В мировой экономике экспедиторская деятельность играет важную роль в развитии торговли и транспорта. В среднем от экспедиторской деятельности каждое государство имеет от 2 до 10% валового национального дохода.
Структура транспортно-экспедиционного обслуживания
Экспедиторская деятельность — часть транспортного процесса, охватывает комплекс сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой грузов, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика,
и направлена на товар.
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к
потребителю.
Понятие ТЭО существенно шире понятия перевозки. Необходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием разных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ. Эти работы могут выполняться как
|
|
непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или грузополучателями), так и специализированной организацией (посредником).
Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги. На этапе становления мировой торговли экспедитор выступал
главным образом в роли комиссионера и был связан только с товаром. Он осуществлял от имени производителя, купца или, говоря современным языком, экспортера-импортера все операции, связанные с поставкой товара: перевозку, погрузку, таможенную очистку, хранение, реализацию и производство платежей. Необходимо отметить, что экспедитор почти всегда обладал собственными или арендованными складами. Такому положению экспедитора в деле поставки товара способствовало то, что он лучше других знал требования, предъявляемые к правильному хранению и складской обработке груза. Ему лучше других были известны самые экономичные пути доставки груза и доступны самые эффективные транспортные средства.
Предоставление экспедиторам широких прав предполагает возложение на них больших обязанностей и большой ответственности.
В частности, для того чтобы получить разрешение на осуществление экспедиторской деятельности, юридическое или физическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
• обладать соответствующей профессиональной подготовкой, подтвержденной квалификационным удостоверением;
|
|
• иметь высокую моральную репутацию; это означает, что данное лицо никогда по решению суда не признавалось виновным в мошенничестве, обмане и подобных преступлениях; не подвергалось
дисквалификации или не лишалось права выполнять экспедиторские операции; не признавалось виновным в нарушении правил экспедиторской деятельности; не нарушало трудовых и налоговых правил и требований социального обеспечения;
• быть экономически и финансово способным выполнить поручение на экспедирование товара.
Таким образом, в международной практике четко и ясно определено, кто может быть экспедитором. Экспедитор сотрудничает со всеми сторонами, участвующими в процессе перевозки грузов с целью обеспечения промышленности, торговли и потребителей поставками необходимой им продукции. В конечном счете экспедитор организует перемещение товара самым надежным, самым быстрым и самым экономичным путем. В национальной практике каждая страна конкретизирует международные требования по экспедиторской деятельности.
Для эффективной международной деятельности экспедитор должен обладать опытной и надежной корреспондентской сетью или иметь свои отделения во всех важных коммерческих центрах мира. Благодаря этому он может получать заказы на перевозки и обеспечивать обратную загрузку транспорта, контролировать движение грузов.
Транспортно-экспедиционное обслуживание представляет собой широкий комплекс работ, связанных с транспортированием груза или доставкой пассажиров. Основные виды этих работ при обслуживании грузоотправителей или грузополучателей приведены на рис. 6.9. Как правило, работы, входящие в ТЭО, не являются профильными для грузовладельцев, и для их выполнения создают специальные подразделения в АТО или специализированные транспортно-экспедиционные организации. В последнем случае такая организация может взять на себя комплексное ТЭО клиента и выступать в качестве заказчика перевозочных услуг у АТО.
Перечень транспортно-экспедиционных услуг и операций при перевозках отдельными видами транспорта заметно различается, что обусловлено как видами грузов, так и видами внешнеторговых операций. При этом наиболее распространенными транспортно-экспедиционными операциями остаются следующие:
• консультации по выбору транспортных средств в плане их пригодности для перевозки данного груза, стоимости и эксплуатационных свойств;
• посредничество в переговорах по заключению договоров купли-продажи, в частности касающихся транспортных условий;
• посредничество в заключении договоров перевозки;
• подготовка и оформление всех документов, связанных с перевозкой;
• организация и доставка груза со склада грузоотправителя на железнодорожную станцию или порт и в обратном направлении;
• организация и производство ПРР, хранения и перегрузки грузов;
• консолидация мелких партий груза в поездные и вагонные отправки; комплектация отгрузочных партий;
• переупаковка и перемаркировка груза;
• прием и сдача груза, проверка его сохранности; оформление актов о недостаче, излишке, порче, повреждении груза или тары;
• организация сопровождения груза и переоборудование транспортных средств для перевозки специфических грузов;
• обеспечение бланками и формами товарных и транспортных документов;
• таможенное оформление;
• производство расчетов как за товары, так и за их перевозку.
Порядок и организация ТЭО зависят от вида перевозки. Например, при прямой автомобильной доставке транспортно-экспедиционная организация берет на себя доставку груза в пункт назначения и полную ответственность за его сохранность: принимает груз на складе грузоотправителя, обеспечивает доставку его
|
|
грузополучателю, выполняет все связанные с перевозкой сопутствующие операции и возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с необходимыми отметками о приеме груза.
При достаточно распространенных смешанных автомобильно железнодорожных перевозках могут использоваться два варианта обслуживания:
• транспортно-экспедиционная организация сопровождает груз от склада грузоотправителя до железнодорожной грузовой станции.
В этом случае она выполняет операции, связанные с доставкой и сопровождением груза, отправлением груза в адрес грузополучателя, оплатой железнодорожной перевозки;
• если транспортно-экспедиционная организация принимает на себя выполнение всех операций, связанных с доставкой груза со склада грузоотправителя до склада грузополучателя, то она отправляет груз по железной дороге от своего имени и организует (или заключает контракт с местной компанией) выполнение всех транспортно-экспедиционных операций, связанных с доставкой груза от железнодорожной станции в пункте назначения.
Большое значение имеет оказание транспортно-экспедиционных услуг населению по перевозке домашних вещей, доставке крупногабаритных товаров из торговой сети. При пассажирских перевозках основная доля ТЭО приходится на продажу и бронирование билетов, особенно при поездке с использованием нескольких видов транспорта или маршрутов разных транспортных компаний. В этом случае наряду с продажей
билетов транспортно-экспедиционные организации, как правило, предлагают бронирование мест в гостиницах, туристское обслуживание, трансферт и т.д.
Развитие ТЭО тесно связано с расширением использования логистики при доставке грузов, что ведет к перераспределению роли организатора перевозок в пользу транспортно-экспедиционных организаций.
Структура схема организации управления атп
Организационная структура управления предприятием в значительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.
|
|
Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать:
- экономическую;
- коммерческую;
- техническую;
- хозяйственную службы.
В состав экономической службы входят планово-экономической отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.
Плановый отдел организует разработку перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, привлекая для этого работников других отделов и служб, а также производственных подразделений; доводит планы до исполнителей; организует статистический учет и контроль, составляет отчеты; проводит анализ выполнения плана; разрабатывает предложения по устранению причин недостатков в работе АТП и обеспечению выполнения плановых заданий; участвует в составлении плана повышения эффективности производства и контроля за его выполнением; определяет экономическую эффективность оргтехмероприятий.
Отдел труда и зарплаты разрабатывает предложения по улучшению организации труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих; совершенствует системы оплаты труда и премирования отдельных категорий работников; организует нормирование труда; определяет нормы выработки и расценки; оказывает помощь руководству в организации соревнования; проводит работу по подготовке коллективных договоров со стороны администрации и контролю за их выполнением.
Бухгалтерия организует финансовую работу на предприятии; проводит учет наличия средств; контролирует их сохранность и расходование; проверяет финансовое состояние предприятия; организует расчеты с клиентурой, поставщиками, финансово-кредитными отделами.
Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и организует процесс перевозок грузов и пассажиров. Задачей этой службы на грузовых АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективное использование транспорта. На пассажирских АТП коммерческая служба должна стремиться к полному удовлетворению нужд населения в автобусных и таксомоторных перевозках.
На коммерческого директора и его аппарат возлагаются обязанности по эффективной продаже автотранспортных услуг. В его компетентность входят контроль за систематическим отслеживанием состояния внешней среды АТП, комплексный анализ, исследование и прогнозирование рынка автотранспортных услуг. Коммерческий директор формирует и проводит в жизнь стратегию маркетинга, в повседневной работе он уделяет большое внимание вопросам правового и экономического характера.
Маркетинговая работа на грузовых АТП осуществляется непосредственно отделом (группой) маркетинга. В рамках этой работы, в частности, решаются следующие вопросы: анализ рынка транспортных услуг и состояния конкуренции, отслеживание текущих изменений рыночной конъюнктуры, разработка мероприятий по привлечению новых клиентов (заказчиков услуг), заключение договоров на выполнение услуг, разработка предложений по диверсификации услуг и др.
Процессом перевозки занимается отдел эксплуатации, который принимает заявки, составляет оперативные планы перевозок, разрабатывает графики движения, выпуска и возврата автомобилей, разрабатывает мероприятия по улучшению использования подвижного состава, выписывает путевые листы, осуществляет контроль за выпуском автомобилей на линию, принимает от водителей путевые листы и другие документы (товарно-транспортные накладные, справки и др.), ведет ежедневный учет выполнения работы по каждому автомобилю и в целом по АТП, составляет сменно-суточный отчет о работе автопарка.
В обязанности расчетного отдела входят таксировка товарно-транспортных документов и контроль за их правильным оформлением, выписка счетов за оказание услуг клиентам, расчет штрафов за сверхнормативный простой автомобилей, розыск утраченных грузов по товарно-транспортным документам.
В ведении начальников колонн (отрядов) будут находиться следующие вопросы: осуществление оперативно-технического руководства, организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов, осуществление подбора и расстановки водителей, ведение личных карточек водителей, контроль за водителями, привлеченными к ремонту автомобилей, и водителями на линии.
Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение. Функции технической службы: организация технической подготовки подвижного состава; оперативное планирование ТО и TP подвижного состава, автошин; организация указанных работ и контроль; проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам; организация МТС, хранение, выдача и учета топлива, запчастей; изучение и распространение передового опыта; разработка и реализация организационно-технических мероприятий.
Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.
Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.
Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджер будет четко знать свои должностные обязанности. С этой целью на каждом предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управления, которые утверждаются руководителем этого предприятия.
В каждой должностной инструкции должны быть следующие разделы: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность.
В общих положениях указываются:
• кем работник назначается на должность и освобождается от нее;
• каким требованиям должен удовлетворять кандидат на соответствующую должность (образование, стаж работы на автомобильном транспорте и др.);
• что он должен знать;
• какими нормативными документами руководствуется (уставом предприятия, должностной инструкцией, иными документами);
• кому подотчётен (например, учредителям предприятия, руководителю и др.);
• кто исполняет обязанности работника во время его отсутствия (отпуска, болезни).
Следует отметить, что основные объекты производственно-хозяйственной деятельности, по существу, сохраняются на всех АТП независимо от их размеров. Поэтому и функции управления на малых предприятиях остаются, но их реализация осуществляется в упрощенном виде. На малых предприятиях широко применяется совмещение управленческих функций одним работником, поэтому для таких предприятий практически невозможно разработать типовую структуру организации управления. Кстати, как утверждают специалисты, на малых предприятиях нет необходимости в наличии формализованной структуры управления. Это соответствует положениям современной теории управления, согласно которым при численности работающих до 10—20 человек нет необходимости в создании формализованной структуры управления.
Благодаря небольшой численности работников на малых предприятиях применяются упрощенные организационные структуры, что способствует отсутствию бюрократизма. В то же время здесь имеет место мощная мотивация к труду, возникающая на основе появления у всех работников «чувства хозяина». Наемные работники осознают непосредственную зависимость между качеством своего труда, результатами хозяйственной деятельности и своим материальным благополучием.