвета наука становится правом, в периоды падений она занимает скромное место источника права. В известной степени значение и статус любого явления оцениваются через его роль в социальной жизни, степень его влиятельности. Это в полной степени относится и к науке. Представляется важным обратиться к природе и сущности юриспруденции, которая обусловливает ее большую роль в жизни общества. Подобный подход позволяет выявить факторы, влияющие на статус науки, а также определить способы ее влияния на правотворчество.
|
|
Следует отметить, что наука как форма права пока не исследована, и в этом смысле имеются огромные резервы. Кроме того, весьма перспективным представляется обращение к науке как фактору, определяющему развитие права. В контексте изучения вопросов источников и форм права статус науки представляется очень важным. С одной стороны, наука, как правило, должна выполнять роль источника права для других форм права. С другой - иногда она может выполнять и роль формы права, которая ей не свойственна.
Г.Ф. Шершеневич в своей работе "Наука гражданского права в России", объясняя процесс зарождения юридической науки в России, отмечал, что, зная исторические условия умственного развития России, "принужденной скачками догонять Западную Европу, с которой после долгого разобщения ей пришлось в XVIII в. сближаться, нельзя было ожидать, чтобы наука права развивалась в России самостоятельно". "Молодая страна, вступившая недавно на путь культуры и цивилизации Западной Европы, завязавшая сношения с соседними странами, которых прежде чуждалась, естественно должна была обратиться к ним с научными запросами. Прежде чем приступить к самостоятельной разработке науки, русские люди принуждены были ознакомиться с тем, что уже было сделано другими в течение того долгого времени, когда Россия спала глубоким сном в своей национальной обособленности. Чтобы учиться, необходимы были учителя, а такими могли быть только иностранцы. Понятно, что молодые русские силы находились под полным влиянием идей своих наставников. Много нужно было времени, чтобы в России появились самостоятельные ученые, которые дерзнули бы высказать свои собственные взгляды, независимые от западных учений".
Петр I активно стремился распространить в русском обществе юридическое образование. С этой целью посылались молодые люди за границу для изучения науки права, переводились труды по юриспруденции. При учрежденной Академии наук "положено было место для законоведения". Но все эти стремления остались без результата. Молодые люди успешно выучились за границей многому, но только не науке, переводные ученые сочинения не находили себе читателей, кресло члена по законоведению оставалось всегда вакантным в Академии. Только университетской науке, и то не сразу, удалось создать русское правоведение.
|
|