06.04.2020
Урок биологии № 58
Тема. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем
Цель: - образовательная – рассмотреть особенности сообществ живых организмов и экосистем,
проанализировать состав и структуру экосистем, рассмотреть особенности взаимодействия организмов в экосистеме, показать взаимозависимость существования разных видов в экосистеме;
- развивающая – развивать внимание, мышление, умение анализировать информацию и делать выводы, развивать научное мировоззрение (связь строения с выполняемыми функциями), развивать смекалку, интуицию, умение четко формулировать свои мысли, развивать познавательный интерес к изучению биологии;
- воспитательная – воспитывать чувство ответственности, уверенности в своих силах, уважение к старшим, умение управлять эмоциями, воспитывать активную жизненную позицию, на материале урока сформировать у учащихся четкое представление о роли биологии в жизни человека и общества в целом.
Форма проведения: дистанционно
|
|
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационной этап.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа по вопросам, проверка Д/З
1. Что называют экологическим фактором?
2. Какие группы экологических факторов вам известны7
III. Мотивация учебной деятельности
Рассмотреть особенности сообществ живых организмов и экосистем, проанализировать состав и структуру экосистем, рассмотреть особенности взаимодействия организмов в экосистеме, показать взаимозависимость существования разных видов в экосистеме
IV. Изучение нового материала
Сообщества и неживая среда функционируют вместе как экологическая система (экосистема). Сообществу соответствует термин биоценоз, а экосистеме биогеоценоз.
С экологической точки зрения, критериями выделения биоценозов и биогеоценозов является видовой состав флоры и фауны, пространственные границы. Сообщество можно назвать биоценозом только тогда, когда оно отвечает следующим критериям:
1. Имеет характерный видовой состав. Существует две характерные группы видов:
a. Доминантные виды, которые формируют характерный внешний вид биоценоза, причем каждый из них имеет свою особенность, неповторимость;
b. Субдоминантные виды, которые хоть и не выделяются выразительно, как первая группа, но своим присутствием отражают условия места произрастания.
2. Имеет характерный набор видов. Биоценоз является системой, в пределах которой реализуется обмен энергии, который происходит между компонентами биоценоза и окружающей среды.
Экологическая структура – это закономерное, типичное соотношение определенных видов к условиям окружающей среды и связь всего сообщества с основным компонентом этого биоценоза.
|
|
Под видовым составом биоценоза понимают набор растений, животных, микроорганизмов, который есть в определенном биоценозе, включая все группы организмов. Для каждого биоценоза характерен свой набор видов и их определенное количество и соотношение. Одни биоценоза называют богатыми (тропические леса), другие – бедными (тундры, пустыни).
Под пространственной структурой биоценоза понимают закономерное размещение структурных элементов сообщества относительно друг друга. Каждый организм сообщества свойственное только ему место, которое соответствует требованиям организма и взаимоотношениям определенного элемента биоценоза как с другими организмами, так и с условиями.
Ярким примером пространственного размещения составляющих сообщества является ярусность.
Структура биоценоза
В биоценозе выделяют биотическую и абиотическую части.
В состав абиотической части входят такие компоненты:
· неорганические соединения (углекислый газ, кислород, вода и др.), которые, благодаря деятельности живых организмов, включаются в круговорот веществ;
· органические соединения (остатки живых организмов или продукты их жизнедеятельности), связывающие воедино абиотическую и биотическую части биогеоценоза;
· климатический режим, или микроклимат (среднегодовая температура, количество осадков и др.), определяющий условия существования организмов.
Биотическую часть биогеоценоза составляют разные экологические группы организмов, объединенных между собой пространственными и трофическими связями:
· продуценты (вырабатывающий, создающий) - популяции автотрофных организмов, способных синтезировать органические вещества из неорганических (фототрофные или хемотрофные организмы);
· консументы (потребляю) - популяции гетеротрофных организмов, питающихся другими живыми организмами или мертвой органикой (фитофаги, хищники, паразиты, сапротрофы);
· редуценты (возвращающий, восстанавливающий) - популяции организмов, питающихся мертвой органикой, разлагая ее до неорганических соединений (разнообразные бактерии, грибы).
V. Обобщение знаний.
Беседа по вопросам
1. Что такое биоценоз?
2. Какие части выделяют в структуре биоценоза?
VI. Подведение итогов
VII. Д/З: составить конспект урока.
06.04.2020
Урок биологии № 59
Тема. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах
Цель: - образовательная – рассмотреть особенности круговорота веществ и потока энергии в
экосистемах, и влиянии человеческой деятельности на эти процессы;
- развивающая – развивать внимание, мышление, умение анализировать информацию и делать выводы, развивать научное мировоззрение (связь строения с выполняемыми функциями), развивать смекалку, интуицию, умение четко формулировать свои мысли, развивать познавательный интерес к изучению биологии;
- воспитательная – воспитывать чувство ответственности, уверенности в своих силах, уважение к старшим, умение управлять эмоциями, воспитывать активную жизненную позицию, на материале урока сформировать у учащихся четкое представление о роли биологии в жизни человека и общества в целом.
Форма проведения: дистанционно
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационной этап.
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку