Основные отличия философского и психологического подходов в изучении мышления

Проблема мышления имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно. Философский подход, включая методологический и гносеологический. Причем необходимо внутри "методологического подхода" различать: "собственно философско-методологический" аспект и его специфическое проявление именно в сфере творческого мышления. Диалектический материализм, с методологических позиций которого будет рассматриваться проблема научного творчества, определяет мышление как высшую форму отражения человеком предметов и явлений его внешнего и внутреннего мира, позволяющую в отличие от более низких форм познания (ощущений, восприятий и др.) познавать сущность объектов и их взаимосвязи. Истинное отражение объективных закономерностей природы является одним из необходимых условий свободы человека. Именно изучением проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики, и ее отношения к объективной диалектике и отличается гносеологический аспект проблем мышления и творчества.Собственно психологическое исследование мышления возникло в ХХ веке. В индивидуальном творческом процессе интуитивное мышление и логическое завершение полученного результата сопровождаются целым рядом психологических компонентов, из которых особенно важны эмоциональность и установка. Для углубления общей теории мышления психологический аспект имеет центральное значение. Однако точное определение того, что именно специфично для психологического направления исследования мышления, сегодня еще трудно однозначно определить по причинам: – Реальный процесс мышления людей, который является предметом психологического мышления, не может быть изучен вне его предметного содержания; – При психологическом изучении мышления по необходимости приходится оперировать теми компонентами мыслительного процесса, которые изучаются гносеологией, формальной логикой и отчасти также нейрофизиологией. Психология мышления изучает его специфические закономерности там, где они выступают наиболее отчетливо - в творческом, то есть продуктивном мышлении, однако это не означает, что иные виды мышления выпадают из поля зрения психологии.

Психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении. Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Изучение мышления — один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологической науки в целом. Мы исходим из диалектико-материалистического понимания предмета психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Марксистско-ленинская философия является наиболее полным, глубоким отражением законов природы и общества, поэтому и психология, основывающаяся на методологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики. Следующие общефилософские положения являются, определяющими для марксистской психологии, для понимания ее предмета.

1. Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности. 2. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга). 3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления. 4. Психика человека общественно-исторически обусловлена. 5. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль. 6. Психика развивается, входе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития. Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления. Вместе с тем в философии есть разделы, имеющие специальное значение для разработки проблем психологии мышления. К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотношении и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышлении как высшей ступени теоретического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: