Институты государственной власти в России

Лекция №4:   Институты государственной власти в области национальной безопасности Российской Федерации. Контроль за сферой обеспечения национальной обороны и безопасности государства.

Вопросы:

1. Институты государственной власти в России.

2. Общество и его институты.   

3. Понятие и правовые аспекты исполнительной власти.

4. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

5. Теоретические подходы к понятию контроль и надзор.

6. Система органов судебной власти РФ.

7. Российская Федерация и международная безопасность.

 

Институты государственной власти в России

Современная структура институтов государственной власти в России сложилась в результате общественных реформ (в том числе и в политической сфере) в 90-х годах XX века. Их деятельность обусловлена федеративным устройством государства и высокой самостоятельностью отдельных его субъектов, что отражено в таких нормативно-правовых документах как Конституция Российской Федерации, конституции краев, республик и областей, других законодательных актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере.

 

  В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессами, разрешения различного рода конфликтов, поддержания порядка, достижения опре­деленных целей общества или отдельных социальных групп в обществе стихийно складываются или сознательно создаются различного рода социальные институты. Институт (institutum – установление) - это некое образование (учреж­дение, организация и т. п.), созданное для осуществления оп­ределенных задач. Это весьма широкое понятие.

 

  Социальны­ми институтами являются государство и право в целом, мо­раль и обычаи как социальные регуляторы, политические пар­тии, общественные объединения, церковь, семья и т. д. В то же время отдельные органы государства или составные части права также называются институтами, например институт президентства, институт конституционного суда, институт не­обходимой обороны в уголовном праве и т. д.


  Основная задача институтов государственной власти (президентства, парламентаризма и структур региональной власти) состоит в создании условий для социальной стабильности общества, существенного улучшения качества жизни различных групп населения, доступности государственных и муниципальных услуг для всех граждан независимо от территории их проживания. Эти целевые установки отражены в стратегии социально-экономического развития, реализации национальных проектов и других документах.

 

  В отношениях между государств енной властью различных уровней, её представителями (Президентом Российской Федерации, губернаторами краев и областей) и населением страны доминируют отношения социальной зависимости и власти.

 

  К значимым действиям институтов государственной власти относится разрешение актуальных социально-экономических проблем, непосредственно влияющих на жизнь населения страны. В их числе: рост цен на товары и услуги, низкий уровень заработной платы, высокий уровень преступности, коррупция и т. п.

 

  Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Никто до сих пор не может разгадать парадокс власти, которая может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Поэтому изучение власти, как структурной категории необходимо.

 

  Любая власть имеет свои особенности. Одной из важных характеристик власти является принцип разделения властей.

 

  Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций.

 

  Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

 

  Таким образом, власть в современных государствах делится на законодательную, исполнительную и судебную.

 

  Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

 

  Признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием «легитимность» (от лат. legitimus - законный).

  Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

  Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

      

  Организация социальной поддержки существующего режима - главная задача любой политической силы, находящейся у власти. Власть в России всегда опиралась на определенную часть популяции, или населения, не имевшую четких границ. Именно к ней власть обращается для легитимации своих действий и именно ее интересами мотивирует свои решения.

 

  Эта часть общества представляет социальный вектор, по которому идет распространение политического влияния. Этот вектор и выполняет функцию «носителя легитимности». Его сущность заключается в том, что именно он легитимирует решения и действия власти. Поэтому с его интересами она считается, и именно от него зависит, кому конкретно эта власть будет принадлежать в смутные периоды российской истории.

 

  Но прежде, постараемся подробнее раскрыть то, что в современной политологии подразумевается под термином «институционализация» – это превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации: дисциплиной, правилами поведения и т.п.» [1, с. 122].

  Исходя из предложенного определения видно, что этот процесс предусматривает создание конкретных структур. При этом данные структуры являются четко организованными, достаточно сложными образованиями, выполняющими конкретные функции. Сам процесс функциональной деятельности политических институтов требует определенной слаженности, точности и контроля.

 

  Как известно, из курса общей политологии, одним из составляющих элементов политической системы, в том числе, являются политические институты.     

  Группа зарубежных политологов, а именно Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром и Р. Далтон считают, что «Политическая система есть совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп» [3, с. 74].

 

  В целом можно говорить о существовании достаточно широкого круга политических институтов. Среди них можно назвать государство, кстати, как основной институт политической системы, правительства, парламент, президентство, политические партии и т.п.

 

  Понятие «политический институт» обозначает:

1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции;

2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций;

3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции;

4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

 

  Словом, политический институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии - суть политические институты.

     

  Основной Закон страны официально определяет те политические институты, которые представляют исполнительную, законодательную и судебную ветви государственной власти. Также, Конституция наделяет конкретные политические институты определенными полномочиями, в соответствии с которыми они осуществляют свои властные функции.

  Однако, деятельность органов власти в действительности во многом зависит от выбранного политического режима управления государством.

  В научной литературе, посвященной изучению института президентства, приводятся во многом схожие между собой определения, которые в общем можно отразить в следующем положении: «Термин ''президент'' происходит от латинского praesidens, что буквально означает ''сидящий впереди''. В античную эпоху Президентами называли председательствующих на различных собраниях. До тех пор, пока в США не возникла президентская форма правления, ''президент'' в ее нынешнем понимании как глава государства не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах» [4, с. 20]. Можно отметить, что за непродолжительный исторический период президентство обстоятельно утвердилось как прогрессивный политический институт, способствующий эффективной организации государственной власти. Одним из важнейших факторов, наделяющих президентство демократической сущностью, является его выборность.

  Другим, не менее значимым политическим институтом, осуществляющим государственное управление, является законодательное собрание. В политической практике законодательные органы конкретных стран имеют различные названия: Конгресс, Сенат, Дума, Мажилис, Рада и другие. В сущности, за всеми этими обозначениями мы видим один и тот же политический институт государственной власти, который конституционно наделен правом законотворчества. И в целом, данный орган политической системы является олицетворением законодательной ветви власти.

  Политическая история законодательного органа власти берет свое начало, еще с античных времен, и продолжается по сей день. «Законодательные собрания существуют сотни лет. Они были в Древней Греции и Древнем Риме, как и в иных античных обществах, и именно римский сенат дал свое имя современным законодательным собраниям Соединенных Штатов и многих других стран» [3, с. 74]. Наиболее старый из действующих ныне парламентов – исландский альтинг – был впервые созван в 930 г. Британский парламент ведет свою историю с 1295 г.».

  В энциклопедическом словаре «Политология», мы можем найти следующее определение, которое касается рассматриваемого нами политического института: «Парламент (англ. Parliament, фр. Parlement, нем Parlament, от parler – говорить) – высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения» [1, с. 240].

  Законодательный орган государственной власти выполняет, прежде всего, представительную функцию. Важность существования ассамблеи заключена в том, что именно посредством последней реализуется управление, пусть и опосредованное, большей части населения страны.

  Парламенты в современных политических системах, несмотря на имеющуюся разницу, например, по форме избрания депутатов и т.д., в принципе повсеместно выполняют достаточно схожие функции: законодательную, бюджетного планирования и контроля за деятельностью исполняющей власти.

  В зависимости от способа формирования институт парламента или институт президентства может быть сформирован следующими основными избирательными системами.Как справедливо отмечает Радугин А.А. «в современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены две избирательные системы: система большинства, или мажоритарная, и система пропорционального представительства, или пропорциональная» [6, с. 130].

  В современном политической практике известны примеры использования и мажоритарной и пропорциональной системы. Однако, не редким становится применение в одной политической системе обоих видов избирательных систем. Например, при существовании двух палат парламента, одна из них может применяться в отношение верхней, другая – нижней – палат парламента. И таким образом, мы можем говорить уже о существовании смешанного типа избирательной системы.

  В политологии часто указывают на взаимосвязь таких понятий как «парламент» и «парламентаризм». Действительно, близость данных понятий очевидна. Ведь в термин «парламентаризм» заложено понятие «парламент» как основополагающее, что естественно приводит к осознанию того, что институт законодательного собрания является ведущим при соблюдение парламентаризма. Тем не менее, не отрицая данное положение, все же понятно, что понятие «парламентаризм» отнюдь не идентично термину «парламент». На наш взгляд «парламентаризм» понятие более широкое, нежели «парламент», оно отражает соблюдение принципа представительства не только при формировании ассамблеи, но и в иных политических процессах, а это уже неотъемлемый признак демократии.

  Как и в случае с рассмотренным выше институтом президентства мы по аналогии можем утверждать следующее. Институт парламентаризма понятие более объемное, и оно уже включает в себя институт ассамблеи, который является главной политической структурой в указанной подсистеме. Также можно согласиться с мнением группы отечественных ученых, которые говорят следующее: «Парламентаризм – это представительный характер правления обществом, а парламент – основная структура народного представительства, которое является обязательным формальным компонентом легитимного правления» [5, с. 293].

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред и сост: Ю.И. Аверьянов. – Москва: Изд-во Московского коммерческого университета. – 431 с.

2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – Москва: Аспект Пресс, – 559 с.

3. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К. и Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие / Сокр. Пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галкиной; Под ред. М.В. ильина, А.Ю, Мельвиля. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 537 с.

4. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – Москва: Юрид. лит. – 1994. – 176 с.

5. Политология: Лексикон / Под ред. А.И. Соловьева. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 800 с.

6. Политология. Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А.А. – Москва, 1997. – 224 с.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Государство является важнейшим институтом общества, а переход к государственности, равно как и переход к новым эволюционным уровням государственности означал (и означает) появление и/или трансформацию целого комплекса институтов общества, поскольку государство, обладая верховной властью, способно влиять, изменять или контролировать практически любые институты общества.  

  Поэтому в процессе эволюции государственности фактически отражена и эволюция политических институтов. Переход к раннему государству или новой эволюционной стадии государственности (развитому и зрелому государству) означает крупные изменения в политических институтах.

  В эволюции государственности можно выделить три основные стадии:

· раннее государство;

· развитое государство;

· зрелое государство.

  Они отличаются уровнем системности, организованности, наличия и развитости политических институтов, опорой на разные по уровню развития этнополитические типы организации обществ, а также разной способностью к сохранению идентичности и взаимоотношения с обществом. Переход на новую эволюционную стадию государственности не происходит автоматически. Напротив, только часть государств более низкой эволюционной стадии способно трансформироваться в более сложный тип государства.

  Краткое описание эволюции государственности и отличий каждого эволюционного типа государств

  Ранние государства уже создали особую политическую организацию власти, отделенную от общества, систему аккумуляции ресурсов, организационные формы для внешнеполитической деятельности, возможность принуждать население к выполнению своей политической воли. Однако ранние государства часто не обладали полным набором или удовлетворительной степенью развитости таких, позже ставших универсальными, атрибутов государственности, как профессиональный аппарат управления, система регулярного налогообложения, административное территориальное деление, а также письменное право и достаточно высокая степень централизации.

  Вот почему для раннего государства наличие таких признаков, как профессиональный аппарат, система налогов, территориальное деление, не является обязательным. Эти три признака являются обязательными для характеристики только следующего эволюционного типа государства – развитого. Первые ранние государства появляются в начале третьего тыс. до н.э.

  Развитое государство было результатом длительного исторического развития и отбора, итогом многочисленных трансформаций, переворотов, распадов и собираний земель, в течение которых происходил отбор наиболее удачных вариантов соотношения государства и социально-этнических структур. Оно складывается в результате долгого развития самой техники управления и администрирования, расширения и профессионализации административных и иных структур, подгонки аппарата для решения определенных задач. Поэтому такое государство обязательно является централизованным и имеет все указанные выше атрибуты государства: профессиональный аппарат управления и подавления, систему регулярного налогообложения, административное территориальное деление и письменное право.

  Развитые государства характерны уже для поздней античности, средних веков и нового времени, но только часть средневековых государств можно считать развитыми.

  Зрелое государство, в представлении экспертов, является уже результатом процессов модернизации, развития капитализма и промышленной (а также демографической) революции, то есть основывается на принципиально ином производственном базисе. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями и постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство. Исходя из сказанного, можно сделать очень важный вывод: в древности и средневековье не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Самые первые зрелые государства появляются в конце XVII–XVIII в., а их специфические черты достигают зримого проявления только в XIX в.

  Отличия зрелого государства от ему предшествующих очень велики. Зрелое государство в организационном и правовом плане существенно превосходит развитое. Оно имеет качественно более развитые и специализированные институты управления, аппарат принуждения и контроля.

· Определение раннего государства

  Раннее государство – это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок;

эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти:

а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью);

б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы;

в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

· Определение развитого государства

  Развитое государство в целом имеет более высокий производственный базис, чем раннее. В любом случае оно уже не может быть основано на примитивном сельском хозяйстве, тем более незерновом, существовать без городов и без торговли; в нем начинает формироваться единая хозяйственная система.

 

  Развитое государство – это понятие, с помощью которого обозначается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая:

а) суверенностью (автономностью);

б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц;

в) возможностью изменять отношения и нормы.

 

· Определение зрелого государства

  Зрелое государство – это понятие, с помощью которого обозначается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая:

а) суверенностью;

б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц;

в) развитым аппаратом принуждения и контроля;

г) систематическим изменением отношений и норм.

 

       Различия между ранним, развитым и зрелым в моделях взаимоотношений между центральной властью, элитой и населением (народом) в каждом из этих государств.                   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: