I. Организационной этап

06.04.2020

Урок биологии № 58

Тема. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем

Цель: - образовательная – рассмотреть особенности сообществ живых организмов и экосистем,

проанализировать состав и структуру экосистем, рассмотреть особенности взаимодействия организмов в экосистеме, показать взаимозависимость существования разных видов в экосистеме;

- развивающая – развивать внимание, мышление, умение анализировать информацию и делать выводы, развивать научное мировоззрение (связь строения с выполняемыми функциями), развивать смекалку, интуицию, умение четко формулировать свои мысли, развивать познавательный интерес к изучению биологии;

- воспитательная – воспитывать чувство ответственности, уверенности в своих силах, уважение к старшим, умение управлять эмоциями, воспитывать активную жизненную позицию, на материале урока сформировать у учащихся четкое представление о роли биологии в жизни человека и общества в целом.

Форма проведения: дистанционно

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационной этап.

II. Актуализация опорных знаний

Беседа по вопросам, проверка Д/З

1. Что называют экологическим фактором?

2. Какие группы экологических факторов вам известны7

III. Мотивация учебной деятельности

Рассмотреть особенности сообществ живых организмов и экосистем, проанализировать состав и структуру экосистем, рассмотреть особенности взаимодействия организмов в экосистеме, показать взаимозависимость существования разных видов в экосистеме

IV. Изучение нового материала

Сообщества и неживая среда функционируют вместе как экологическая система (экосистема). Сообществу соответствует термин биоценоз, а экосистеме биогеоценоз.

С экологической точки зрения, критериями выделения биоценозов и биогеоценозов является видовой состав флоры и фауны, пространственные границы. Сообщество можно назвать биоценозом только тогда, когда оно отвечает следующим критериям:

1. Имеет характерный видовой состав. Существует две характерные группы видов:

a. Доминантные виды, которые формируют характерный внешний вид биоценоза, причем каждый из них имеет свою особенность, неповторимость;

b. Субдоминантные виды, которые хоть и не выделяются выразительно, как первая группа, но своим присутствием отражают условия места произрастания.

2. Имеет характерный набор видов. Биоценоз является системой, в пределах которой реализуется обмен энергии, который происходит между компонентами биоценоза и окружающей среды. 

Экологическая структура – это закономерное, типичное соотношение определенных видов к условиям окружающей среды и связь всего сообщества с основным компонентом этого биоценоза.

Под видовым составом биоценоза понимают набор растений, животных, микроорганизмов, который есть в определенном биоценозе, включая все группы организмов. Для каждого биоценоза характерен свой набор видов и их определенное количество и соотношение. Одни биоценоза называют богатыми (тропические леса), другие – бедными (тундры, пустыни).

Под пространственной структурой биоценоза понимают закономерное размещение структурных элементов сообщества относительно друг друга. Каждый организм сообщества свойственное только ему место, которое соответствует требованиям организма и взаимоотношениям определенного элемента биоценоза как с другими организмами, так и с условиями.

Ярким примером пространственного размещения составляющих сообщества является ярусность.

Структура биоценоза

В биоценозе выделяют биотическую и абиотическую части.

В состав абиотической части входят такие компоненты:

· неорганические соединения (углекислый газ, кислород, вода и др.), которые, благодаря деятельности живых организмов, включаются в круговорот веществ;

· органические соединения (остатки живых организмов или продукты их жизнедеятельности), связывающие воедино абиотическую и биотическую части биогеоценоза;

· климатический режим, или микроклимат (среднегодовая температура, количество осадков и др.), определяющий условия существования организмов.

Биотическую часть биогеоценоза составляют разные экологические группы организмов, объединенных между собой пространственными и трофическими связями:

· продуценты (вырабатывающий, создающий) - популяции автотрофных организмов, способных синтезировать органические вещества из неорганических (фототрофные или хемотрофные организмы);

· консументы (потребляю) - популяции гетеротрофных организмов, питающихся другими живыми организмами или мертвой органикой (фитофаги, хищники, паразиты, сапротрофы);

· редуценты (возвращающий, восстанавливающий) - популяции организмов, питающихся мертвой органикой, разлагая ее до неорганических соединений (разнообразные бактерии, грибы).

V. Обобщение знаний.
Беседа по вопросам

1. Что такое биоценоз?

2. Какие части выделяют в структуре биоценоза?


VI. Подведение итогов

VII. Д/З: составить конспект урока.

 


 


06.04.2020

Урок биологии № 59

Тема. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Цель: - образовательная – рассмотреть особенности круговорота веществ и потока энергии в

экосистемах, и влиянии человеческой деятельности на эти процессы;

- развивающая – развивать внимание, мышление, умение анализировать информацию и делать выводы, развивать научное мировоззрение (связь строения с выполняемыми функциями), развивать смекалку, интуицию, умение четко формулировать свои мысли, развивать познавательный интерес к изучению биологии;

- воспитательная – воспитывать чувство ответственности, уверенности в своих силах, уважение к старшим, умение управлять эмоциями, воспитывать активную жизненную позицию, на материале урока сформировать у учащихся четкое представление о роли биологии в жизни человека и общества в целом.

Форма проведения: дистанционно

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационной этап.

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: