Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю

01.04.2020

Урок биологии № 56

Тема: " Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма "

Цели по содержанию:

Образовательная: Рассмотреть вопрос о времени и месте возникновения рас современного человечества. Доказать, что в настоящее время на Земле существует один вид человека

(человек разумный), представленный расами. Дать понятие о расоведении, расизме, социал – дарвинизме, метисации.

Развивающая: Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитание культуры речи биологического языка, умения слушать. Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: дистанционная

Средства обучения:

- учебная программа по биологии

- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:

Дрофа, 2007;

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Общая биология учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007;

План урока.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний

В тетради записываем число и тему урока

Изучение нового материала.

Негроидная раса

Большая негроидная раса имеет следующие характерные признаки: черные, спиральнозавитые или волнистые волосы, шоколадно- коричневая или даже почти черная кожа, карие глаза, довольно плоский, мало выступающий нос с низким переносьем и  широкими крыльями. Негроидная раса формировалась в условиях тропического пояса с его палящими солнечными лучами; черный цвет кожи и курчавые волосы на голове явились полезными и важными приспособлениями для задержания опасных  ультрафиолетовых лучей и предотвращения перегревания головы, а широкий нос и толстые и вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек помогают регулировать температуру тела в жаркие летние дни путем испарения и связанной с ним большой теплоотдачи.

Европеоидная раса

Для большой европеоидной расы (иначе белой расы) характерны признаки: розоватость кожи, обусловленная просвечиванием кровеносных сосудов, более или менее светлая окраска кожи, волнистые или  прямые волосы. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице, губы средней толщины, нос довольно узкий и сильно выступающий из плоскости лица, высокое переносье, слабо развитая складка верхнего века, мало выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне или сильно выступающий подбородок, как правило, небольшая ширина лица. Большая европеоидная раса формировалась в северном регионе с низкими температурами и коротким световым днем зимой. В связи с этим такие особенности белой расы, как среднее или сильное развитие волос на теле и лице, губы средней толщины и довольно высокий и длинный нос, являются прямым приспособлением к максимальному сохранению внутреннего тепла во время длинной холодной зимы, в то время как светлая окраски кожи является важным приспособлением для захвата ультрафиолетовых лучей солнечного света, необходимых для превращения каротина в витамин Д во время коротких и холодных зимних дней, когда большую часть тела приходится закрывать одеждой.

Монголоидная раса

Монголоидная (или желтая) большая раса характеризуется такими признаками: кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза темно- карие, волосы черные, прямые, тугие, на лице борода и усы, как правило, отсутствуют, на теле волосяной покров слабо развит, косой разрез глаз, лицо плоское, прямой, но переносье низкое, губы развиты средне, рост у большинства средний и ниже среднего.

Формирование монголоидной расы происходило на просторах степей(точнее, полупустынь) Азии. Люди вынуждены были напряженно всматриваться в даль, следя за стадами животных. Сильные ветры, непременно дующие в этих степях,  поднимали и несли с собой массу мелкого песка, и только косой разрез глаз и сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века, прикрывающая внутренний угол глаза, появившаяся как приспособление к этим очень своеобразным и крайне трудным условиям среды, спасали людей от засорения глаз или даже полной потери зрения. 

Учитель. Вопросы классу:

Что лежит в основе деления человечества на расы?

А что такое раса?

Ответы:

1. В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.

2. Расы – группа людей с общими биологическими особенностями, но с разными морфологическими признаками.

 3. Как внутри вида Человек разумный возникли разные человеческие расы?

 4. В каких условиях формировались эти расы?

Учитель. Основные факторы расогенеза - это наследственная изменчивость, естественный отбор, и изоляция. 

 

Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

Учитель.

Какие можно привести доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду?

Ответ: «Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают плодовитое потомство от смешанных браков. Это указывает на принадлежность всех рас к единому виду – Homo sapiens».

Метисация - смешение рас.

Схема метисации

 

 



Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.

Разный культурный уровень у разных народов, представителей различных рас, не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.

Вопрос классу:

1) Почему расисты отстаивают это учение?

Ответ:

Можно оправдать господство одной нации над другой, национальные и колониальные войны.

Несостоятельность расизма доказана расоведением.

Социальный дарвинизм - антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому, как они действуют во всей живой природе.

Вывод.

а) В основе деления человечества на расы лежат ______________.

 б) Все расы ______________ равноценны и относятся к одному виду – __________.

 в) Основные факторы расогенеза это _______________.

Все современные люди принадлежат к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех 

людей, но различия в морфологических признаках позволяют внутри вида Человек разумный выделять большие расы.

Вывод: Все расы биологически равноценны и относятся к одному виду- Человек разумный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: