Лекция №5
По учебной дисциплине «Философия»
Тема: «Западноевропейская философия Нового времени»
План
Основные проблемы философии Нового времени. Философия ХVIIст.
Философия французского Просвещения и немецкая классика.
Основные термины: априорный, апостериорный, рационализм, эмпиризм, монада, трансцендентальный, трансцендентный.
1.1 Предпосылки и особенности философии Нового времени:
Главной предпосылкой новой философии, по аналогии с античной эпохой, явился кризис, кризис схоластики, обсуждавшей теологические проблемы. Пантеизм Н.Кузанца и Д.Бруно расшатал постулат о личностном понимании Бога, а «последней каплей» развенчавшей бесплодность схоластических диспутов стал, подобно скептицизму эллинистической эпохи, все разрушающий скептицизм фр. философа Мишеля Монтеня (1533-1592). В «Опытах»автор обосновал тезис о том, что человеческий разум ничего не может доказать, в том числе и существование Бога. Для того чтобы человек познал истину, необходимо сомнение во всем.
|
|
Выход был найден в Новое время, в ХVII-ХIХвв. в смене темы философствования – переходе от размышлений о потустороннем мире и Боге к познанию реальных вещей и явлений. Главным средством утверждения своего могущества человека над природой для европейцев становится наука (Г.Галилей, И.Ньютон), а мировоззренческо-философским а лозунгом дня - высказывание английского философа Ф.Бэкона «Знание –сила!».
Отвергнув умозрительно-схоластическое теоретизирование средневековых мыслителей, философы стремились найти универсальный метод познания. Об этом свидетельствуют названия их работ: «Новый органон» Ф. Бэкона (в пер. с греч – орудие), «Рассуждения о методе» Р. Декарта, «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка, «Новые опыты о человеческом разуме» Г. Лейбница.
1.2 Эмпиризм и рационализм. В процессе обоснования метода сформировались два направления – эмпиризм и рационализм (с лат. - «опыт» и «мысль»).
Линию эмпиризма (с лат. опыт), или сенсуализма (от лат. sensus-чувство) разрабатывали преимущественно британские философы, сочетавшие свои философские размышления с социальной практикой: Ф.Бекон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Дж. Беркли (1684-1753), Дэйвид Юм (1711-1776). Рационалисты: французcкий математик и философ Р. Декарт (1596-1650), голландец Б. Спиноза (1632-1677), немецкий ученый-универсал Г. Лейбниц (1646-1716)., – представляли континентальную Европу. Исключения из «методологического дискурса» конечно, как и во все времена были. Например, в этот период творили религиозные философы, такие как Б.Паскаль во Франции и Г.Сковорода на Украине, но они не делали «философской погоды».
|
|
Родоначальник эмпиризма, Ф.Бэкон, критиковал умозрительное знание, предпочитая знания, полученные опытным путем, выводным из абстрактных принципов, «путь пчелы», добывающей кропотливым трудом из отдельных цветков нектар знания, – схоластической дедукции – «пути паука», ткущего нить знаний из самого себя. Итак, кредо (символ веры) эмпириков -«Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах!».
Но, прежде чем приступить к сбору опытных данных, считал Бэкон, следует очистить сознание от иллюзий и случайных совпадений − «призраков» или «идолов». Философ выделял четыре вида призраков, два врожденных («призраки рода», «призраки пещеры») и два приобретенных («призраки рынка» и «призраки театра»). «Призраки рода» – это врожденная склонность человеческого духа (чувств, памяти и разума) заблуждаться. Чувства, например, наблюдают и сохраняют лишь позитивное, а разум видит во всем порядок (на этом спекулироуют асторологи). «Призраки пещеры» - это субъективизм, склонность каждого видеть мир по-своему (со своей колокольни). Они возникают в результате неправильного воспитания. «Призраки рынка» в значительной мере связаны с неправильным словоупотреблением (со словесной путаницей). «Призраки театра» - вызваны чрезмерным доверием к авторитетам,некритического усвоения чужих мнений.
Другой английский философ-эмпирик, Д.Локк, предложил начинать познание с «очищения» разума от заблуждений, превратить его в «чистую дощечку» (tabula rasa). Принижая роль мышления, эмпирики, сводили его к операциям сложения-вычитания чувственных данных. («Гипотез не измышляю», заявлял И.Ньютон).
Недостатки эмпиризма подметили сторонники другого подхода, рационалисты. Они справедливо утверждали, что знания, добытые опытным путем, не отвечают требованиям законов, а именно: они не обладают качествами - всеобщности и необходимости (попробуйте опытно доказать, суждение «все люди смертны»). Поэтому эмпирик Т. Гоббс вынужден был признать, что «из опыта нельзя вывести никакого заключения, которое имело бы характер всеобщности». Наряду с постулатами эмпиризма он признал важную роль общих идей – соглашений ученых по поводу общих терминов «знаков знаков» (как результата врожденной разуму логичности, представлений о том, что 2 больше чем 1, что есть «точка», «прямая», «треугольник» и т.д.). Да и сам символ веры эмпириков рационален: кредо индуктивистов «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», рационалист Г.Лейбниц дополнил… «Кроме самого разума».
Основатель рационализма и дедуктивного метода в познании, математик и философ Р. Декарт, искал основания достоверности истины не в чувственных восприятиях, а в разуме, следуя дедуктивным путем, от общего к частному. Но ведь ум способен прийти к ложным заключениям, поэтому особое внимание должно быть уделено началу цепи рассуждений. Таким исходным пунктом, по мнению философа, является интеллектуальная интуиция − непосредственное постижение сути дела. Примером ясности является присущее каждому нормальному человеку понимание того, что, размышляя о чем-либо, он осознает, что в это время мыслит. Во всем можно сомневаться, кроме самого сомнения. Конечно, дважды два – пять есть заблуждение, но то, что ядумаю об этом -несомненно.
Отсюда Р. Декарт делает парадоксальный и не совсем корректный (подумайте почему), вывод – «Мыслю, следовательно, − существую».
Декарт выводит четыре правила дедуктивного метода:
1) истинны лишь те положения, которые самоочевидны. К ним относил известные еще Аристотелю понятия: число, движение, отношение…)
2) Каждую проблему следует максимально делить на простые;
3) Восходить нужно от простого к сложному;
4) Следует сохранять непрерывность цепи умозаключений, не упуская ни одного звена.
|
|
Но и рационалистический метод имел существенные недостатки: Первый, как отмечал еще Ф.Бэкон, состоял в игнорировании чувственного опыта. Но если чувства обманывают, то зачем вообще они нужны? Но отказ от чувств сведет познание к фантазиям. Другим недостатком рационализма является то, что выводные, дедуктивные знания не обладают принципиальной новизной, ибо имплицитно (скрыто) содержатся уже в аксиомах. Так, в понятии «квадрат» уже спрятаны ответы на вопросы: о равестве разделенных биссектриссой углов, отрезков, на которыекие разделит перпендикуляр, проведенный от середины одной из сторон квадрата и т.д. Поэтому рационалист Г. Лейбниц вынужден был признать наряду с существованием «истин разума» существование «истин факта».
1.3 Онтологическая проблема в философских дискуссиях ХVIIв., хотя и не была центральной, но так же обсуждалась, прежде всего рационалистами.
Р.Декарт, приняв за точку отсчета в познании ясные врожденнные, интуитивно- ясные идеи, вынужден был соотнести их с реальностью. Ведь очевидно, что инуиция психически больного субъекта отлична от интуиции здорового. Согласование мира мыслей и реальности Декарта и объяснил с помощью известного со времен античности понятия «субстанция» – первооснова бытия. Французский философ утверждал, что и мыслящий субъект, и объекты внешнего мира являются модусами (состояниями, видами) двух субстанций: духовной − мышления, и телесной – протяженности (качества материальных вещей). Их координацию обеспечивает третья, высшая субстанции, Бог. Бог же санкционирует и существование врожденных идей (число, движение, отношение…) – отправных точек всякой мысли. Ясные идеи истинны, т.к. «Бог не обманщик».
У голландского философа Б.Спинозы мышление и протяженность – атрибуты (с лат. неотъемлемые свойства) единой субстанции - «Бога-природы»(пантеизм). Отдельные вещи – это бесконечно разнообразные модусы субстанции. Все сущее, включая социальные явления, как в геометрии, строго упорядочено и причинно обусловлено. Свобода и знания человека− ограничены законами субстанции.
|
|
В отличие от Декарта и Спинозы, универсал в науке и философии. Г. Лейбниц разработал гибкую концепцию субстанциального плюрализма, «монадологию» (от греч. «единица»). Монады – простейшие, неделимые и одновременно универсальные по числу свойств самодеятельные души-субстанции. Монады - каждая вещь, животное, человек- уникальны и неповторимы. Они самозамкнуты, «не имеют окон». Эта закрытость не мешает связи монад с другими, ибо преодолевается светом «предустановленной гармонии» - координирующей силы первомонады-Бога. В философии Лейбница, отмечал позже Л.Фейербах, «мир предстал не ахроматическим стеклом божества, а многогранным кристаллом, брильянтом, в бесконечном разнообразии богатства красок». Итак, при всех отмеченных ограничениях, новаторство философов ХVII в. заключалось в переориентации философского знания от созерцания в более практическую плоскость – к разработке гносеологии, принципов научного познания.
Вывод. 1. Развитие опытного (эмпирико-индуктивного) метода познания сблизило философию и практическое естествознание, укрепив позиции науки в противоположность религии.
2. В философии был утвержден принцип автономного мыслящего субъекта, но его духовный мир характеризовался упрощенно.
II вопрос
Философия французского Просвещения и немецкая классика.