Транспортно-экспедиционное обслуживание

В мировой экономике экспедиторская деятельность играет важную роль в развитии торговли и транспорта. В среднем от экспедиторской деятельности каждое государство имеет от 2 до 10% валового национального дохода.

Структура транспортно-экспедиционного обслуживания

 

 

Экспедиторская деятельность — часть транспортного процесса, охватывает комплекс сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой грузов, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика,

и направлена на товар.

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к

потребителю.

Понятие ТЭО существенно шире понятия перевозки. Необходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием разных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ. Эти работы могут выполняться как

непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или грузополучателями), так и специализированной организацией (посредником).

Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги. На этапе становления мировой торговли экспедитор выступал

главным образом в роли комиссионера и был связан только с товаром. Он осуществлял от имени производителя, купца или, говоря современным языком, экспортера-импортера все операции, связанные с поставкой товара: перевозку, погрузку, таможенную очистку, хранение, реализацию и производство платежей. Необходимо отметить, что экспедитор почти всегда обладал собственными или арендованными складами. Такому положению экспедитора в деле поставки товара способствовало то, что он лучше других знал требования, предъявляемые к правильному хранению и складской обработке груза. Ему лучше других были известны самые экономичные пути доставки груза и доступны самые эффективные транспортные средства.

Предоставление экспедиторам широких прав предполагает возложение на них больших обязанностей и большой ответственности.

В частности, для того чтобы получить разрешение на осуществление экспедиторской деятельности, юридическое или физическое лицо должно отвечать следующим требованиям:

• обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной квалификационным удостоверением;

• иметь высокую моральную репутацию; это означает, что данное лицо никогда по решению суда не признавалось виновным в мошенничестве, обмане и подобных преступлениях; не подвергалось

дисквалификации или не лишалось права выполнять экспедиторские операции; не признавалось виновным в нарушении правил экспедиторской деятельности; не нарушало трудовых и налоговых правил и требований социального обеспечения;

• быть экономически и финансово способным выполнить поручение на экспедирование товара.

Таким образом, в международной практике четко и ясно определено, кто может быть экспедитором. Экспедитор сотрудничает со всеми сторонами, участвующими в процессе перевозки грузов с целью обеспечения промышленности, торговли и потребителей поставками необходимой им продукции. В конечном счете экспедитор организует перемещение товара самым надежным, самым быстрым и самым экономичным путем. В национальной практике каждая страна конкретизирует международные требования по экспедиторской деятельности.

Для эффективной международной деятельности экспедитор должен обладать опытной и надежной корреспондентской сетью или иметь свои отделения во всех важных коммерческих центрах мира. Благодаря этому он может получать заказы на перевозки и обеспечивать обратную загрузку транспорта, контролировать движение грузов.

Транспортно-экспедиционное обслуживание представляет собой широкий комплекс работ, связанных с транспортированием груза или доставкой пассажиров. Основные виды этих работ при обслуживании грузоотправителей или грузополучателей приведены на рис. 6.9. Как правило, работы, входящие в ТЭО, не являются профильными для грузовладельцев, и для их выполнения создают специальные подразделения в АТО или специализированные транспортно-экспедиционные организации. В последнем случае такая организация может взять на себя комплексное ТЭО клиента и выступать в качестве заказчика перевозочных услуг у АТО.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг и операций при перевозках отдельными видами транспорта заметно различается, что обусловлено как видами грузов, так и видами внешнеторговых операций. При этом наиболее распространенными транспортно-экспедиционными операциями остаются следующие:

• консультации по выбору транспортных средств в плане их пригодности для перевозки данного груза, стоимости и эксплуатационных свойств;

 • посредничество в переговорах по заключению договоров купли-продажи, в частности касающихся транспортных условий;

• посредничество в заключении договоров перевозки;

• подготовка и оформление всех документов, связанных с перевозкой;

• организация и доставка груза со склада грузоотправителя на железнодорожную станцию или порт и в обратном направлении;

• организация и производство ПРР, хранения и перегрузки грузов;

• консолидация мелких партий груза в поездные и вагонные отправки; комплектация отгрузочных партий;

• переупаковка и перемаркировка груза;

• прием и сдача груза, проверка его сохранности; оформление актов о недостаче, излишке, порче, повреждении груза или тары;

• организация сопровождения груза и переоборудование транспортных средств для перевозки специфических грузов;

• обеспечение бланками и формами товарных и транспортных документов;

• таможенное оформление;

• производство расчетов как за товары, так и за их перевозку.

Порядок и организация ТЭО зависят от вида перевозки. Например, при прямой автомобильной доставке транспортно-экспедиционная организация берет на себя доставку груза в пункт назначения и полную ответственность за его сохранность: принимает груз на складе грузоотправителя, обеспечивает доставку его

грузополучателю, выполняет все связанные с перевозкой сопутствующие операции и возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с необходимыми отметками о приеме груза.

При достаточно распространенных смешанных автомобильно железнодорожных перевозках могут использоваться два варианта обслуживания:

• транспортно-экспедиционная организация сопровождает груз от склада грузоотправителя до железнодорожной грузовой станции.

В этом случае она выполняет операции, связанные с доставкой и сопровождением груза, отправлением груза в адрес грузополучателя, оплатой железнодорожной перевозки;

• если транспортно-экспедиционная организация принимает на себя выполнение всех операций, связанных с доставкой груза со склада грузоотправителя до склада грузополучателя, то она отправляет груз по железной дороге от своего имени и организует (или заключает контракт с местной компанией) выполнение всех транспортно-экспедиционных операций, связанных с доставкой груза от железнодорожной станции в пункте назначения.

Большое значение имеет оказание транспортно-экспедиционных услуг населению по перевозке домашних вещей, доставке крупногабаритных товаров из торговой сети. При пассажирских перевозках основная доля ТЭО приходится на продажу и бронирование билетов, особенно при поездке с использованием нескольких видов транспорта или маршрутов разных транспортных компаний. В этом случае наряду с продажей

билетов транспортно-экспедиционные организации, как правило, предлагают бронирование мест в гостиницах, туристское обслуживание, трансферт и т.д.

Развитие ТЭО тесно связано с расширением использования логистики при доставке грузов, что ведет к перераспределению роли организатора перевозок в пользу транспортно-экспедиционных организаций.

Структура схема организации управления атп

 

Организационная структура управления предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.

Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать:

- экономическую;

- коммерческую;

- техническую;

- хозяйственную службы.

В состав экономической службы входят планово-экономичес­кой отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.

Плановый отдел организует разработку перспективных и те­кущих планов производственно-хозяйственной и финансовой де­ятельности предприятия, привлекая для этого работников дру­гих отделов и служб, а также производственных подразделений; доводит планы до исполнителей; организует статистический учет и контроль, составляет отчеты; проводит анализ выполнения плана; разрабатывает предложения по устранению причин недостатков в работе АТП и обеспечению выполнения плановых заданий; уча­ствует в составлении плана повышения эффективности производ­ства и контроля за его выполнением; определяет экономическую эффективность оргтехмероприятий.

Отдел труда и зарплаты разрабатывает предложения по улуч­шению организации труда водителей, ремонтных и вспомогатель­ных рабочих; совершенствует системы оплаты труда и премиро­вания отдельных категорий работников; организует нормирование труда; определяет нормы выработки и расценки; оказывает по­мощь руководству в организации соревнования; проводит рабо­ту по подготовке коллективных договоров со стороны админис­трации и контролю за их выполнением.

Бухгалтерия организует финансовую работу на предприятии; проводит учет наличия средств; контролирует их сохранность и расходование; проверяет финансовое состояние предприятия; организует расчеты с клиентурой, поставщиками, финансово-кредитными отделами.

Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и орга­низует процесс перевозок грузов и пассажиров. Задачей этой службы на грузовых АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективное использование транспорта. На пасса­жирских АТП коммерческая служба должна стремиться к пол­ному удовлетворению нужд населения в автобусных и таксомо­торных перевозках.

На коммерческого директора и его аппарат возлагаются обя­занности по эффективной продаже автотранспортных услуг. В его компетентность входят контроль за систематическим отслежи­ванием состояния внешней среды АТП, комплексный анализ, исследование и прогнозирование рынка автотранспортных услуг. Коммерческий директор формирует и проводит в жизнь страте­гию маркетинга, в повседневной работе он уделяет большое вни­мание вопросам правового и экономического характера.

Маркетинговая работа на грузовых АТП осуществляется не­посредственно отделом (группой) маркетинга. В рамках этой работы, в частности, решаются следующие вопросы: анализ рынка транспортных услуг и состояния конкуренции, отслеживание текущих изменений рыночной конъюнктуры, разработка меро­приятий по привлечению новых клиентов (заказчиков услуг), за­ключение договоров на выполнение услуг, разработка предло­жений по диверсификации услуг и др.

Процессом перевозки занимается отдел эксплуатации, который принимает заявки, составляет оперативные планы перевозок, раз­рабатывает графики движения, выпуска и возврата автомобилей, разрабатывает мероприятия по улучшению использования подвиж­ного состава, выписывает путевые листы, осуществляет контроль за выпуском автомобилей на линию, принимает от водителей путевые листы и другие документы (товарно-транспортные на­кладные, справки и др.), ведет ежедневный учет выполнения работы по каждому автомобилю и в целом по АТП, составляет сменно-суточный отчет о работе автопарка.

В обязанности расчетного отдела входят таксировка товарно-транспортных документов и контроль за их правильным оформ­лением, выписка счетов за оказание услуг клиентам, расчет штра­фов за сверхнормативный простой автомобилей, розыск утрачен­ных грузов по товарно-транспортным документам.

В ведении начальников колонн (отрядов) будут находиться следующие вопросы: осуществление оперативно-технического руководства, организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов, осуществление подбора и расста­новки водителей, ведение личных карточек водителей, контроль за водителями, привлеченными к ремонту автомобилей, и води­телями на линии.

Техническая служба АТП комплексного типа организует ра­боту по поддержанию транспортных средств в технически исправ­ном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение. Функции тех­нической службы: организация технической подготовки подвиж­ного состава; оперативное планирование ТО и TP подвижного состава, автошин; организация указанных работ и контроль; проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам; организа­ция МТС, хранение, выдача и учета топлива, запчастей; изуче­ние и распространение передового опыта; разработка и реали­зация организационно-технических мероприятий.

Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержа­ние и ремонт зданий на территории АТП.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение лич­ных дел персонала предприятия, следит за продвижением работ­ников по службе.

Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджер будет четко знать свои должностные обя­занности. С этой целью на каждом предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управле­ния, которые утверждаются руководителем этого предприятия.

В каждой должностной инструкции должны быть следующие разделы: общие положения, функции, должностные обязаннос­ти, права, ответственность.

В общих положениях указываются:

• кем работник назначается на должность и освобождается от нее;

• каким требованиям должен удовлетворять кандидат на со­ответствующую должность (образование, стаж работы на ав­томобильном транспорте и др.);

• что он должен знать;

• какими нормативными документами руководствуется (ус­тавом предприятия, должностной инструкцией, иными до­кументами);

• кому подотчётен (например, учредителям предприятия, ру­ководителю и др.);

• кто исполняет обязанности работника во время его отсут­ствия (отпуска, болезни).

Следует отметить, что основные объекты производственно-хозяйственной деятельности, по существу, сохраняются на всех АТП независимо от их размеров. Поэтому и функции управле­ния на малых предприятиях остаются, но их реализация осуще­ствляется в упрощенном виде. На малых предприятиях широко применяется совмещение управленческих функций одним работ­ником, поэтому для таких предприятий практически невозможно разработать типовую структуру организации управления. Кста­ти, как утверждают специалисты, на малых предприятиях нет необходимости в наличии формализованной структуры управ­ления. Это соответствует положениям современной теории уп­равления, согласно которым при численности работающих до 10—20 человек нет необходимости в создании формализованной структуры управления.

Благодаря небольшой численности работников на малых пред­приятиях применяются упрощенные организационные структуры, что способствует отсутствию бюрократизма. В то же время здесь имеет место мощная мотивация к труду, возникающая на осно­ве появления у всех работников «чувства хозяина».        Наемные работники осознают непосредственную зависимость между ка­чеством своего труда, результатами хозяйственной деятельнос­ти и своим материальным благополучием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: